Кубинская революция
Главные отрасли экономики дореволюционной Кубы, ее общественная жизнь, оборона, культура, образование, средства массовой информации, идеология, массовая психология, образ жизни кубинцев, туризм и индустрия развлечений находились в сфере непосредственных интересов США. Американские компании контролировали свыше половины производства кубин-ско-го сахара (Куба занимала первое место в мире по производству тростникового сахара), более 90 % электроэнергетики, 2/3 американских капиталов было вложено в сферу обслуживания и сельское хозяйство. Вывоз прибылей американских компаний превышал ввоз их капитала на Кубу. Экономическая зависимость парализовала самостоятельное развитие Кубы, а военно-политическое сотрудничество с США и присутствие американской военно-морской базы в бухте Гуантанамо ограничивало суверенитет страны.
В сельском хозяйстве Кубы 3/4 земельного фонда принадлежало американским компаниям и местным латифундистам, владевшим также предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции, где трудились по найму около 0,5 млн сезонных рабочих (население Кубы в 1958 г. 6,6 млн). Основная масса сельского населения — это безземельные и малоземельные крестьяне, жившие в условиях крайней нищеты. Все это обусловливало особую остроту аграрного вопроса.
Политический режим Р.Ф. Батисты, установленный в результате государственного военного переворота в 1952 г., вызывал откровенное недовольство большинства кубинцев. Правительство Батисты, отменив конституцию 1940 г. и разогнав Национальный конгресс, сосредоточило в своих руках всю законодательную и исполнительную власть. Батиста национализировал часть же-
лезных дорог, строил шоссейные дороги, правительственные здания, военный порт, обеспечил армию телевизионной системой связи, закупил для армии самолеты и оружие. Несмотря на это, в основе его внутренней и внешней политики лежал антинациональный курс. Так, в 1956 г. Батиста поддержал уменьшение квоты на поставки кубинского сахара в США, что сократило валютные поступления от экспорта и снизило национальный доход. В следующем году США повысили тарифы на ввоз знаменитого кубинского табака, что привело к тем же пагубным результатам. Объем американских капиталовложений в годы правления Батисты увеличился на 1/3. Батиста поддерживал деятельность американских компаний, выделяя им из государственной казны средства в порядке «экономической помощи». Под нажимом США Куба разорвала дипломатические отношения с СССР и поддержала интервенцию против гватемальской революции. Увеличились ассигнования на содержание армии и репрессивных органов для борьбы с оппозицией. Уровень жизни простых кубинцев был крайне низким, неудовлетворительным было состояние здравоохранения и социального обеспечения, обострилась жилищная проблема. По уровню хронической безработицы, охватывавшей 1/4 ЭАН, Куба занимала одно из первых мест в мире.
В среде кубинского пролетариата, городской мелкой буржуазии, сельских трудящихся, служащих, интеллигенции, студенчества, части национальной кубинской буржуазии зрело недовольство этим положением и росла решимость покончить с зависимостью от США, решить аграрный вопрос и ликвидировать диктатуру Батисты.
Революционную борьбу на Кубе в 50-е гг. начали представители радикальной мелкобуржуазной революционной демократии и непролетарских слоев. Первой попыткой стало нападение группы молодых патриотов на военную казарму Монкада в г. Сантьяго-де-Куба 26 июля 1953 г. с целью захватить оружие, раздать его населению и поднять восстание. Атака закончилась неудачей, многие были убиты, остальные арестованы. Штурм Монкады возглавил Фидель Кастро Рус (род. 1926 г.), сын богатого землевладельца, юрист, человек выдающихся личных качеств, огромной воли, неукротимой смелости, вызывавший у окружающих его людей всеобщее восхищение. В своей речи «История меня оправдает» на судебном процессе против штурмовавших Монкаду Ф. Кастро сформулировал основные цели борьбы, которую он начал со своими единомышленниками против Батисты: свержение диктатуры, восстановление буржуазно-демократических свобод, улучшение жизни простых кубинцев, ликвидация латифундизма и раздача земли крестьянам, уничтожение зависимости от иностранных монополий, самостоятельное экономическое и политическое развитие Кубы. Суд приговорил революционеров к 15 годам тюрьмы. Однако протест широкой общественности заставил Батисту освободить Ф. Кастро и его товарищей. Весной 1955 г. они эмигрируют в Мексику, где почти полтора года готовят экспедицию для высадки на Кубе. Здесь же
они создают революционно-демократическую организацию «Движение 26 июля», программа которой базировалась на речи Ф. Кастро «История меня оправдает».
