В экономической науке вместо термина процентный доход используют термин ссудный процент.

Ссудный процент представляет собой доход на ссудный капитал. Он выражает взаимоотношения кредиторов и заемщиков и характеризует распределение доходов, а также риски при кредитовании. При распределении доходов, полученных от использования кредита, доля заемщика составляет предпринимательский доход, доля кредитора – ссудный процент. Кредиторы получают вознаграждения за риск невыполнения долговых обязательств. Заемщики рискуют не получить достаточно высокого дохода для выполнения своих обязательств по кредиту.

Ссудный процент – это денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит, с другой стороны – это цена кредита, или плата, которую заемщик должен заплатить за пользование кредитом.

Одним из составляющих ссудного процента или процентного дохода является ставка процента. Ставка процента – это отношение процентного дохода (ссудного процента) к величине ссуды. (Например, размер кредита 300т.р., сумма, которую мы должны вернуть – 350т.р., сумма процентов – 50т.р., ставка процента = 50/300х100% = 16,67%.)

В банковском секторе экономики используется целый комплекс различных видов процентных ставок:

Процентные ставки, подверженные непосредственному регулированию (ставка рефинансирования Центрального банка РФ, процентные ставки по его кредитам и по переучету им коммерческих векселей);

Рыночные процентные ставки, которые делятся на аукционные (ставки по депозитам и банковским кредитам, размещенным посредствам аукционных торгов) и банковские (стоимость привлекаемых банками депозитов при непосредственной работе с клиентами и ставки по кредитам, предоставляемым непосредственным заемщикам, то есть предприятиям, организациям, населению).

В условиях инфляции существуют различия между номинальной ставкой процента и реальной, корректируемой с учетом инфляции. Именно реальная процентная ставка, а не номинальная имеет важное значение при принятии решения о пользовании кредитом. Взаимосвязь между номинальной и реальной ставкам выражается формулой:

I = р+П, где (33)

I – номинальная ставка процента; р – реальная ставка процента; П – темп инфляции (ожидаемый темп инфляции).

Ссудное ценообразование –порядок определения финансовыми учреждениями эффективной процентной ставки по ссуде или займу.

Эффективная ставка –ставка по кредитам, включающая затраты на обслуживание кредита: банковские комиссии и т.п.

Величина ссудного процентазависитот средней процентной ставки,уплачиваемой банкам своим клиентампо депозитным счетамразличного вида, от структуры кредитных ресурсов банка(чем выше доля привлеченных средств, тем дороже кредит),от средней процентной ставки по межбанковскому кредиту, от спроса на кредитсо стороны хозяйственников, от базовой процентной ставки по ссудам,предоставляемым коммерческим банкам Банком России, от срока погашения кредита.

Банковский процент - одна из наиболее распространенных в России форм ссудного процента. Процентные ставки по кредитам включают базовую процентную ставку, которая рассчитывается на основе реальной цены привлеченных средств, уровня прочих расходов банка и планируемой нормы прибыльности ссудных операций. Базовые процентные ставки –это средние процентные ставки, по которым предоставляются ссуды первоклассным заемщикам.

Процентные ставки могут быть фиксированными и плавающими.Фиксированные компенсируют потенциальные потери банка, а плавающие – потери вкладчика, который в данном случае выступает в качестве кредитора банка. Их применение позволяет банку защитить себя от возможного увеличения в будущем процентных ставок по кредитам, а вкладчику гарантирует увеличение его доходов в соответствии с ситуацией на рынке.

В зависимости от исходной базы, суммы для начисления процентов различают простые и сложныепроценты.

Простые предполагают ставки к одной и той же начальной сумме на протяжении всего срока пользования кредитом. Сложные проценты исчисляются применительно к сумме с начисленными в предыдущем периоде процентами.

Для расчёта сложных процентов можно воспользоваться следующей формулой:

n

S = P ´ (1 +i/100) , (34)

где: S- сумма получаемых процентов; P- сумма вклада (или кредита); i – процентная ставка; n – количество периодов кредитования.

С применением сложных процентов доходы кредитора начинают расти во времени не в прямой пропорциональной, как при простых процентах, а в степенной зависимости. Начисляемые, но не выплачиваемые сложные проценты присоединяются к сумме основного долга, вследствие чего происходит начисление процентов на проценты. Постоянный рост исходной суммы для начисления процентов дает эффект ускорения наращения процентного дохода.

