Внешняя среда (общество)
Внешняя среда представляет собойобъективные факторы, окружающие организацию в обществе (государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента.
Внешнее окружение включает такие основные звенья:
· политико-правовая среда;
· социально-культурная среда;
· технологическая среда;
· экономическая среда;
· экологическая среда;
· международная среда.
Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле для бизнеса, влияет на условия ведения бизнеса в той или другой стране.
Составные политико-правовой среды:
· политическая система;
· законодательная и нормативно-правовая система;
· политические партии и политические лидеры;
· органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах;
· состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия, касающиеся регулирования бизнеса;
· политическая стабильность;
· профсоюзы и другие общественные организации;
· средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).
Социально-культурная среда – это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития, традициями, привычками.
Составные социально-культурной среды:
· численность населения страны и данной местности, его демографические и возрастные характеристики;
· численность и структура семей, их традиции;
· уровень квалификации, образования, трудовых навыков трудоспособного населения;
· уровень доходов населения, структура потребностей;
· жизненные ценности, установки, традиции, обычаи, стереотипы населения и отдельных его групп, этические стандарты;
· религиозные верования;
· миграционные процессы, мобильность населения;
· международные, межэтнические отношения.
Технологическая среда – это научно-технические разработки и оборудование, определяющие методы изготовления и продажи продукции (услуг, работ) в обществе.
Основные элементы технологической среды:
· патенты, авторские свидетельства, рационализаторские предложения;
· научно-технические разработки, отчеты по научно-исследовательским работам, проектные разработки, инжиниринговые работы;
· информация и технические средства её обработки;
· системы технологий в разных сферах жизнедеятельности людей;
· потенциал научно-исследовательских, проектно-конструкторских, исследовательских, инжиниринговых организаций.
Экономическая среда включает деятельность всех организаций в сфере бизнеса.
Составные этой среды:
· наличие в обществе основных отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций;
· инфраструктура экономики: транспорт, коммуникации;
· полезные ископаемые, энергетические ресурсы;
· характеристики производственной продукции (услуг, работ), валовой национальный продукт;
· состояние экономики и показатели её развития (кризисные явления, инфляционные процессы, процентные ставки и др.);
· состав и структура финансово-банковской системы;
· государственные и местные органы регулирования экономики;
· налоговая политика, льготы, штрафы, санкции.
Экологическая среда характеризует природное окружение организации, представляющее собой, с одной стороны, источник определенных ресурсов (земля, полезные ископаемые, солнечный свет, воздух, вода и др.), а с другой стороны, пространство, в которое поступают результаты деятельности организации.
Составные этой среды:
· земельные и водные ресурсы, воздушный бассейн, их состояние и характеристика;
· растительный и животный мир;
· природные условия деятельности организации (температурный режим, погодные условия, уровень осадков, поры года);
· реальный и допустимый уровни загрязнения воздуха, земли, воды токсичными отходами;
· реальный и допустимый уровни неблагоприятных воздействий на окружающую среду электрическими, магнитными и другими полями;
· тенденция экологических изменений вокруг фирмы;
· экологические движения и организации, экологическая деятельность государственных органов и общественности.
Международная средавключает такие отношениямежду отдельными государствами и международные институции, которые непосредственно влияют на хозяйственные результаты данной организации.
Составные этой среды:
· состояние и тенденции развития международных экономических отношений;
· международные региональные организации, способствующие развитию международного бизнеса (ЮНИДО, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский Союз и др.);
· международные многосторонние и двусторонние договоры;
· международные деловые ассоциации;
· посольства и торговые представительства в других странах;
· международный транспорт и международные коммуникации;
· международные учебные заведения, научные исследования, конференции, встречи;
· валютные курсы.
Внешняя среда включает факторы:
· прямого действия;
· опосредованного действия.
Факторы прямого действия:
· поставщики материалов, капиталов, трудовых ресурсов;
· законы и законодательные органы, определяющие непосредственно статус, направления и механизмы деловой деятельности организации;
· потребители;
· собственники;
· конкуренты.
Факторы опосредованного действия влияют опосредованно на деятельность компании. К примеру, Чернобыльская катастрофа 1986 г. опосредованно повлияла не только на деятельность других атомных электростанций, но и на предприятия других отраслей, поскольку после этого резко возросла активность многих государственных и негосударственных организаций и движений, прежде всего организаций “зеленых”.
Составные факторов опосредованного действия:
· состояние экономики;
· научно-технический прогресс;
· политические и социально-культурные изменения;
· влияние групповых интересов на организацию;
· влияние международных событий или событий в других странах на состояние дел в организации.