Революционеры приобрели за 12 тыс. долл. подержанную яхту «Гранма». Приняв на борт 82 человека и оружие, яхта взяла курс к берегам Кубы. Потрепанная штормом и едва уцелевшая она причалила к побережью провинции Ориенте 2 декабря 1956 г., опоздав на два дня к запланированному заранее вооруженному выступлению студентов и рабочих в Сантьяго-де-Куба. Отряд с «Гранмы» был встречен огнем правительственных войск, уцелевшая горстка людей скрылась в горах Сьерра-Маэстра. Здесь образовался «партизанский очаг» и началась тяжелая, изнурительная и опасная партизанская борьба.
Повстанцы, организованные в так называемые колонны, проводили дерзкие военные операции под руководством братьев Кастро, Э. Че Гевары, К. Сьен-фуэгоса, К. Гарсии, Р. Вальдеса Менендеса, X. Альмейды Боске. Летом 1957 г. был опубликован манифест к народу, в котором говорилось о неотложности радикального решения аграрного вопроса и о необходимости создания широкого антидиктаторского фронта. Привлеченные желанием получить землю к повстанцам присоединялись крестьяне. Партизан поддержало студенчество, основавшее организацию «Революционный директорат 13 марта» (13 марта 1957 г. его участники неудачно атаковали президентский дворец). Компартия, действовавшая под названием Народно-социалистическая партия (НСП), призвала всех коммунистов поддержать повстанческую армию Ф. Кастро. Даже руководители кубинских буржуазных партий заключили с Ф. Кастро соглашение о его поддержке. Таким образом, в вооруженной народной борьбе против диктатуры сформировалось единство трех политических организаций («Движение 26 июля», НСП, «Революционный директорат») при ведущей роли «Движения 26 июля».
С середины 1958 г. успехи повстанческой армии и масштабное забастовочное движение, развернувшееся по всей стране, способствовали перерастанию партизанской войны в революцию. На освобожденной территории партизаны распределяли землю среди крестьян, создавали школы, помогали многодетным семьям бедняков. В ноябре—декабре 1958 г. Повстанческая армия развернула заключительные боевые операции в восточной (Ориенте), центральной (Лас-Вильяс) и западной (Пинар-дель-Рио) провинциях Кубы. 31 декабря 1958 г. Батиста сложил с себя полномочия и вылетел с семьей в Доминиканскую Республику, где правил диктатор Тру-хильо. Охваченная всеобщей забастовкой 1—2 января 1959 г. Гавана с воодушевлением встретила колонну повстанческой армии во главе с Че Геварой. Через неделю в столицу вошла повстанческая армия Ф. Кастро. Таким образом, начатая штурмом Монкады 26 июля 1953 г. борьба за революцию вылилась в период с декабря 1956 г. по
return false">ссылка скрытадекабрь 1958 г. в партизанскую борьбу повстанческой армии и переросла в народную революцию, победившую 1 января 1959 г. Победа кубинской революции подорвала теорию «географического детерминизма» об особой зависимости Латинской Америки от США в силу их географической близости.
Вопрос о власти после победы революции был решен с участием представителей буржуазно-либеральных кругов, поддержавших в 1958 г. Ф. Кастро. Временным президентом стал государственный деятель, адвокат по профессии, Мануэль Уррутия, во Временное революционное правительство, которое возглавил Хосе Миро Кар-дона, вошли лидеры буржуазных партий и Ф. Кастро. Правительство сосредоточило в своих руках как законодательную, так и исполнительную власть. Повстанческая армия контролировала ситуацию. Были восстановлены демократические свободы, распущены батистовская армия и полиция, казнены около 200 ближайших приспешников Батисты. Обсуждение вопроса о дальнейших преобразованиях вызвало разногласия в правительстве и привело к его отставке. С 16 февраля 1959 г. премьер-министром становится Ф. Кастро, за ним остается также пост главнокомандующего повстанческой армией. Новое правительство повысило зарплату, снизило цены на коммунальные услуги и приступило к решению аграрного вопроса.
