Научный текст диссертации (основная часть).
Эта часть диссертации представляет собой научно обоснованный и систематизированный магистрантом материал исследований, отвечающий поставленным целям и задачам.
Научный текст диссертации характеризуется логикой изложения, использованием опубликованных материалов, точных сведений и фактов, а также научно обоснованных положений, результатов и выводов.
Предложенные магистрантом новые методологические и методические решения должны быть строго аргументированы (рисунок 4) и критически оценены по сравнению с другими известными научно-практическими положениями. При написании научного текста диссертации необходимо давать ссылки на источники научной, фактографической и другой информации.
Количество глав зависит от характера магистерской диссертации. В диссертации должно быть 3 или 4 главы.
В первой главе обычно приводят результаты научного обзора концепций, методических позиций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем. Магистрант описывает кратко содержание этапов развития научных представлений ученых по рассматриваемой проблеме. В процессе научного анализа известных работ магистрант аргументировано описывает достоинства основных научных положений и факторы, влияющие на их развитие.
Первая глава – теоретическая часть диссертационной работы и служит основой для подготовки второй (аналитической) и третьей (практической) глав диссертации.
Рассмотрим пример научного обзора представлений зарубежных и российских ученых о сущности, содержании стратегии предприятий.
Рисунок 4 – Основные характерные черты аргументации
Вторая глава диссертации, как правило, посвящена анализу статистических, фактографических и других материалов, позволяющих обосновать проблему, аргументировать выводы и необходимость решения поставленных задач. В этой главе анализируется состояние предметной области. Аргументируется необходимость обновления, развития существующей практики решения поставленных задач, использования методики и технологии для их решения.
Рассмотрим на примере последовательность изложения научного материала магистерской диссертации, раскрывающей содержание модели стратегического планирования сбытовой деятельности организации.
Выявление несоответствия
и разрывов
| |
Обновление
конкурентных
преимуществ
| |
Выявление
угроз
будущим
успехам
| |
Выявление возможностей проникновения на
“пробные” рынки
| |
Первоначальная
стратегия сбыта
| |
Выявление возможностей
проникновения на
новые рынки
| |
Рассмотрим еще один пример формирования комплекта методических инструментов стратегического планирования развития вузов.
- наиболее ценные потребители из «перечня новых сегментов».
| |
Шаг 3. Составление «списка» потенциальных потребителей, в который входят:
| |
- наиболее доступные для контактов потенциальные потребители из действующих сегментов;
| |
Итог шага 2: формирование «перечня новых сегментов»
(с ранжированием по перспективности для нас)
| |
- анализ по «внутренним резервам» (не может ли для кого-то быть интересным: наши площади, наши программы, лабораторный фонд, книжный фонд и т. д.).
| |
- «анализ по возможностям продвижения» (нельзя ли получить новый сегмент за счет, например, получения кредита в банке, получения гранта, стипендии или использования каких-то иных эффективных маркетинговых приемов);
| |
- «модульный анализ» (нельзя ли кому-то предоставить элементы наших услуг);
| |
- изучение программ конкурентов
| |
- «технологический» анализ (где могут быть использованы наши услуги);
| |
- анализ «наиболее благополучных» учреждений ВПО с последующей «оценкой технологии» (как у них могут быть использованы наши услуги);
| |
- «региональный анализ» (в каких регионах мы просто не представлены);
| |
Шаг 2. Выявление принципиально новых сегментов наших потенциальных потребителей:
| |
Итог шага 1: перечень потенциальных потребителей
| |
- сообщения рекрутских агентств.
| |
- анализ рекламы конкурентов;
| |
- анализ опросов служб трудоустройства выпускников учреждения ВПО;
| |
- анализ традиционных потребителей;
| |
- анализ результатов выставок, ярмарок и т. д.;
| |
- анализ результатов опросов реальных потребителей наших услуг;
| |
- анализ доступной рекламы в центральных, региональных и местных изданиях;
| |
- анализ потерянных клиентов/ потребителей «Почему они не потребляют наши услуги?»;
| |
Шаг 1. Выявление потенциальных потребителей в действующих сегментах:
| |
В третьей главе приводятся разработанные магистрантом алгоритмы, методические инструменты, позволяющие решить поставленные задачи и достичь цели диссертационного исследования. Обосновывают внедрение в практику моделей и методических инструментов, позволяющих увеличить социально-экономическую выгоду.
Между 1, 2 и 3 главами должна быть органическая внутренняя связь, материал внутри глав должен излагаться в логической последовательности. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Выводы можно представить как итоговый синтез полученных результатов исследования. Выводы должны быть краткими, с конкретными данными о наиболее существенных результатах.
Приведем пример выводов, подготовленных по итогам 1 главы докторской диссертации.