Геноцид и иные преступления против человечности

Преступления против человечности были выделены в особую категорию международных преступлений еще в Уставе Нюрнбергского Международного трибунала 1945 г. В п. «с» ст. 6 этого Устава различались два вида преступлений против человечности: 1) бесчеловечные деяния («убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны»); 2) преследования человеческой группы («преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала»)[293].

ГА ООН подтвердила, что преступления против человечности в виде преследования человеческой группы, или собственно геноцид, представляют собой преступления по международному праву, за совершение которых индивиды подлежат обязательному наказанию. Однако, Устав Нюрнбергского Международного трибунала ограничил круг преступлений против человечности ссылкой на то, что любое действие может быть признано таким преступлением лишь в том случае, если оно совершается «с целью осуществления или в связи» с военным преступлением или преступлением против мира. В то же время понятие «преступление против человечности» было шире понятия «серьезные военные преступления», так как потерпевшими от этих преступлений могли быть и граждане государства-нарушителя.

В отличие от Устава 1945 г., в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в редакции 1996 г. (ст. 18) и Римском Статуте 1998 г. (ст. 7) не предусматривается, чтобы подобные преступления совершались только во время войны либо были связаны с преступлениями против мира или военными преступлениями. Кстати, еще в ходе судебного разбирательства в рамках Трибунала по бывшей Югославии было указано следующее: «К настоящему времени является общепризнанным правилом обычного международного права, что преступления против человечности не нуждаются в непосредственной связи с международным вооруженным конфликтом»[294].

Для сущностной характеристики таких международных деликтов, как преступления против чело­вечности, имеет значение терминологический анализ наименования данной категории преступлений. Буквальный перевод английского словосочетания «crimes against humanity» означает «преступления против гуманности». Энциклопедические словари приводят широкое значение термина «гуманность»: человечность, человеколюбие, уважение к людям, к их человеческому достоинству[295]. Не случайно в английском тексте всех трех проектов Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества два понятия «offences against security of mankind» и «crimes against humanity» (или «inhuman acts») соотносятся как общее и частное: разновидностью преступлений против человечества являются преступления против человечности. Принцип человечности (гуманности) по сути дела был закреплен в известной «оговорке Мартенса»: в случаях, не предусмотренных принятыми государствами постановлениями, «население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания»[296]. Санкт-Петербургская декларация 1868 г. призывала к ограничению применения во время войны определенных взрывчатых или зажигательных снарядов, так как было провозглашено, что они противоречат «законам человеколюбия». В Декларации правительств Великобритании, России и Франции 1915 г., осудившей резню армян в Турции, было отмечено, что ответственность за «преступления против человечности и цивилизации» ляжет на членов правительства Турции и причастных к резне[297]. В Докладе Комиссии об ответственности инициаторов войны и о наказании за нарушение законов и обычаев войны 1919 г. Германская империя и ее союзники были обвинены в том, что они вели Первую мировую войну, используя «варварские или противозаконные методы, нарушая установившиеся законы и обычаи войны и элементарные законы человечности» и «все лица, принадлежащие к враждующим странам.., которые виновны в нарушениях законов и обычаев войны или законов человечности, подлежат уголовной ответственности».

Как подчеркивал Н. Н. Полянский, в наименовании «преступлений против человечности» содержится «благородная идея, что, несмотря на все границы, которые разделяют человечество – территориальные, национальные, классовые – есть требования, которым, по крайней мере, в представлении всех цивилизованных народов, должен удовлетворять человек для того, чтобы быть достойным называться человеком»[298].

После закрепления категории преступлений против человечности в п. «с» ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала 1945 г. работа над концепцией уголовной ответственности за эти международные преступления продолжилась в рамках подготовки проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Достаточно четкое определение преступлений против чело­вечности содержится в решении Меж­дународного уголовного трибунала по бывшей Югославии по делу «Prose­cuter v. Drazen Erdemovic»: «Преступления против человечности являют­ся вопиющими актами насилия, которые наносят удар по самому главному, что есть у человека: его жизни, свободе, здоровью, благополучию и до­стоинству. Это бесчеловечные деяния, которые по своим масштабам и серьезности превышают пределы, которые международное сообщество может терпеть, что вынуждает его требовать их наказания. Однако преступления против чело­вечности затрагивают больше, чем отдельную личность, потому, что когда преступному посяга­тельству подвергается человек, то тем самым объектом нападения и отрицания становится по­нятие человечности. Поэтому существенной ха­рактеристикой преступлений против человечнос­ти является концепция человечности как жертвы»[299]. В решении Международного уголовного трибунала по Руан­де по делу «Prose­cuter v. Akayesu»при характеристике преступлений против человечно­сти указывалось, с одной стороны, на бесчеловечные по своему ха­рактеру и природе акты, причиняющие сильные страдания, тяжкие телесные повреждения, серьезный ущерб физическому или психическому здоровью, а с другой, – на направленность указанных актов, со­вершенных как часть широкомасштабных или систематических нападений на гражданское население по национальным, политическим, этническим, расовым или религиозным мотивам[300].

В Римском Статуте 1998 г. выражение «преступление против человечности» также означает разного рода бесчеловечные деяния, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц как в военное, так и мирное время[301].

Определение преступления против человечности по Римскому Статуту включает в себя следующие шесть компонентов (п. 1 ст. 7):

1) нападение широкомасштабного характера, что предполагает значительное число жертв или значительное количество участников, либо систематического характера, что означает высокий уровень организованности, вытекающий из методичного осуществления плана или политики;

2) направленность против гражданского населения безотносительно к тому, что преступник и жертва могут быть гражданами одного и того же государства или иметь какие-либо другие черты общности. Принадлежность гражданского населения к какой-либо идентифицируемой социальной группе, как правило, значения не имеет, за исключением «преступлений против человечности в виде преследований» и «преступлений против человечности в виде апартеида»;

3) знание о том, что совершается широкомасштабное или систематическое нападение на гражданское население;

4) наличие политических, расовых, национальных, этнических, культурных, религиозных, гендерных или других мотивов, повсеместно считающихся недопустимыми;

5) совершение преступления в мирное или военное время;

6) отсутствие обязательной связи с каким-либо другим международным преступлением, за исключением преследования идентифицируемой группы или общности, которое должно быть связано с иным преступлением против человечности (п. 1 ст. 7) или другим преступлением, подпадающим под юрисдикцию МУС.