17 мая 1959 г. была объявлена первая аграрная реформа. Она положила конец латифундизму, установив максимальный предел земельной площади для одного лица или организации в 400 га. Земли свыше установленного максимума экспроприировались и распределялись среди безземельных, малоземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих. Для крестьянской семьи из 5 человек предоставлялся бесплатно участок в 27 га. Желающие могли дополнительно приобрести у государства в рассрочку участки до 67 га. Землей могли владеть только граждане Кубы, все владения иностранных монополий конфисковывались. Образцово организованные животноводческие хозяйства и сахарно-тростниковые плантации не подлежали разделу, а переходили в руки государства для создания государственных народных имений или кооперативов.
Протестуя против радикального содержания аграрной реформы, из правительства ушли последние представители буржуазии, президент Уррутия подал в отставку. С июля 1959 г. (по декабрь 1976 г.) президентом Кубы был политический деятель, юрист, член НСП Освальдо Дортикос Торрадо. Правительство по-прежнему оставалось органом не только исполнительной, но и законодательной власти. Вместо выборного законодательного органа народного представительства была диктатура вооруженного народа. Правительство опиралось на массовые организации — комитеты защиты революции (КЗР), профсоюзы, Национальную ассоциацию мелких землевладельцев (АНАП), Союз коммунистической молодежи, Феде-
рацию кубинских женщин. Кроме того, специфика Кубы состояла в сочетании партийных и государственных постов при сильной централизации власти в одних руках. Постепенно складывались Черты тоталитарного режима, основанного на однопартийной системе и господстве одной идеологии, интегрировавшего в государственные структуры население страны, полностью запрещавшего любое оппозиционное движение, базировавшегося на бюрократическом партийно-государственном аппарате и культе вождя революции.
Куба установила с СССР торговые и экономические отношения, а с мая 1960 г. — дипломатические отношения. В ответ на это усилился нажим США: американские компании прекратили поставки нефти на Кубу и сократили закупки кубинского сахара, что весьма болезненно отразилось на состоянии экономики (страна обеспечивала себя нефтью лишь на 2—3 %). Куба сделала свой выбор: летом 1960 г. были национализированы нефтеперерабатывающая промышленность, сахарные заводы и другие американские предприятия. Тогда США установили экономическую блокаду Кубы, прервали торговлю с ней, приняли закон о лишении американской помощи любого государства, оказывающего военную или экономическую поддержку Кубе, прекратили туристические поездки американцев на остров, что дополнительно лишило Кубу 60 млн долл. годового дохода и оставило без работы в сфере обслуживания десятки тысяч кубинцев. В январе 1961 г. США разорвали дипломатические отношения с Кубой. В этой критической ситуации СССР и другие социалистические страны закупили кубинский сахар и обеспечили ее нефтью и другими необходимыми товарами. Осенью 1960 г. кубинское правительство национализировало местную крупную и среднюю промышленность, торговлю, банки и транспорт. Куба оказалась втянутой в борьбу двух сверхдержав — СССР и США.
В мае 1961 г. были созданы регулярные вооруженные силы Кубы. В их состав вошли сухопутные войска, ВВСиПВО,ВМФ,а также народная милиция. Армия состоит из регулярных сухопутных войск и территориального ополчения. Закон о всеобщей воинской обязанности распространяется на всех мужчин с 17 лет (женщины служат в мирное время в добровольном порядке). Территориальное ополчение готовит резервистов на всей территории страны. После победы революции вся оставшаяся в строю боевая техника была принята на вооружение. Часть ее, особенно военная авиация, находилась в изношенном состоянии. Куба начала переговоры о поставках вооружения с Великобританией, Бельгией и другими европейскими странами. США, однако, оказали на страны-поставщики оружия сильное давление и практически добились эмбарго на поставки боевой техники на Кубу, ослушавшихся ожидало наказание, напри-
мер, в порту Гаваны был взорван корабль с бельгийскими боеприпасами. В этих условиях Куба подписала соглашение о военных поставках с СССР и Чехословакией.