Для кредитора сложные проценты – это возможность сохранить текущую стоимость имеющихся средств, необходимых к определенному моменту в будущем. Для заемщика – это способ сэкономить на операционных затратах, увеличить стабильность ресурсной базы за счет увеличения сроков заимствования средств.

Проценты начисляются по расчетным, текущим, ссудным, депозитным счетам и по вкладам граждан в размерах и сроки, предусмотренные договором, и выплачиваются частями согласно установленному банком графику оплаты (погашения) причитающихся процентных сумм. Их наличие и взыскание авансом в момент выдачи кредита не разрешается.

Поскольку процент по активным операциям банка играет важную роль в формировании доходов, а плата за привлеченные ресурсы – в составе расходов, необходимо определять процентную маржу, то есть разницу между средними ставками по активным и пассивным операциям банка.

Мфак. = Па – Пп (35).

Структура процентных ставок в Россиипрактически соответствует международной. Государство в ограниченных масштабах использует ссудный процент как инструмент стимулирования экономических процессов (например, стимулирование сельскохозяйственного производства посредством субсидирования процентных ставок по кредитам, то есть льготные условия кредитования).

Для коммерческих банков характерно постепенное снижение процентной маржи. Это определяется общими тенденциями уменьшения процентных ставок, усиления в банковской системе, развития денежно-кредитного рынка.

 

5.5. Государственный кредит и государственный долг, их сущность

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как кредитор, представляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, хозяйственными организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет в полной мере финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заёмщика. Однако, и в случае финансовой состоятельности заемщика государство несет вполне конкретные затраты, например, на проведение конкурса по размещению займа, оформление гарантий, резервирование средств на погашение гарантированного займа или кредита.

Государственные кредиты предоставляются за счёт бюджетных средств экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом в зависимости от категории заёмщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как, тех так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения, обычно выступают какие – либо конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой – либо её доход.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

В ходе реализации своей финансовой политики государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики: регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.

Выступая на финансовом рынке в качестве заёмщика, государство увеличивает спрос на заёмные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос со стороны государства, тем выше уровень ссудного процента и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Это ведет к сокращению инвестиций и стимулирует накопление в виде приобретения ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по различным признакам на следующие категории:

1. по субъектам заёмных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления государственные займы;

2. в зависимости от места размещения: внутренние и внешние государственные займы;

3. в зависимости от срока погашения: государственные займы краткосрочные (со сроком обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

4. по характеру долговых обязательств: бывают выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются ценные краткосрочные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашается по номиналу.

Осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга.

Таким образом, государственный кредит –кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа.

Государственные займы –форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ поучения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Государственный долг –сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Тесты:

 

1. Коммерческим кредитом называется:

а) любой кредит вообще;

б) банковский кредит;

в) кредит продавца покупателю.

 

2. Какая форма кредитования осуществляется путем списания банком средств по счету клиента сверх остатка на его счете?

а) овердрафт;

б) факторинг;

в) форфейтирование.

 

3. Аванс покупателя продавцу является разновидностью:

а) вексельного кредита;

б) фирменного кредита;

в) онкольного кредита.

 

4. Вид краткосрочного кредита, погашаемый по первому требованию:

а) срочная ссуда;

б) ипотечная ссуда;

в) онкольная ссуда.

 

5. Форма кредита, представляющая собой разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств:

а) факторинг;

б) овердрафт;

в) вексельный кредит.

 

6. При какой форме кредитования экспорта производится покупка банком без оборота на продавца векселей и других долговых требований?

а) акцептный кредит;

б) вексельный кредит;

в) форфейтирование.

 

7. Факторинг имеет смысл применять:

а) во всех случаях;

б) если выгода от немедленного получения денег больше, чем от их получения в свой срок;

в) когда имеются сомнения в надежности плательщика.

 

8. Вклад денежных средств или ценных бумаг на хранение – это:

а) факторинг;

б) депозит;

в) овердрафт.

 

9. В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:

а) перераспределения денежных средств на условиях их последующего возраста;

б) стимулирующую;

в) контрольную.

 

10. Важным условием выдачи кредита является:

а) величина кредита;

б) заемщик;

в) обеспечение кредита.