Преступление геноцида(от греч. «genos» – группа, племя; лат. «ceadere» – убивать) раньше других преступлений против человечности был выделен в самостоятельный состав международного преступления. Этот термин впервые использовал польский юрис­т, сотрудник Министерства обороны США, а впоследствии прокурор от США на Нюрнбергском процессе Р. Лемкин (Lemcine) в своих трудах «Фашистское управле­ние оккупированной Европой» (1944 г.) и «Гено­цид как преступление по международному праву» (1947 г.) [302]. Еще в октябре 1923 г. на Пятой Конференции по унификации международного уголовного права Р. Лемкин предложил объявить delicitio juris gentium действия, направленные на уничтожение этнических, религиозных и социальных сообществ, разделив их на две группы: 1) агрессия против физических или социальных лиц как членов данного сообщества («варварство») и 2) разрушение культурных ценностей («вандализм»). Он также предложил авторский проект международной конвенции об ответственности за эти преступления[303]. Лемкин определял преступление геноцида как «скоординированный план разнообразных действий, направленных на уничтожение главных основ жизни тех или иных групп… Этот план ставит своей целью разрушение социально-политических институтов культуры, языка, национального чувства, религии, экономического существования этих групп, личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самой жизни индивидуумов, принадлежащих к данным группам»[304].

По общепринятой классификации, закрепленной впервые в Уставе Нюрнбергского трибунала 1945 г., геноцид ближе всего стоит к преступлениям против человечности. В то же время он отличается от них по масштабам репрессий против определенных групп населения и ярко выраженными специфическими целями. Данный состав близок и к военным преступлениям, так как его совершение может совпадать со временем ведения боевых действий. Но его отличают особая цель – физическое уничтожение именно отдельных национальных, этнических, расовых или религиозных групп населения и возможность совершения этих деяний в мирное время. Поэтому уставы трибуналов для бывшей Югославии и Руанды и Римский Статут 1998 г. выделили состав геноцида из военных преступлений и преступлений против человечности в самостоятельное международное преступление.

В нюрнбергских документах термин ге­ноцид прямо не использовался, но он применялся в ходе судебного процесса над нацистскими пре­ступниками в речах обвинителей. В п. «с» ст. 6 Ус­тава Международного военного трибунала предусматривалась ответственность за убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жесто­кости в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по поли­тическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым пре­ступлением, подлежащим юрисдикции Трибу­нала.

В резолюции ГА ООН 96 (I) от 11 декабря 1946 г. отмечалось, что геноцид означает отказ в признании прав на существование целых человеческих групп, поэтому он осуждает всем цивилизованным миром и признается преступлением, наказание за которое является вопросом международного значения. Совету по экономическим и социальным вопросам было поручено разработать проект международной конвенции по борьбе с геноцидом, чем непосредственно занялся образованный 5 апреля 1948 г. специальный комитет. Первоначально был отклонен подготовленный под руководством Пела и Доннедье де Вабра проект, содержавший расширенное толкование объекта преступления геноцида, где помимо расовых и национальных, упоминались политические группы. В этом проекте также планировалось создание постоянно действующего международного уголовного суда, что встретило неудовольствие и протест, прежде всего со стороны СССР, опасавшегося в условиях разделения государств на два непримиримых лагеря в мире этот надгосударственный орган стал бы излишне политизированным и необъективным. В процессе подготовки второго проекта активную роль сыграли именно советские специалисты, которые предложили расширить круг преступных деяний, охватываемых понятием геноцид, т.е. его объективную сторону, а не объект посягательства. Кроме физического (непосредственное истребление людей) и биологического (борьба с самими появлением на свет новых челнов преследуемой нации или расы путем принудительной стерилизации и абортов, запрещения браков и пр.) геноцида, было предложено криминализовать национально-культурный геноцид: «В понятие геноцида должны быть включены также мероприятия и действия, направленные против пользования национальным языком, или мероприятия и действия против национальной культуры, как то: (а) запрещение или ограничение пользования национальным языком как в общественной, так и в частной жизни; запрещение преподавания в школах на национальных языках; (b) уничтожение или запрещение печатания и распространения книг и иных печатных изданий на национальных языках; (c) уничтожение исторических или религиозных памятников, музеев, документов, библиотек и других памятников и предметов национальной культуры (или религиозного культа)»[305]. Однако подготовительный комитет отклонил предложения о национально-культурном геноциде, о роспуске организаций, имеющих своей целью разжигание расовой, национальной и религиозной вражды и совершение преступлений геноцида, а также о возложении на государства обязательств внести в национальное законодательство изменения или принять законы, карающие за геноцид во всех его видах и формах.

Принятая в итоге Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.[306] содержала новое определение геноцида. Под ним понимались следующие действия, совершаемые «с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую» (ст. II).

Направленность геноцида обязательно связана с какой-либо социальной группой: национальной[307], этнической[308], расовой[309] или религиозной[310] группой как таковой.

Помимо оконченного состава геноцида Конвенция 1948 г. также предусматривала: «…b) заговор с целью совершения геноцида; c) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; d) покушение на совершение геноцида; e) соучастие в геноциде» (ст. III). Конвенция устанавливала, что «лица, совершающие геноцид…, подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по Конституции правителями, должностными или частными лицами» (ст. IV).

Постепенно подавляющее большинство государств включило преступление геноцида в националь­ное уголовное законодательство на основе универсально признанного положе­ния о необходимости преследования геноцида. Таким образом Конвен­ция 1948 г. стала частью международного обычно­го права. Как было указано в Консультативном заклю­чении Международного суда ООН от 28 мая 1951 г. «Оговорки к Конвенции о предупреждении гено­цида и наказании за него», принципы Конвенции 1948 г. являются обязательными даже для государств, не присоединившихся к ней. При этом отмечалось, что история создания Конвенции показывает, что цель ООН заключалась в том, чтобы осудить геноцид и наказать за него как за «преступление по международному праву, свя­занное с отказом в праве на существование целой группе людей, отказом, с которым не может сми­риться совесть человечества и который ведет к огромным потерям для человечества, противоре­чит законам нравственности, а также духу и це­лям Объединенных Наций». В результате принципы, лежащие в основе Конвенции 1948 г., были квалифицированы как принципы, признанные цивилизован­ными народами в качестве обязательных для всех го­сударств, даже без каких-либо договорных обяза­тельств. Как осуждение геноци­да, так и сотрудничество, требующееся «для из­бавления человечества от этого отвратительного бедствия», приобрели универсальный характер[311]. Позднее тот же Международный суд ООН в деле «Bosnia and Herzegovina v. Yugosla­via (Serbia and Montenegro)» отметил, что права и обязательства, воплощен­ные в Конвенции 1948 г., являются правами и обязан­ностями erga omnes. Кроме того, он подчеркнул, что обязательство каждого государства по предупреж­дению и наказанию геноцида не имеет территори­ального ограничения по Конвенции 1948 г.[312]

В Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. геноцид был отнесен к преступлениям против человечества, «независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Нюрнбергского Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждается в резолюциях 3 (1) от 13 февраля 1946 года и 95 (1) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи ООН, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены» (ст. I)[313].