США добились исключения Кубы из Организации американских государств (ОАГ) и методом «выкручивания рук» и нажима заставили все латиноамериканские государства разорвать отношения с Кубой (не подчинилась только Мексика). На территории США (в Майами) сосредоточилась кубинская эмиграция во главе с X. Миро Кардоной. Президент Д. Эйзенхауэр в марте 1960 г. отдал секретное распоряжение о помощи кубинским эмигрантам для их подготовки к военным действиям против Кубы. Дж. Кеннеди в конце ноября 1960 г. поручает ЦРУ разработать план вторжения, но без единого американского солдата. В марте 1961 г. советская разведка сообщала, что подготовка вторжения закончена. 17 апреля 1961 г. произошла высадка с американских кораблей кубинских контрреволюционеров на Плайа-Хирон, американские военные самолеты нарушили воздушное пространство Кубы. Однако кубинские вооруженные силы за 72 часа разгромили этот десант, было взято в плен 1200 человек.
Несмотря на провал интервенции, напряженность сохранялась: около 50 военных лагерей и баз на территории США и стран Центральной Америки обучали и готовили отряды кубинских контрас. Кубинское правительство усилило меры по обеспечению безопасности страны. Летом 1962 г. в Москве Н.С. Хрущев и Ф. Кастро подписали советско-кубинский договор о военной помощи.
В соответствии с договором на 85 торговых судах, совершивших более 180 рейсов, СССР доставил на Кубу необходимую военную технику, военных специалистов и вооружение, включая стратегические ядерные ракеты среднего радиуса действия. Ракеты К-12 были смонтированы в обстановке строгой секретности в лесах и горах Эсперона, там же были оборудованы 60 стартовых площадок. Американская спутниковая разведсистема обнаружила эти приготовления, и 16 октября 1962 г. Белому дому стало известно о нахождении на Кубе советских ракет, в радиус действия которых входил ряд крупных городов США. Президент Дж. Кеннеди провел специальное совещание и потребовал немедленно убрать советские ракеты с Кубы. 22 октября США объявили военно-морскую блокаду Кубы. К ее берегам подошли 183 корабля американских ВМС, на борту которых находились 85 тыс. солдат морской пехоты США. В небо были подняты самолеты стратегической авиации ВВС США, экипированные ядерными бомбами. Эта блокада должна была обеспечить «карантин» на поставки вооружения на Кубу путем задержания и досмотра судов Других стран. Куба и СССР отказались признать подобный «карантин». Назревала опасность прямой военной конфронтации СССР и США, человечество оказалось на грани мировой термоядерной войны.
Начался карибский «ракетный» кризис. США привели в повышенную боевую готовность все вооруженные силы, войска НАТО,
б-й Средиземноморский и 7-й Тихоокеанский флоты. 23 октября аналогичные меры приняли СССР и страны Варшавского Догово-ра. Куба была приведена в состояние полной боевой готовности, превратившись в высокоорганизованный и четко управляемый военный лагерь. Ввиду непосредственной и реальной угрозы миру Н.С. Хрущев и Дж. Кеннеди начали переговоры. К поискам мирного компромисса подключились ООН и ее Генеральный секретарь У Тан, прилетавший на Кубу для переговоров с Ф. Кастро и советским послом А. Алексеевым. Президент США, несмотря на мощное давление сторонников силового подхода, все же занял реалистическую позицию, и к концу октября американская и советская стороны договорились о мирном окончании кризиса. СССР соглашался вывести свои ракеты с Кубы при условии, что США обязуются уважать неприкосновенность Кубы и не осуществлять против нее актов агрессии. 20 ноября 1962 г. американская военная блокада Кубы была снята.
