Приведите примеры терминов (по дисциплинам «Биология», «География»), при произношении которых могут быть допущены ошибки.

 

4. С данными существительными составьте словосочетания по схеме: прилагательное + существительное.

А) Бандероль, рояль, сажень, тюль, шампунь, корректив, мозоль, туфля, фамилия, калоша, щупальце.

Б) Боржоми, интервью, конфетти, колибри, кофе, кенгуру, леди, рагу, такси, цунами, атташе, портмоне, протеже, маэстро, Сочи, Миссисипи, Перу, вуз, НАТО, ООН, «Таймс», ТАСС, МИД, ВГИК.

 

5. Поставьте данные существительные в форму множественного числа именительного падежа:

Крейсер, трактор, конструктор, лектор, ректор, редактор, кондуктор, лагерь, тополь, пропуск, орден, паспорт, год, слесарь.

 

6. Укажите ошибки, допущенные в употреблении имен прилагательных и местоимений; запишите верный вариант.

1. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей. 2. Из-за ливней экспедиция в этом году работала в более труднейших условиях, чем прежде. 3. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 4. В течение долгого времени крестьянство находилось под гнетом крепостного права, но они не мирились со своим положением и не раз выступали против угнетателей. 5. Раскрывая образ Собакевича, Гоголь прибегает к гротеску, сравнивая его с медведем средней величины. 6. Слушатели просили поэта прочитать свое любимое стихотворение.

 

7. Просклоняйте числительные:

обе, полтора дня, две третьих гектара, четыре, сорок, девяносто, пятьсот восемьдесят семь, две тысячи тринадцатый, тысяча девятьсот восемьдесят девятый, четверо ребят, семь целых пять десятых сотки.

 

8. Образуйте от данных глаголов форму 2 лица повелительного наклонения (употребляйте местоимения «ты» и «вы»).

Сжечь, стеречь, унять, стирать, лечь, гладить, нанимать, стереть, бежать, положить.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Раскройте скобки, соблюдая правила управления.

Беспокоиться (о сыне, за сына); уделять внимание (здоровью, на здоровье); характеристика (на Орлову, Орловой); тревожиться (за мать, о матери); заведующий (больницы, больницей); рецензия (на дипломное сочинение, дипломного сочинения); отчитаться (в выполнении работы, о выполнении работы); характерный (для ребенка, ребенку); уверенность (за ответ, в ответе); удостоен (высокой наградой, высокой награды); приехал (из, с) деревни, (из, с) аэропорта, (из, со) школы, (из, с) города, (из, с) района, (из, с) магазина, (из, с) Алтая, (из, с) Украины.