Важную роль в дальнейшем развитии и понимании основных элементов состава геноцида как тягчайшего международного пре­ступления сыграла деятельность ad hoc междуна­родных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде[314]. В практике обоих трибуналов рассматривались конкретные дела по обвинению в геноциде, получившие практически прецедентное значение (в частности, дела «Prosecutor v. Jean-Paul Akayesu», «Prosecutor v. Klement Kayishema and George Rutaganda», «Prosecutor v. Goran Jelesic»).

Устав МУТЮ 1993 г. разграничил геноцид и преступления против человечности как самостоятельные категории серьезных нарушений международного гуманитарного права (ст. 4). При этом к преступлениям против человечности отнесены преступления, совершенные в ходе международного или внутреннего вооруженного конфликта и направленные против любого гражданского населения, а именно: убийства, истребление, порабощение, депортация, заключение в тюрьму, пытки, изнасилования, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, другие бесчеловечные акты (ст. 5).

В практике МУТР перед судьями остро встал вопрос об объекте преступления геноцида в Руанде в 1994 году. Относятся ли тутси (именно эта идентифицируемая группа подверглась массовому истреблению) к национальной, этнической, расовой или религиозной группе? Однако, на самом деле тутси практически ничем не отличаются от хуту (другой группы населения в Руанде) ни по культуре, ни по языку. Разделение носило чисто искусственный характер и зависело от того, каково материальное положение руандийца, каково положение его родителей в обществе и достаточно ли он высокого роста, чтобы принадлежать к группе тутси. Поэтому судьи с самого начала своей деятельности решили, что даже группа, которая не является национальной, этнической, расовой или религиозной, может подпадать под защиту Конвенции о геноциде 1948 г., так как основная цель разработчиков этого документа – обеспечить защиту любой стабильной и постоянной группы, принадлежность к которой определяется по рождению[315].

Примечательно также, что судьи этих трибуналов подвергают расширительному толкованию некоторые термины, отражающие сущность геноцида. Так, термин «тяжкий вред здоровью», причиненный в результате геноцида представителям демографической группы, в нескольких решениях расценен как «серьезный ментальный ущерб» (англ. serious mental harm), а именно: психические расстройства, возникшие у потерпевших, наблюдавших убийства своих соплеменников и родственников, сексуальное насилие над женщинами народа тутси, насильственная передача детей в другую группу[316]. Как геноцид по признаку воспрепятствования деторождению трибуналы расценивают стерилизацию, насильственную кастрацию и принудительное прерывание беременности членов демографической группы, запрещение браков между представителями одной демографической группы и установление «силового контроля за рождаемостью»[317]. Понятие «подготовка геноцида» трактовалось применительно к событиям в Руанде как вещание национального радио с целью возбудить ненависть к народу тутси и нацелить представителей народа хуту на массовые убийства тутси[318].

Особое внимание в практике международных трибуналов уделяется толкованию такой разновидности геноцида, как «создание жизненных условий, рассчитанных на уничтожение демографической группы». Имеется в виду ситуации, когда фактически созданы такие жизненные условия, которые угрожают физическим уничтожением (вымиранием), без «материализации результата» их создания[319]. В научной литературе по этому вопросу приводятся следующие примеры создания таких «иных жизненных условий»: 1) заражение места обитания демографической группы агрессивным агентом биологического происхождения (например, возбудителями эпидемий, эпизоотий, болезней растений и др.); 2) химическое заражение такого места обитания (например, применение химического оружия в ходе американской войны во Вьетнаме); 3) наложение запрета на занятие единственно возможным видом деятельности, являющейся единственным источником существования демографической группы; 4) разрушение жилищ, изгнание из домов, лишение одежды, стимулирование голода у представителей демографической группы, принуждение к «исключительно тяжелому» физическому труду[320].

В ст. 17 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. было сформулировано более четкое определение преступления геноцида, состоявшее из двух важных элементов: 1) необходимого субъективного намерения (mens rea) и 2) запрещенного действия (actus reus).

С точки зрения субъективной стороны предусмотренное в проекте Кодекса 1996 г. преступление геноцида требует определенного намерения («геноцидального умысла»), которое является отличительной характеристикой этого специфического преступления по международному праву. Запрещенные действия, перечисленные в пп. «a» – «e» ст. 17 проекта Кодекса 1996 г., по их собственной природе отличаются сознательным, намеренным или волевым характером и не могут совершаться при отсутствии знания субъекта о том, что приведут к определенным преступным последствиям. Это не тот тип действий, которые обычно происходят случайно или даже в результате простой небрежности. При этом определение этого преступления требует не общего, а специфического настроения или определенного намерения относительно всех наступающих преступных последствий, когда одно из запрещенных действий «совершено с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую».

Так, еще при разработке Конвенции о геноциде 1948 г. представитель Бразилии заявил: «Геноцид характеризуется критерием особенного намерения уничтожить группу как таковую. В отсутствие этого критерия, какова бы ни была жестокости деяния, и насколько бы похожим оно не выглядело на деяния, описанные в Конвенции, такое деяние не может быть охарактеризовано как геноцид»[321].

Во-первых, такое намерение должно быть направлено на то, чтобы уничтожить именно группу лиц, а не просто одного или более человек, которые по совпадению являются членами определенной специфической группы. Запрещенное действие должно быть совершено против лица именно из-за его членства в соответствующей группе и должно рассматриваться в качестве шага к достижению конечной цели уничтожения этой группы[322].

Во-вторых, такое намерение должно быть направлено на то, чтобы уничтожить группу «как таковую», т.е. как отдельное и отличное от других сообщество. В этом смысле ГА ООН в своей резолюции 96 (I) разграничила преступление в форме геноцида и преступление в форме убийства соответственно как «опровержение права на существование отдельных человеческих групп в целом» и как «опровержение права на жизнь отдельных лиц».

В-третьих, такое намерение должно быть направлено на то, чтобы уничтожить группу «полностью или частично» или, по крайней мере, существенную ее часть. Таким образом, геноцид является, как правило, преступным поведением массового характера.

В-четвертых, такое намерение должно быть направлено на то, чтобы уничтожить один из следующих типов групп, охваченных Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., а именно национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Политические группы были включены в определение «преследования по политическим мотивам», содержащееся в Уставе Нюрнбергского Международного военного трибунала 1945 г. (п. «с» ст. 6), но не в определение геноцида, содержащееся в Конвенции 1948 г. Тем не менее, преследование членов политической группы также считается преступлением против человечества и, в частности, предусмотрено в п. «е» ст. 18 проекта Кодекса 1996 г. Кроме того, Конвенция 1948 г., наряду с Уставом Нюрнбергского трибунала 1945 г., содержит указание на расовые и религиозные группы, а также охватывает национальные или этнические группы. В дополнение к этим группам ст. 17 проекта Кодекса 1996 г. направлена также на защиту членов племенных (tribal) групп.