Страна продолжала идти объявленным в 1960 и 1961 гг. курсом на построение социализма. Были национализированы мелкие предприятия в промышленности, розничной торговле и сфере обслуживания. В 1963 г. началась вторая аграрная реформа, согласно которой хозяйства свыше 67 га экспроприировались и преобразовывались в народные имения для производства животноводческой продукции. На Кубе осталось 2 общественно-экономических уклада — государственный социалистический и мелкотоварный. Формировалась административно-командная система. Странам Латинской Америки Куба продемонстрировала возможность перехода к социализму в короткие сроки при одном и том же политическом руководстве.
Особое значение для дальнейшего развития Кубы приобрел вопрос об оптимальной модели национальной экономики, так как революция произошла в отсталой монокультурной зависимой стране, трудности которой усугубляла экономическая блокада. Первоначальная программа, предусматривавшая форсированную индустриализацию и создание многоотраслевого сельского хозяйства, была спланирована без учета внутренних возможностей и особенностей страны. Внутренние накопления быстро истощились, дорогостоящее импортное сырье, низкая производительность труда и недостаточная квалификация кубинских рабочих делали промышленное производство малорентабельным (импорт обходился дешевле). Планы были пересмотрены и в 1964 г. был взят новый курс на развитие тех отраслей экономики, для которых на Кубе были все условия, т.е. производство сахара и продуктов животноводства.
Трудности аграрных преобразований и индустриализации, финансирование обороны, ликвидация мелкого кустарного и индиви-
дуального производства, отмена розничного рынка, разрыв внешних связей с традиционными партнерами заставили правительство перейти к карточной системе снабжения кубинцев.
Курс на построение социализма сделал необходимым сближение трех ведущих политических организаций — «Движения 26 июля», НСП и «Революционного директората» — на базе официальной идеологии марксизма-ленинизма. В 1961 г. эти организации сплотились в «Объединенные революционные организации» (ОРО), спустя два года ОРО преобразовались в Единую партию социалистической революции, которая в 1965 г. была переименована в Коммунистическую партию Кубы. На I съезде компартии (1975) были приняты партийные (программа и устав) и государственные документы, в частности проект конституции. В 1976 г. конституция вступила в силу.. В том же году, согласно конституции, были проведены выборы в новые органы власти — Национальную ассамблею народной власти (парламент), провинциальные и муниципальные ассамблеи (местные органы власти). Председателем Государственного совета (высший орган Национальной ассамблеи в промежутках между ее сессиями) и премьер-министром стал Ф. Кастро, занимавший также пост первого секретаря ЦК компартии. Заместителем на всех трех ведущих постах был утвержден его брат — Рауль Кастро.
К середине 70-х гг. улучшилось внешнеполитическое положение Кубы. Многие страны Латинской Америки, разрывая блокаду, наладили с ней экономические и дипломатические отношения. В 1977^1978 гг. Куба оказала военную помощь Эфиопии, а с середины 70-х до конца 80-х гг. кубинские войска сражались в Анголе. В развивающихся странах Африки работали кубинские военные и гражданские специалисты. Куба вошла в Движение неприсоединения и стала его активной участницей. Продолжая участвовать в международном социалистическом разделении труда, Куба активно сотрудничала с Советским Союзом. 2/3 кубинского экспорта приходилось на СССР: по гарантированным ценам выше мировых рыночных она продавала Советскому Союзу сахар, цитрусовые, табак, поставляла одну треть потреблявшегося в СССР сахара. Советская сторона поставляла на Кубу сырье, технику, продовольствие и промышленные товары - нефть, трактора, грузовые автомобили, зерно и др. СССР готовил кадры для кубинской экономики и культуры, помогал строить различные предприятия, вплоть до атомной электростанции. Поставки советских комбайнов позволили механизировать чрезвычайно трудоемкую рубку сахарного тростника (до 2/3 урожая). Благодаря этой помощи и напряженному труду самих кубинцев росли экономические показатели, началось сотрудничество в области освоения космоса: р 1980 г. состоялся совместный космический полет Ю. Романенко и А. Тамайо Мендеса.
