Научный текст диссертации (основная часть).

 

Эта часть диссертации представляет собой научно обоснованный и систематизированный магистрантом материал исследований, отвечающий поставленным целям и задачам.

Научный текст диссертации характеризуется логикой изложения, ис­пользованием опубликованных материалов, точных сведений и фактов, а также научно обоснованных положений, результатов и выводов.

Предложенные магистрантом новые методологические и методические решения должны быть строго аргументированы (рисунок 4) и критически оценены по сравнению с другими известными научно-практическими положениями. При написании научного текста диссертации необходимо давать ссылки на источники научной, фактографической и другой информации.

Количество глав зависит от характера магистерской диссертации. В диссертации должно быть 3 или 4 главы.

В первой главе обычно приводят результаты научного обзора концепций, методических позиций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем. Магистрант описывает кратко содержание этапов развития научных представлений ученых по рассматриваемой проблеме. В процессе научного анализа известных работ магистрант аргументировано описывает достоинства основных научных положений и факторы, влияющие на их развитие.

Первая глава – теоретическая часть диссертационной работы и служит основой для подготовки второй (аналитической) и третьей (практической) глав диссертации.

 

Рассмотрим пример научного обзора представлений зарубежных и российских ученых о сущности, содержании стратегии предприятий.

 

 

 

Рисунок 4 – Основные характерные черты аргументации

 

 
 


Вторая глава диссертации, как правило, посвящена анализу статистических, фактографических и других материалов, позволяющих обосновать проблему, аргументировать выводы и необходимость решения поставленных задач. В этой главе анализируется состояние предметной области. Аргументируется необходимость обновления, развития существующей практики решения поставленных задач, использования методики и технологии для их решения.

Рассмотрим на примере последовательность изложения научного материала магистерской диссертации, раскрывающей содержание модели стратегического планирования сбытовой деятельности организации.


Выявление несоответствия и разрывов
Обновление конкурентных преимуществ
Выявление угроз будущим успехам
“Пробные продажи”
Выбор каналов сбыта
Поиск новых рынков
Выявление возможностей проникновения на “пробные” рынки
Обновление стратегии  
Первоначальная стратегия сбыта
Поиск “пробных” рынков
Выявление возможностей проникновения на новые рынки

 

Рассмотрим еще один пример формирования комплекта методических инструментов стратегического планирования развития вузов.

 

- наиболее ценные потребители из «перечня новых сегментов».
Шаг 3. Составление «списка» потенциальных потребителей, в который входят:
- наиболее доступные для контактов потенциальные потребители из действующих сегментов;
Итог шага 2: формирование «перечня новых сегментов» (с ранжированием по перспективности для нас)
- анализ по «внутренним резервам» (не может ли для кого-то быть интересным: наши площади, наши программы, лабораторный фонд, книжный фонд и т. д.).
- «анализ по возможностям продвижения» (нельзя ли получить новый сегмент за счет, например, получения кредита в банке, получения гранта, стипендии или использования каких-то иных эффективных маркетинговых приемов);
- «модульный анализ» (нельзя ли кому-то предоставить элементы наших услуг);
- изучение программ конкурентов
- «технологический» анализ (где могут быть использованы наши услуги);
- анализ «наиболее благополучных» учреждений ВПО с последующей «оценкой технологии» (как у них могут быть использованы наши услуги);
- «региональный анализ» (в каких регионах мы просто не представлены);
Шаг 2. Выявление принципиально новых сегментов наших потенциальных потребителей:
Итог шага 1: перечень потенциальных потребителей
- сообщения рекрутских агентств.
- анализ рекламы конкурентов;
- анализ опросов служб трудоустройства выпускников учреждения ВПО;
- анализ традиционных потребителей;
- анализ результатов выставок, ярмарок и т. д.;
- анализ результатов опросов реальных потребителей наших услуг;
- анализ доступной рекламы в центральных, региональных и местных изданиях;
- анализ потерянных клиентов/ потребителей «Почему они не потребляют наши услуги?»;
Шаг 1. Выявление потенциальных потребителей в действующих сегментах:



В третьей главе приводятся разработанные магистрантом алгоритмы, методические инструменты, позволяющие решить поставленные задачи и достичь цели диссертационного исследования. Обосновывают внедрение в практику моделей и методических инструментов, позволяющих увеличить социально-экономическую выгоду.

Между 1, 2 и 3 главами должна быть органическая внутренняя связь, материал внутри глав должен излагаться в логической последовательности. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Выводы можно представить как итоговый синтез полученных результатов исследования. Выводы должны быть краткими, с конкретными данными о наиболее существенных результатах.

 

Приведем пример выводов, подготовленных по итогам 1 главы докторской диссертации.