Если во времена фашистской Германии тщательно документировались все планы проведения политики геноцида, то в современный период и в первую очередь в практике МУС может возникнуть проблема с письменными доказательствами наличия субъективных элементов намерения уничтожить определенную группу населения, которые будут либо отсутствовать, либо могут быть заблаговременно уничтожены. Так, судья МУТР Я. А. Островский специально отмечал эту проблему, указывая, что «не было никаких документов, заявлений или признаний о наличии такого намерения»[323]. В таких случаях трибунал может самостоятельно прийти к соответствующему выводу с учетом совокупности фактических данных[324].

Объективная сторона составляет второй важный элемент определения геноцида, сформулированного в проекте Кодекса 1996 г. Она заключается в перечисленных в пп. «a» – «e» ст. 17 действиях, которые дословно воспроизводят исчерпывающий перечень деяний, закрепленный в ст. II Конвенции 1948 г. Под «уничтожением» понимается физическое уничтожение группы какими-либо физическими или биологическими средствами. При этом первые три пункта ст. 17 проекта Кодекса 1996 г. предполагают «физический геноцид», а последние два действия из этого перечня – «биологический геноцид». Однако, здесь не имеется в виду разрушение национальной, лингвистической, религиозной, культурной или другой идентичности соответствующей группы. В то же время следует знать, что первоначальные проекты Конвенции 1948 г. содержали положения об ответственности и за т.н. «культурный геноцид», охватывавший любое умышленное действие, совершенное с намерением уничтожить языковую, религиозную или культурную группу, в частности, путем запрещения использования языка этой группы в повседневном общении, в школах, средствах печати или публичных выступлениях, либо путем разрушения или запрещения доступа к библиотекам, музеям, школам, историческим памятникам, храмам или другим культурным учреждениям этой группы.

В п. «c» ст. 17 проекта Кодекса 1996 г. содержится указание на «предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение». Имеются в виду такие условия, при которых данная группа людей оказывается на грани голода, либо медицинское обслуживание становится ниже необходимого уровня, либо не предоставляется достаточное жилье, и при этом подобные ограничения налагаются с целью полного или частичного уничтожения данной группы людей. Комиссия международного права ООН также полагает, что пунктом «с» охватывается и депортация, если она совершается с «геноцидальным умыслом», т.е. намерением уничтожить соответствующую группу людей полностью или частично.

Деяние, запрещенное в п. «d» ст. 17 проекта Кодекса 1996 г., состоит в применении мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в среде соответствующей группы (разделение полов, запрещение вступления в брак и пр.). Как отмечено в комментарии Комиссии международного права ООН, в данном пункте проекта Кодекса термин «меры» использован для обозначения необходимости элемента принуждения, что исключает, например, признание в качестве таковых мер реализацию программ добровольного ограничения рождаемости, поддерживаемых государством в развитие национальной социальной политики, или применение классической стерилизации[325]. В то же время принудительная стерилизация или принудительный аборт признаны незаконными[326].

В п. «е» ст. 17 проекта Кодекса 1996 г. запрещается «насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую». Термин «насильственная» не ограничивается применением физической силы и может включать в себя угрозу силой или принуждение, вызванное, например, страхом перед насилием, грубым принуждением, задержанием, психологическим давлением или злоупотреблением властью по отношению к такому лицу или лицам или другому лицу, либо использованием обстановки, характеризующейся принуждением. Это деяние не охватывает передачу или перемещение взрослых, ибо такой тип поведения при соответствующих условиях составляет преступление против человечности, предусмотренное п. «g» ст. 18, или военное преступление, предусмотренное п. «а(iv)» ст. 20 проекта Кодекса 1996 г. Кроме того, насильственное перемещение членов группы, особенно когда это влечет разделение членов семьи, может также составить преступление геноцида в соответствии с п. «c» ст. 17 проекта Кодекса 1996 г.

Проект Устава МУС, подготов­ленный Комиссией международного права ООН и пе­реданный ГА ООН в 1994 г., также включал геноцид в число преступлений, подпа­дающих под юрисдикцию МУС, но не содержал его определения[327]. Однако, на более поздних этапах по разработке Римского Статута было принято решение воспользоваться определением, закрепленным в Кон­венции 1948 г. Таким образом, было полностью воспроизведено общепризнанное определение геноцида, которое включает в себя три компонента:

1) совершение одного или нескольких из следующих пяти деяний: убийство, причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, предумышленное создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение, меры, рассчитанные на предотвращение деторождения, насильственная передача детей из одной группы в другую;

2) направленность против национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой;

3) наличие умысла уничтожить эту группу полностью или частично (ст. 6). Выражение «полностью или частично» означает, что отдельный акт насилия не образует состава преступления геноцида, так как должно иметь место намерение уничтожить значительное число представителей группы, хотя и необязательно уничтожить эту группу полностью.

Однако, в Конвенции 1948 г. (ст. 3) и уставах ad hoc международных трибуналов, кроме геноцида, наказуемыми были объявлены и такие деяния, как заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушения на совершение геноцида и соучастие в геноциде. В Римском Статуте 1998 г., не предусматривающем такие деликты, по сути дела был сужен круг потенциальных преступников и безнаказанными в будущем могут остаться многие физические лица, принимавшие участие в такой подготовительной или совместной преступной деятельности по совершению геноцида.

Как видно из содержания ст. 6 Римского Статута, дефиниция «геноцид» включает пять видов запрещенных действий, совершаемых с наме­рением уничтожить, полностью или частично, ка­кую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийст­во членов такой группы; b) причинение серьез­ных телесных повреждений или умственного рас­стройства членам такой группы; с) умышленное создание для какой либо группы таких жизнен­ных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; е) насильственная передача де­тей из одной человеческой группы в другую.

Как в конвенционном определении, так и в ст. 6 Римского Ста­тута, для ква­лификации преступления геноцида не устанавливаются усло­вия фактического уничтожения идентифицируе­мой группы. Достаточно, если совершено одно из действий, составляющих объективную сторону состава геноцида, но с обязательным условием – с намерением подобного уничтожения. Именно субъективный элемент (mens rea) геноцида позво­ляет отграничивать его от других международ­ных преступлений, от преступлений против человечности и военных преступлений.

Геноцид как разновидность международных преступлений отличается сложным составом, элементами которого являются нередко целые составы общеуголовных преступлений, предусмотренных национальным уголовным законодательством[328]. В зависимости от того, какая группа включается в единый состав геноцида, в теории международного уголовного права по-прежнему различают три формы геноцида – физический геноцид, биологический геноцид и культурно-национальный геноцид.