Еще более ощутимыми и привлекательными для других развивающихся стран были успехи в социальной и культурной областях:
ликвидация безработицы, жилищное строительство, отмена квартплаты, всеобщая грамотность, всеобщее бесплатное и обязательное 9-летнее образование, создание Академии наук; бесплатное здравоохранение, снижение детской смертности и увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет, централизованное, всеобъемлющее и гарантированное государством социальное страхование и ' соцобеспечение. Куба занимает первое место в мире по числу воспитателей, врачей и преподавателей физкультуры на душу населения, здесь самый низкий уровень детской и материнской смертности среди развивающихся стран. ВВП на душу населения достиг 2 тыс. долл. (1985).
Однако Куба испытывала и до сих пор продолжает испытывать серьезные трудности в развитии своей экономики. Быстрый революционный натиск, успешный в борьбе за власть, экономически себя не оправдал. В конце 80-х — первой половине 90-х гг. снижались темпы роста производства ВВП, сокращалось производство сахара, сохранялась карточная система. Больших расходов требовали оборона, социальные выплаты, финансирование разросшегося управленческого аппарата (в середине 80-х гг. чиновники составляли 0,5 млн человек на 10 млн населения), поддержка вооруженных повстанческих движений в других странах. Природа усугубляла положение: стихийные бедствия, засуха и ураганы наносили народному хозяйству огромный ущерб. В середине 80-х гг. упали цены мирового рынка на сахар, это болезненно отразилось на экспортной выручке Кубы. В то же время увеличились проценты по внешним кредитам, выросла внешняя задолженность Кубы (к началу 90-х гг. — 7,5 млрд долл., Советскому Союзу — 19 млрд руб.). Издержки административно-командной системы породили уравниловку, бесхозяйственность, коррупцию, хищения и спекуляцию.
Для выхода из критического положения еще в 70-е гг. было введено планирование народного хозяйства с элементами хозрасчета. С. 1987 г. начался так называемый процесс «ректифиации» (очищения, исправления ошибок), под которым подразумевалось повышение трудовой дисциплины, борьба с бюрократизмом, сокращение управленческого аппарата. По обвинению в коррупции и контрабанде наркотиков были казнены несколько ответственных работников МВД и армии. За хищения и спекуляцию несколько сот служащих административного аппарата были арестованы и отданы под суд. В 1986 г. Куба отказалась от выполнения обязательств по выплате внешнего долга (эта проблема остается нерешенной и по сей день). Были разрешены поездки кубинских эмигрантов к родственникам на Кубу. Начала обеспечиваться религиозная свобода — верующим гражданам разрешили вступать в партию.
Экономические и политические трудности вызывали рост недовольства части кубинского общества, но рамки тоталитарного государства отвергали любое оппозиционное движение. Немногочисленные правозащитные диссидентские организации, возникшие в интеллигентской и студенческой среде, были разгромлены. В более благоприятных условиях действует оппозиционное движение в эмиграции, организационно оформленное в 90-е гг. в два центра. Один-из них, в США, в Майами (где проживает около 1 млн кубинских ' эмигрантов) под названием «Национальный фонд американских кубинцев» во главе с X. Мае Каносой объединил правые антикастровские группы и выступил за жесткие решительные меры против Кубы, вплоть до свержения Ф. Кастро. Другая, более умеренная либеральная организация — «Демократическая платформа Кубы» во главе с К.А. Монтанером действует в Мадриде. Монтанер выступает за мирный переход от тоталитарного правления к представительной демократии путем свободных выборов под контролем международных наблюдателей.
В начале 90-х гг. произошло дальнейшее ухудшение положения в стране. Изменение геополитической карты мира и обвал экономических отношений с Россией и другими странами бывшего соцлагеря имел катастрофические последствия для всех сторон жизни Кубы. В условиях сохранявшейся американской блокады кубинская экономика была поставлена на грань коллапса. Куба объявила о начале «особого периода в мирное время» и вынуждена была взять курс на выживание под лозунгом «Социализм или смерть!». Это предполагало строгую экономию всех ресурсов (в первую очередь нефтяных), уменьшение социальных расходов, усиление нормирования,, прекращение интернациональной помощи другим странам. ' В то же время кубинское руководство приступило к экономическим реформам.' В отличие от неолиберальных реформ в бывших . соцстранах, на Кубе было решено сохранить регулирующие функции государства в процессе реформирования.
