Практическое занятие № 7

Тема: «Роль интонации в педагогическом общении»

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Дайте определение понятию «интонация», назовите ее функции.
  2. Опишите такие компоненты интонации, как паузы, логическое ударение, интенсивность звучания, мелодика.
  3. Расскажите о таких компонентах интонации, как звуковысотный диапазон, темп, тембр.
  4. Дайте определение понятию «интонема». Охарактеризуйте интеллектуальные, волюнтативные, эмотивные, изобразительные интонемы.
  5. Подготовьте сообщение на тему «Индивидуальный стиль речи учителя».

 

Выполните практические задания:

1. Приведите примеры проявления в интонации речи социальных характеристик личности, опираясь на свои наблюдения, художественную литературу.

 

2. Расскажите о знаках интонационной транскрипции. Запишите отрывок из сказки «Маша и медведь» (повторяющийся диалог главных героев), используя интонационную транскрипцию. Прочитайте этот отрывок по ролям.

 

3. Разделитесь на три группы: экспертов, исполнителей, аудиторов. Выберите из предложенных фраз любую: «Здравствуйте, ребята», «У нас в классе новый ученик», «Дай дневник».

Исполнители задумывают, с какой интонемой каждый произнесет эту фразу, затем фраза записывается в интонационной транскрипции. Исполнители по очереди произносят эти фразы.

Аудиторы «расшифровывают» произнесенное, т.е. угадывают замысел исполнителей.

Эксперты оценивают выразительность произнесения экспертами и степень точности угаданного аудиторами.

 

4. Понаблюдайте за тем, что характерно для вашей индивидуальной речевой манеры. Подготовьте и проведите в группе фрагмент урока по географии / биологии (речевая манера учителя характеризуется «экспертами»).