Геноцидом можно считать известные в истории трагические факты: резня армян турками в Константинополе, Варфоломеевская ночь во Франции, фашистские зверства тоталитарных режимов в Германии, Чили, Кампучии и других странах. Так, в 1979 г. один из руководителей Кампучии Пол Пот был обвинен и заочно осужден за геноцид собственного народа путем массовых убийств, жестоких увечий, заключений в концентрационные лагеря, изгнания городского населения в деревни, принуждения к каторжным работам в нечеловеческих условиях и пр. Одним из недавних примеров этого международного преступления и что более важно привлечения за его совершения к уголовной ответственности являются факты серьезных нарушений международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии и деятельность специализированного Международного трибунала по этим преступлениям. В 1995 г. этот трибунал второй раз вынес обвинительный приговор (заключение) в отношении Радована Караджича и Ратко Младича, соответственно Президента и Главнокомандующего армией в администрации боснийских сербов в Пале. Им среди прочего были предъявлены обвинения в геноциде и преступлениях против человечности, связанных со зверствами в отношении гражданского населения Боснии и Герцеговины, снайперским обстрелом Сараево и захватом миротворческих сил ООН в качестве «живых щитов». 16 ноября 1995 г. судья Риад утвердил еще одно обвинительное заключение в отношении Караджича и Младича, которые были обвинены в геноциде после захвата г. Сребренице в июле 1995 г. В частности, было указано на факты казней без суда и следствия солдатами боснийских сербов многих мусульман около места дислокации персонала ООН в городах Поторочи, Сребренице и др. Мужчине-мусульмане из числа оставшихся беженцев были отделены от женщин и детей и погружены солдатами в разные автобусы для вывоза из анклава. Находившиеся под командованием Караджича и Младича солдаты совершали массовые убийства и казни в местах сдачи или захвата в плен мусульман в Проточари и под Каракаевым.

Отдельного внимания заслуживает практика Международного уголовного трибунала по Руанде (МУТР) по делам о геноциде. Так, 27 января 2000 г. МУТР установил, что Альфред Музема, директор чайной фабрики в Гизову, лично участвовал в нападениях на представителей народности тутси и подстрекал работников своей фабрики к таким нападениям в ходе активных столкновений апреля – мая 1994 г.[329] Было, в частности, установлено, что Музема изнасиловал молодую женщину тутси по имени Нийрамусуги, пока четверо других мужчин держали ее, а затем ушел, после чего эти четверо также изнасиловали ее и оставили умирать. Суд счел, что представленные доказательства, касающиеся как убийств, так и актов нанесения тяжких физических и психических травм, включая изнасилование и другие формы сексуального надругательства, дают право квалифицировать содеянное как геноцид. В отношении сексуального насилия суд указал: «Акты изнасилований и сексуального насилия являлись составной частью плана, нацеленного на уничтожение группы тутси. Подобные акты были направлены, в частности, против женщин тутси, непосредственно способствовали их уничтожению и, следовательно, уничтожению группы тутси как таковой»[330]. В другом деле Арсен Шалом Нтахобали, начальник местного склада, и его мать Полина Нийрамашухуко, бывший министр по вопросам улучшения положения женщин и семейного благосостояния, были обвинены в геноциде, преступлениях против человечности и нарушениях общей статьи 3 Женевских конвенций. Ему, в частности, инкриминируется создание на дороге заградительного поста, на котором членов этнической группы тутси похищали, подвергали издевательствам и убивали[331].

В целом следует признать, что геноцид как международное преступление носит массовый характер, избирательный способ действия и направлен на уничтожение безопасных условий существования национальной, этнической, расовой, религиозной или иной группы населения.

Наряду с геноцидом в международном уголовном праве выделяются иныепреступления против человечности. Так, о них прямо говорится в ст. 18 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. и ст. 7 Римского Статута 1998 г.

При разработке определения этой категории международных преступлений указывается обычно на два общих условия, необходимых для квалификации одного из запрещенных действий в качестве «преступления против человечности»[332].

Первое условие заключается в том, чтобы действие, составляющее преступление против человечности, совершалось в «систематической манере» или в «крупном масштабе». Это первое условие состоит из двух альтернативных требований. Во-первых, бесчеловечные действия должны быть совершены в систематической форме, что предполагает совокупность действий в развитие заранее разработанного плана или политики, которые могут быть повторяющимися или продолжаемыми. Во-вторых, бесчеловечные действия должны быть совершены в крупном масштабе, а не в форме единичного бесчеловечного действия, совершенного преступником, действующим по своей собственной инициативе, и направленного против единственной жертвы. Предполагается массовый характер жертв, выражающийся, например, в совокупном эффекте от целой серии бесчеловечных действий или в исключительном эффекте от одного бесчеловечного действия экстраординарного значения.

Второе условие означает, что рассматриваемое действие «было спровоцировано или осуществлялось под руководством правительства или какой-либо организации или группы лиц». Это положение предназначено для того, чтобы исключить ситуацию, когда физическое лицо совершает бесчеловечный акт, действуя по своей собственной воле в соответствии со своим собственным преступным планом и в отсутствии какой-либо поддержки, руководства или необходимого подстрекательства со стороны правительства, группы лиц или какой-либо организации.

В контексте данных объективных элементов под «нападением на гражданское население» понимается линия поведения, включающая многократное совершение актов, указанных в п. 1 ст. 7 Римского Статута, против любых гражданских лиц, предпринимаемых в целях проведения политики государства или организации, направленной на совершение такого нападения, или в целях содействия такой политике. Эти действия не обязательно должны представлять собой военное нападение, так как «политика, направленная на совершение такого нападения» предполагает, что государство или организация могут активно поощрять такое поведение именно как нападение на гражданское население или подстрекать к нему. В исключительных обстоятельствах это может выражаться в преднамеренном бездействии, которое сознательно нацелено на подстрекательство к такому нападению, хотя сам факт отсутствия каких-либо действий со стороны правительства или организации не может служить основанием для вывода о проведении такой политики[333].

Что касается конкретных запрещенных действий, включенных согласно ст. 18 проекта Кодекса 1996 г. и ст. 7 Римского Статута 1998 г. в перечень преступлений против человечности, то в особую группу преступлений против человечности выделяются прежде всего деяния, которые вне «политического контекста» представляют собой традиционные формы преступности, лишенные явной политической окраски. Это, в частности, преступления против человечности в виде убийства, истребления, порабощения и различных видов сексуального насилия.

Умышленное убийство (англ. murder) признавалось преступлением против человечности и в более ранних документах, в частности, в Уставе Нюрнбергского трибунала (п. «с» ст. 6), Законе № 10 Контрольного совета (п. «с» ст. II), Уставах Международных трибуналов для бывшей Югославии (ст. 5) и Руанды (ст. 3), а также в Нюрнбергских Принципах (Принцип VI) и в проекте Кодекса 1954 г. (п. 11 ст. 2).

