ДО ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

На практике возможна ситуация, когда объекты основных средств становятся непригодными к эксплуатации до истечения своего срока полезного использования (например, в связи с моральным или физическим износом или чрезвычайным происшествием). В таких случаях налогоплательщик вынужден списывать (ликвидировать) ОС.

Затраты на такую ликвидацию можно учесть в составе внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это могут быть расходы на демонтаж, вывоз разобранного имущества, оплата услуг подрядчиков, другие аналогичные затраты. Полагаем, что в целях п. 1 ст. 252 НК РФ решение о ликвидации ОС следует оформлять приказом руководителя организации.

 

Обратите внимание!

По мнению Минфина России, право единовременно списать затраты на демонтаж основного средства возникает у организации, только если объект не будет использоваться в деятельности организации после демонтажа (Письмо от 29.12.2009 N 03-03-06/1/828). Если же демонтаж по сути не связан с ликвидацией ОС, соответствующие затраты увеличивают первоначальную стоимость объекта. Это возможно, например, если ОС демонтируется для переноса на новое место и в дальнейшем эксплуатируется организацией.

 

При этом остаточная стоимость ОС на момент ликвидации, которую вы не успели самортизировать, также будет уменьшать налогооблагаемую прибыль. Однако в зависимости от метода начисления амортизации по ликвидированному имуществу остаточная стоимость ОС будет учитываться в расходах по-разному.

Так, если организация начисляет амортизацию линейным методом, остаточная стоимость ликвидированного ОС единовременно учитывается в составе внереализационных расходов (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если налогоплательщик использует нелинейный метод, основное средство выводится из эксплуатации в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 259.2 НК РФ (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). В этом случае ликвидированный объект исключается из амортизационной группы. Однако суммарный баланс амортизационной группы не уменьшается и амортизация продолжает начисляться в прежнем порядке. То есть при применении нелинейного метода первоначальная стоимость ликвидированного основного средства продолжает погашаться через механизм амортизации (Письма Минфина России от 24.02.2014 N 03-03-06/1/7550, от 20.12.2010 N 03-03-06/2/217).

При частичной ликвидации основного средства положения пп. 8 п. 1 ст. 265, п. 13 ст. 259.2 НК РФ не применяются, поскольку эти нормы регулируют порядок учета расходов при выводе имущества из эксплуатации. Однако, по мнению Минфина России, сумма недоначисленной амортизации по ликвидированной части основного средства при применении нелинейного метода учитывается в расходах единовременно на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письмо от 19.08.2011 N 03-03-06/1/503).

 

Примечание

В отношении зданий, сооружений и передаточных устройств восьмой - десятой амортизационных групп применяется только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ). Следовательно, при ликвидации таких основных средств их остаточная стоимость включается во внереализационные расходы (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если к ликвидированному ОС ранее была применена амортизационная премия, восстанавливать ее не нужно, поскольку в таких случаях его выбытие не связано с его реализацией (Письма Минфина России от 16.03.2009 N 03-03-05/37 (п. 2), ФНС России от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@ (п. 1)).

 

Налоговый кодекс РФ прямо не указывает, когда нужно признавать расходы на ликвидацию ОС (в том числе суммы недоначисленной амортизации). Однако полагаем, что с учетом пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ такие расходы включаются в налоговую базу на дату подписания акта о списании (ликвидации) ОС. Такого же мнения придерживается и Минфин России (Письма от 11.09.2009 N 03-05-05-01/55, от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).

Такой акт вы можете составить по самостоятельно разработанной форме (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ) или же использовать унифицированные формы N ОС-4, N ОС-4а, N ОС-4б. Закрепить выбранный вариант нужно в учетной политике организации или отдельным приказом руководителя. Отметим, что ранее финансовое ведомство разъясняло, что в акте необходимо указывать год создания объекта, дату ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта (для переоцененных - восстановительную), сумму начисленной амортизации, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей, другую необходимую информацию (Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592). Поэтому можно предположить, что отсутствие таких сведений в самостоятельно разработанной форме акта может вызвать претензии проверяющих. В связи с этим рекомендуем вам оформлять такие документы с учетом приведенных разъяснений Минфина России.

Важно также отметить, что, по мнению Минфина России, проведение демонтажа не является единственным и обязательным условием для того, чтобы ОС считалось ликвидированным. Следовательно, и расходы на ликвидацию, в том числе и суммы недоначисленной амортизации, можно учитывать и без проведения демонтажа объекта. То есть основное средство может выбыть из состава амортизируемого имущества в результате ликвидации, которая подтверждается правильно оформленным актом о списании ОС. В этом случае остаточную стоимость также можно включить во внереализационные расходы (Письмо Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793). Согласились с финансовым ведомством и в УФНС России по г. Москве (Письмо от 30.09.2010 N 16-15/102338@).

Ранее у налоговых органов было иное мнение по данному вопросу. Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 07.04.2009 N 16-15/033038 чиновники указывали, что ликвидация может иметь место только при проведении работ по демонтажу, разборке ОС. Поэтому, если демонтаж (разборку) налогоплательщик не осуществлял, у него нет оснований применить пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Как видим, у налоговых органов нет единого мнения по данному вопросу. Поэтому, чтобы избежать возможных споров, в случае ликвидации основного средства целесообразно проводить работы по демонтажу или разборке.

А если демонтаж (разборка) в принципе не нужен или даже невозможен (в частности, когда ОС полностью сгорело при пожаре)? Полагаем, что в таких случаях работы по ликвидации, пусть и не связанные с демонтажем, все же нужно провести (например, вывезти мусор) и оформить их первичными документами. Иначе налоговые органы могут посчитать, что ликвидация ОС не проводилась.