Практическое занятие № 7
Тема: «Роль интонации в педагогическом общении»
Подготовьте ответы на вопросы:
- Дайте определение понятию «интонация», назовите ее функции.
- Опишите такие компоненты интонации, как паузы, логическое ударение, интенсивность звучания, мелодика.
- Расскажите о таких компонентах интонации, как звуковысотный диапазон, темп, тембр.
- Дайте определение понятию «интонема». Охарактеризуйте интеллектуальные, волюнтативные, эмотивные, изобразительные интонемы.
- Подготовьте сообщение на тему «Индивидуальный стиль речи учителя».
Выполните практические задания:
1. Приведите примеры проявления в интонации речи социальных характеристик личности, опираясь на свои наблюдения, художественную литературу.
2. Расскажите о знаках интонационной транскрипции. Запишите отрывок из сказки «Маша и медведь» (повторяющийся диалог главных героев), используя интонационную транскрипцию. Прочитайте этот отрывок по ролям.
3. Разделитесь на три группы: экспертов, исполнителей, аудиторов. Выберите из предложенных фраз любую: «Здравствуйте, ребята», «У нас в классе новый ученик», «Дай дневник».
Исполнители задумывают, с какой интонемой каждый произнесет эту фразу, затем фраза записывается в интонационной транскрипции. Исполнители по очереди произносят эти фразы.
Аудиторы «расшифровывают» произнесенное, т.е. угадывают замысел исполнителей.
Эксперты оценивают выразительность произнесения экспертами и степень точности угаданного аудиторами.
4. Понаблюдайте за тем, что характерно для вашей индивидуальной речевой манеры. Подготовьте и проведите в группе фрагмент урока по географии / биологии (речевая манера учителя характеризуется «экспертами»).