«Истребление» (англ. extermination), предусмотренное в п. «b» ст. 18 проекта Кодекса 1996 г. и пп. «b» п. 1 ст. 7 Римского Статута 1998 г., близко связано с преступлением геноцида в том смысле, что оба этих преступления направлены против большого количества жертв. Но в отличие от геноцида, истребление охватывает также ситуации убийства лиц, входящих в группу, которая не отличается какими-либо общими, объединяющими их всех характеристиками. Преступления против человечности в виде истребления предполагает ситуацию, когда исполнитель убил («причинил смерть») одно или несколько лиц, в том числе путем умышленного создания условий жизни, рассчитанных на то, чтобы уничтожить часть населения, в частности путем лишения доступа к продуктам питания и лекарствам, если такое деяние совершается в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население и исполнитель знает это или имеет намерение сделать его частью такого нападения.

«Порабощение» (англ. enslavement), закрепленное в п. «d» ст. 18 проекта Кодекса 1996 г. и пп. «с» п. 1 ст. 7 Римского Статута 1998 г., означает обращение в рабство или признание за людьми статуса рабов, слуг или принудительных рабочих вопреки общепризнанным принципам международного права, закрепленным, в частности, в Конвенции о рабстве 1926 г., Дополнительной Конвенции об отмене рабства, работорговли и институтов и методов, подобных рабству, 1956 г., Международном пакте по гражданским и политическим правам 1966 г. и Конвенции МОТ № 291957 1957 г.

Сегодня по данным ООН в мире насчитывается около 400 млн. рабов, т.е. людей, насильно удерживаемых и принуждаемых к безусловному повиновению, а также к занятию каким-либо видом деятельности, когда прибыль от затрачиваемого труда отчуждается в пользу хозяина. Выделяются следующие формы современного рабства: принудительный труд, секс-эксплуатация, домашнее рабство, брак по принуждению (система «невест по почте»), принудительные репродуктивные функции, принудительное усыновление (удочерение), обычаи сходные с рабством.

Согласно Римскому Статуту 1998 г., «порабощение» означает, что исполнитель осуществлял любое или все правомочия собственника в отношении одного или нескольких лиц, например путем приобретения, продажи, предоставления в пользование, обмена такого лица или лиц либо путем аналогичного лишения их свободы. В некоторых обстоятельствах такое лишение свободы может включать привлечение к принудительному труду или иное обращение лица в подневольное состояние, как это определяется в Дополнительной Конвенции 1956 г. Имеется в виду также, что данное деяние включает в себя торговлю людьми, в частности женщинами и детьми. При этом исполнитель должен знать, что его поведение является частью широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, или иметь умысел сделать его частью такого нападения[334].

Преступление против человечности в виде различных форм сексуального насилия (п. «j» ст. 18 проекта Кодекса 1996 г. и пп. «g» п. 1 ст. 7 Римского Статута 1998 г.), совершаемого нередко по вполне личным индивидуальным мотивам, становится международными преступлениями при наличии политических контекстуальных условий, охватываемых умыслом исполнителя, а именно в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население. Сексуальные посягательства могут выражаться в изнасиловании, обращении в сексуальное рабство, принуждении к проституции, принудительной беременности, принудительной стерилизации или в любых других формах сексуального насилия сопоставимой тяжести («другие формы неправильного сексуального обращения»). Наиболее уязвимыми лицами в таких случаях становятся женщины и дети, специальной защите которых посвящено множество тематических актов международного «мягкого права» и региональных конвенций[335].

Сексуальное посягательство в виде изнасилования заключается в том, что исполнитель посягает[336] на тело лица, совершив деяние, в результате которого имело место проникновение, даже самое незначительное, в любую часть тела потерпевшего или исполнителя, половым членом либо любым предметом или любой частью тела в анальное или генитальное отверстие потерпевшего. Это сопровождалось применением силы или угрозы силой в отношении данного или другого лица, либо принуждением, вызванным, например, страхом перед насилием, грубым принуждением, задержанием, психологическим давлением или злоупотреблением властью, либо происходило в обстановке, характеризующейся принуждением, либо совершалось в отношении лица, неспособного дать согласие, выражающее его истинную волю, например, в результате естественной, искусственно вызванной или возрастной недееспособности.

Сексуальное посягательство в виде обращения в сексуальное рабство (англ. sexual slavery) означает, что исполнитель осуществлял правомочие собственника в отношении одного или нескольких лиц, например путем приобретения, продажи, предоставления в пользование, обмена такого лица или лиц, либо путем лишения их личной свободы, в том числе в некоторых обстоятельствах путем привлечения к принудительному труду или иного обращения лица в подневольное состояние, а также предполагает торговлю людьми, в частности женщинами и детьми. При этом обвиняемый вовлекает такое лицо или лиц в совершение одного или нескольких актов сексуального характера. Он знает, что такое деяние является частью широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, или имеет умысел сделать его частью такого нападения[337].

В Докладе Специального докладчика г-жи Радхики Кумарасвами по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях, сделанном 23 января 2001 г. на 57-й сессии Комиссии ООН по правам человека, было, в частности, отмечено, что женщин и девочек в ходе вооруженных конфликтов в разных регионах мира похищают или держат в плену, принуждают к работе по дому – уборке, приготовлению пищи, обслуживанию или к другому труду, наряду с любыми требуемыми от них сексуальными «услугами». Иногда женщин и девушек принуждают к вступлению в «брак»: какой-либо солдат считает женщину своей «женой», иногда заставляя ее переезжать из одного района в другой и время от времени передавая ее другим; при этом женщина постоянно подвергается изнасилованию или иному жестокому обращению. Подобные принудительные браки являются сексуальным порабощением, а также могут представлять собой пытку или другое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение[338]. В практике МТБЮ в обвинительном заключении Драголюба Кунарача было инкриминировано содержание женщин в штабных помещениях и их принуждение к оказанию сексуальных и домашних услуг, в связи с чем он был обвинен в порабощении[339].

Сексуальное посягательство в виде принуждении к проституции (англ. enforced prostitution) выражается в том, что исполнитель принудил одно или нескольких лиц к участию в совершении одного или нескольких актов сексуального характера путем применения силы или угрозы силой против такого лица или лиц либо другого лица, либо путем принуждения, вызванного, например, страхом перед насилием, грубым принуждением, задержанием, психологическим давлением или злоупотреблением властью, либо путем использования обстановки, характеризующейся принуждением, или же неспособности такого лица или лиц дать согласие, выражающее их истинную волю. Исполнитель или другое лицо получили или ожидали получить какую-либо финансовую или иную выгоду в обмен на совершение таких актов сексуального характера или в связи с ними. Исполнитель знал, что деяние является частью широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, или имел умысел сделать его частью такого нападения[340].

«Принудительная беременность» (англ. forced pregnancy) трактуется как незаконное лишение свободы или удерживание в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население одной или более женщин, которых принудительно сделали беременными, с тем чтобы изменить этнический состав какого-либо населения или совершить иные серьезные нарушения международного права (пп. «f» п. 2 ст. 7 Римского Статута 1998 г.).

