СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ

С середины 50-х годов XX века наблюдается возрождение интереса к коли­чественной теории денег благодаря работам М. Фридмена и его последова­телей, представляющих чикагскую школу экономической мысли, которая получила название монетаризма.

Современный монетаризм является альтернативным кейнсианскому под­ходом и представляет собой усложненный вариант классической монетарной тео­рии. Сторонники монетаризма утверждают, что спрос на деньги не является функ­цией только ставки процента и дохода, а на него влияет также норма прибыли от всех видов реальных и финансовых активов. В отличие от кейнсианской теории деньги рассматриваются как субститут не только финансовых, но и всех осталь­ных видов активов.

Монетаристы видят в деньгах и денежной политике важнейший фактор экономического развития и отдают предпочтение денежно-кредитной политике по сравнению с бюджетной. Их главное правило (правило денежной массы) состоит в том, что денежная масса должна расти с постоянной скоростью, при­близительно равной скорости увеличения объема производства. Они считают, что для стимулирования производства необходимо в нормальных условиях стремиться к постоянному низкому темпу увеличения денег в обращении на уровне 3—5%. По их мнению, важнее контролировать количество денег в обращении, чем норму процента и объем кредита.

В заключение еще раз отметим, что количественная теория денег за свою более чем 400-летнюю историю прошла путь от доктрины, устанавливающей взаимосвязь между величинами, характеризующими состояние денежного обраще­ния (денежная масса, уровень товарных цен, скорость обращения денег), до макро­экономической теории денежного анализа, направленного на разработку меха­низма денежно-кредитного регулирования экономики.

Эволюцию количественной теории кратко охарактеризовал М. Блауг: «В пору своего расцвета количественная теория денег перестала быть тем, чем она была когда-то,— теорией, рассматривавшей основные причины изменения ценности, или покупатель­ной способности, денег; скорее, она стала теорией о том, как М влияет на совокупный спрос на товары и услуги MV и через MV— на цены Р иуровень производства V».

Тесты:

1. Искусство накопления денег – это …

a) Экономия

b) Дематериализация

c) Хрематистика

d) Демонетизация

2. Что не является объективной причиной происхождения денег?

a) Экономический рост

b) Результат соглашения между людьми об использовании денег в качестве инструмента обмена

c) Выделение особого товара в качестве посредника

d) Разделение общественного труда

3. Форму чего приобретают все производимые материальные ценности?

a) Материала

b) Материальных ценностей

c) Обмена

d) Товара

4. Какой металл оказался наиболее подходящим товаром, не только благодаря редкости, но и портативности, износостойкости, однородности, делимости?

a) Золото

b) Медь

c) Серебро

d) Бронза

5. Что понимается под знаками стоимости?

a) Деньги, у которых номинальная стоимость ниже реальной стоимости

b) Деньги, у которых номинальная стоимость выше реальной стоимости

c) Деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости

d) Всё верно

6. Какие две функции в основном выполняют бумажные деньги?

a) Мера стоимости и средства платежа

b) Средства обращения и средства платежа

c) Средства накопления и средства платежа

d) Средства обращения и средства накопления

7. Какой труд заключен в товарах в скрытом виде и проявляется вследствие приравнивания их к деньгам?

a) Абстрактный

b) Конкретный

c) Неабстрактный

d) Всё верно

8. Использование денег для приобретения финансовых активов, приносящих доход – это…

a) Трансакционный мотив

b) Мотив предосторожности

c) Спекулятивный массив

9. Какую функцию денег можно представить формулой: Т – Д – Т?

a) Средства накопления

b) Средства обращения

c) Средства платежа

d) Мера стоимости

10. Какая страна не вошла в зону «евро»?

a) Германия

b) Франция

c) Швейцария

d) Дания