Преступление против человечности в виде «принудительной стерилизации» (англ. enforced sterilization) означает, что исполнитель в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население лишил одно или нескольких лиц естественной способности к воспроизводству[341]. При этом такое деяние не было оправдано необходимостью медицинского или больничного лечения такого лица или лиц и не было совершено с его согласия, выражающего истинную волю.

Из показаний жертв сексуального насилия во время вооруженного конфликта в бывшей Югославии, в основном боснийских беженок, стало известно, что насиловавшие их сербские солдаты говорили своим жертвам, что те произведут на свет «маленьких четников». Некоторые журналисты сделали на этом основании вывод, что это была не просто жестокость, призванная причинить дополнительные страдания, а осознанный план сербских войск о «насильственных зачатиях», направленный на то, чтобы мусульманские женщины вынашивали и рожали сербских детей. Подозрения основывались на том, что забеременевших женщин удерживали в лагерях, не давая им делать аборты[342].

Нередко женщины подвергаются сексуальному насилию и со стороны сотрудников международных органов или сил, которые призваны защищать их, в частности, военнослужащих и сотрудников миротворческих сил ООН. Таким примером является совершенное американским военнослужащим в 1999 году убийство 11-летней албанской девочки в Косово[343]. Итальянская следственная комиссия хотя и сняла с итальянской армии обвинение в широкомасштабных бесчинствах в ходе проводившейся ею в 1992–1995 гг. операции по поддержанию мира в Сомали, тем не менее пришла к выводу, что миротворцы совершали надругательства, например изнасилование сомалийской женщины с помощью толовой шашки. Сообщения о пытках, изнасилованиях, убийствах и других серьезных актах насилия со стороны подразделений миротворцев также поступали из Мозамбика, Анголы, Камбоджи и Боснии. Некоторые обозреватели отмечают, что военные круги, связанные с миротворческими силами и полицией ООН, обычно повышают спрос на проституцию и даже могут участвовать в торговле женщинами с целью принудительной проституции. Доклад Высокой комиссии по правам человека и Миссии ООН в Боснии и Герцеговине указывает на активное пособничество со стороны местной полиции и ряда сотрудников международной полиции и членов Международных сил по стабилизации в нелегальной доставке женщин в Боснию. В докладе рассмотрен случай, когда гражданский сотрудник СПС приобрел у владельца публичного дома двух женщин за 7 тыс. немецких марок, и отмечается, что «НАТО отказалось лишить этого сотрудника СПС дипломатического иммунитета; он покинул Боснию без юридических последствий»[344].

После прекращения насилия и создания Временной администрации ООН в Восточном Тиморе ряд организаций приступили к расследованию и привлечению к ответственности лиц, виновных в наиболее тяжких бесчинствах, совершенных в период насилия. Международная комиссия по расследованию установила, что после января 1999 г. в Восточном Тиморе систематически совершались серьезные нарушения, включая сексуальные надругательства, изнасилования, раздевания и сексуальное рабство женщин, подчеркнула необходимость в продолжении расследований и призвала ООН создать независимый международный орган для проведения систематических расследований, установления личности и преследования виновных и предоставления компенсации жертвам насилия в Восточном Тиморе[345].

Важную роль в накоплении судебной практики по уголовному преследованию лиц, виновных в сексуальном насилии в военное время, играет МУТЮ. Канцелярия Прокурора МУТЮ признала, что сексуальное насилие может не только образовывать составы военных преступлений и преступлений против человечности, но может представлять собой пытку, порабощение, тяжкие телесные повреждения и другие соответствующие деяния, поскольку в акте сексуального насилия присутствуют составные элементы этих преступлений. В обвинительных заключениях по делам о преступлениях, совершенных в ходе войны в бывшей Югославии, вынесенных МУТЮ до настоящего времени, преступления в виде сексуального нападения рассматривались как серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года, преступления против человечности, военные преступления и геноцид. Кроме того, МУТЮ предъявил ряду предполагаемых военных преступников, занимавших командные посты, обвинения в совершении преступлений в виде сексуального нападения на основании п. 3 ст. 7 Римского Статута. Например, известное дело Душко Тадича, руководителя нижнего звена в известном лагере Омарска, который был осужден не за непосредственное совершение сексуального нападения, а за участие во всеобщей, широкомасштабной и систематической кампании террора, которая включала избиения, пытки, сексуальные нападения и другие акты физического и психического насилия в отношении несербского населения в районе Приедор[346].

В важных частных определениях по делу Тадича суд также рассматривал вопрос о том, может ли отдельное деяние являться преступлением против человечности. Было установлено, что отдельное деяние, совершенное лицом в контексте широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, влечет за собой индивидуальную уголовную ответственность, и виновное лицо для привлечения к ответственности не обязательно должно совершать несколько правонарушений. Изолированные, отдельно взятые деяния действительно не должны включаться в определение преступлений против человечности, но поскольку требуется, чтобы эти деяния были направлены против гражданского населения, то даже изолированное деяние может представлять собой преступление против человечности, если оно является следствием наличия политической системы, основанной на терроре или преследованиях[347].

Еще один пример – это дело Тихомира Блашкича, полковника вооруженных сил Хорватского совета обороны (ХСО) и начальник оперативной зоны вооруженных сил ХСО в Центральной Боснии, который был признан субъектом прямой уголовной и командной ответственности за преступления против человечности, включая изнасилования, совершенные в центрах задержания[348]. 3 марта 2000 г. Блашкич был осужден за ряд нарушений международного гуманитарного права, включая военные преступления, серьезные нарушения и преступления против человечности в отношении боснийских мусульман. Он был осужден на основе того, что «приказывал, планировал, подстрекал или каким-либо иным образом пособничал и подталкивал к планированию, подготовке или совершению этих преступлений». В этом судебном решении подробно рассматриваются четыре элемента преступления против человечности, к которым относятся «систематическое нападение», включая «совершение уголовного деяния в очень широких масштабах против группы гражданских лиц или повторяющееся и непрерывное совершение бесчеловечных актов, связанных между собой»[349]. Практика квалификации судом преступлений против человечности является позитивным вкладом в признание изнасилования в качестве военного преступления. Как следует из толкования преступлений против человечности в делах Тадича и Блашкича, изнасилование и сексуальное нападение на женщин необязательно должны являться широкомасштабными или систематическими, а сексуальное насилие может представлять собой элемент широкомасштабной или систематической кампании, включающей другие уголовные деяния.

Наконец, 16 ноября 1998 г. МУТЮ вынес свой первый приговор военному преступнику Хазиму Деличу, боснийскому мусульманину и заместителю начальника тюремного лагеря в Челебичах, непосредственно за преступления сексуального насилия, входящие в число других военных преступлений[350]. Суд признал его виновным в изнасиловании и сексуальном нападении на двух боснийских сербских женщин, содержавшихся в этом лагере в 1992 г., и приговорил его, в частности, за серьезное нарушение (пытки) и военные преступления (пытки) в связи с этими изнасилованиями. Суд также признал Здравко Мучича, боснийского хорвата, являвшегося начальником лагеря в Челебичах, виновным в том, что он как командир нес ответственность за акты насилия в отношении лиц, содержавшихся в лагере, включая убийства, пытки, сексуальные нападения, избиения и другие виды жестокого и бесчеловечного обращения.

Однако, первым прецедентом, когда международный суд рассматривал дело, связанное исключительно с преступлениями сексуального насилия, стало дело Анто Фурунджия, командира местного специального подразделения военной полиции ХСО в Витезе, который 10 декабря 1998 г. был осужден за применение пыток как соучастник изнасилования боснийской мусульманки в ходе допроса, а также как пособник и подстрекатель к изнасилованию[351]. В данном деле суд подтвердил квалификацию изнасилования в качестве военного преступления, особенно в свете общей статьи 3 Женевских конвенций 1949 года, касающейся внутренних вооруженных конфликтов; принял определение изнасилования, содержащееся в деле Акайесу и сформулировал ряд положений, непосредственно запрещающих принудительный оральный секс. Суд также заявил, что элементы пытки в условиях вооруженных конфликтов предусматривают, что по меньшей мере одно из применяющих пытку лиц является должностным лицом или представителем «какого-либо другого облеченного властью образования», тем самым относя к их числу целый ряд субъектов, включая представителей военизированных формирований и других «нерегулярных» образований, которые совершали изнасилования и сексуальные нападения на женщин в ходе войны в бывшей Югославии при молчаливом одобрении и поддержке различных военных формирований, как потенциальных виновников пыток.

Отдельного внимания заслуживает практика МУТР и, в частности, его решение по делу «Обвинитель против Акайесу», вынесенное 2 сентября 1998 г., где впервые было признано, что акты сексуального насилия могут преследоваться как элементы кампании геноцида[352]. Жан-Поль Акайесу, тогдашний мэр коммуны Таба, был обвинен в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, а также в том, что знал о совершении актов сексуального насилия и способствовал таким актам, разрешая совершать их в помещениях коммуны. Акайесу был также обвинен в том, что присутствовал при совершении преступлений сексуального насилия и тем самым поощрял их совершение. «Изнасилование и сексуальное насилие… представляют собой геноцид, равно как и любой другой акт, если они совершаются с непосредственным намерением полностью или частично уничтожить какую-либо отдельную группу, против которой они непосредственно направлены… Сексуальное насилие являлось составной частью такого процесса уничтожения, непосредственно направленного против женщин тутси, и в особенности способствовало их уничтожению и уничтожению группы тутси в целом»[353]. В определении по делу Акайесу изнасилование переосмысливается как посягательство на личную безопасность отдельной женщины вместо абстрактного понятия бесчестия для целой семьи или деревни. Суд определил сексуальное насилие как включающее принудительное раздевание, твердо указав, что акты сексуального насилия не ограничиваются только пенетрацией или даже сексуальным контактом: «Палата считает, что изнасилование является формой нападения и что основные элементы преступления изнасилования не могут выражаться в механическом описании предметов и частей тела. Палата определяет изнасилование как физическое вторжение сексуального характера, совершенное в отношении лица в принудительных обстоятельствах»[354]. Определения изнасилования и сексуального насилия, сформулированные в деле Акайесу, были приняты МУТЮ и использовались как международно согласованные определения для преступлений сексуального насилия по всем делам, рассматривавшимся МУТЮ до настоящего времени (дело о Челебичах и дело Фурунджии).

Самостоятельную разновидность преступлений против человечности представляет категория запрещенных действий, основанных на незаконном дискриминационном критерии. Это преследование любой идентифицируемой группы или общности (англ. persecution against any identifiable group or collectivity) по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным или другим мотивам (п. «е» ст. 18 проекта Кодекса 1996 г. и пп. «h» п. 1 ст. 7 Римского Статута 1998 г.), а также «институционализированная дискриминация по расовым, этническим или религиозным мотивам, которая влечет нарушение основных прав человека и свобод и приводит к причинению серьезного вреда части населения» (п. «f» ст. 18 проекта Кодекса 1996 г. и пп. «j» п. 1 ст. 7 Римского Статута 1998 г.). Последнее представляет собой фактически состав апартеида (англ. crime of apartheid), который, однако, был включен в проект Кодекса 1996 г. под более нейтральным наименованием – «институционализированная дискриминация».

Под преступлением против человечности в виде преследований подразумевается, что исполнитель серьезно ограничил, в нарушение норм международного права, свободу одного или нескольких лиц с точки зрения осуществления основополагающих прав, и выбрал в качестве объекта для преследований такое лицо или лиц в силу особенностей группы или общности или выбрал в качестве объекта для преследований целую группу людей или общность как таковую. Этот выбор был продиктован политическими, расовыми, национальными, этническими, культурными, религиозными, гендерными, как это определено в п. 3 ст. 7 Римского Статута, или другими мотивами, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву. Данное деяние было совершено в связи с любым актом, указанным в п. 1 ст. 7 Римского Статута, или любым преступлением, подпадающим под юрисдикцию МУС. Исполнитель знал, что совершаемое им деяние является частью широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, или имел умысел сделать его частью такого нападения[355].

В п. «g» ст. 18 проекта Кодекса 1996 г. и пп. «d» п. 1 ст. 7 Римского Статута 1998 г. содержится указание на такую разновидность преступлений против человечности, как произвольная депортация или насильственное перемещение населения (англ. deportation or forcible transfer of population), что взаимозаменяемо термином «насильственное переселение». Совершение такого преступления явно представляет собой официальное проявление определенной политики. Оно состоит в насильственном[356] переселении без оснований, допускаемых в международном праве, одного или нескольких лиц в другое государство или местность путем выселения или иных принудительных действий при условии, что это деяние было совершено в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население и исполнитель знал, что деяние является частью широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население, или имел умысел сделать его частью такого нападения. Возможна насильственная или косвенная (без применения прямого насилия), индивидуальная или массовая депортация гражданских лиц (населения) оккупированной территории не просто «в пределах или за пределы» такой территории, но и на территорию государств, не участвующих в вооруженном конфликте.

В этой связи следует упомянуть о том, что еще в августе 1992 г. Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии ООН по правам человека поручила специальным докладчикам провести исследование по вопросу о перемещении населения, включая размещение поселенцев и создание поселений. По заключению экспертов подобные деяния должны быть признаны противоречащими действующему международному праву в тех случаях, когда они отвечают одному или нескольким из следующих критериев: 1) имеют коллективный характер и затрагивают группу ли