В соответствии с реформами в 1994 г. был реорганизован совет министров, осуществлена децентрализация экономики, введен полный хозрасчет и самофинансирование государственных предприятий, они получили право свободного выхода на мировой рынок. Контроль государства распространялся лишь на базовые отрасли. В законодательном порядке была признана частная и смешанная собственность. Существенно расширялась разрешенная ранее индивидуальная трудовая деятельность.
В мае 1994 г. Национальная ассамблея приняла программу финансового оздоровления с целью изъятия из обращения инфляционных денег и сбалансирования госбюджета. Для ликвидации высокого уровня инфляции и дефицита госбюджета, достигшего 1/3 ВВП, началось реформирование финансовой системы: были введены новые цены на товары и новые налоги, сокращалось финанси-
рование убыточных предприятий, уменьшались расходы на содержание госаппарата, была либерализована торговля алкогольной продукцией и табаком. Введенное с августа 1993 г. свободное обращение иностранной валюты, открытие обменных касс и валютных магазинов дало государству дополнительный приток валютных средств от интуристов, предпринимателей и рядовых граждан (около половины, населения ежегодно стала получать от родственников из-за* рубежа 500—800 млн долл.). Уже через 3 года дефицит госбюджета снизился до 3 % ВВП, а объем денежной массы уменьшился на 1/5 часть, повысился курс национальной валюты (с 120 до 22 песо за 1 долл.). Санация финансов на Кубе, по мнению экс-нертов ООН, дала результаты, превзошедшие все ожидания. Оздоровление финансов позволило осуществить банковскую реформу, согласно которой помимо Центробанка, теперь действуют коммерческие и инвестиционные банки. Автоматизирована и компьюте; ризирована система расчетных-операций, в стране появились представительства зарубежных банков.
Куба начала'привлекать иностранные инвестиции. Национальная ассамблея приняла в 1995 г. соответствующий закон, дополненный в последующие годы указами о свободных зонах и промышленных парках, где для вкладчиков действуют дополнительные налоговые льготы. Однако США поставили заслон: акт Торричелли (1992) и закон Хелмса—Бэртона (1996) перекрывали доступ Кубы к необходимым ей источникам валюты. Ряд перспективных проектов пришлось закрыть, но в целом Соединенным Штатам не удалось остановить приток капиталов на Кубу. Соглашения об инвестициях заключены с 30 странами, а объем иностранных поступлений достиг 2,2 млрд долл. Подавляющая часть инвестиций поступает из Канады и стран ЕС. Доля участия иностранного капитала была ограничена 49 %, теперь разрешена деятельность предприятий со 100 % иностранного капитала, причем во всех отраслях экономики, включая операции с недвижимостью.
Кубинское правительство вынуждено было принять также меры по улучшению снабжения населения. До начала 90-х гг. более половины потребляемого страной продовольствия импортировалось. Обвал российско-кубинской торговли и условия американской блокады резко ухудшили ситуацию на потребительском рынке. Правительство приняло продовольственную программу, усилило контроль за производством и нормированным распределением основных продовольственных и промышленных товаров, расширило сеть валютных магазинов, разрешило торговлю на рынках.
Одновременно пришлось восстанавливать баланс внешней торговли, разрушенный потерей прежних партнеров (70 % объема
внешнеторговых операций приходилось на СССР). Существование «сахарной» экономики, ориентированной на рынки соцстран, оказалось под угрозой, резко сократились поставки энергоносителей. Кубе срочно потребовалось найти новые рынки для сбыта товаров своего традиционного экспорта и для закупки необходимых ей товаров и топлива. Пришлось отказаться от монополии государства на внешнюю торговлю. Вопросами экспорта и импорта стали заниматься несколько сотен внешнеторговых компаний, установивших отношения с тысячами фирм из более чем 100 стран. Помимо продажи сахара, Куба вывозит никель, табак, морепродукты, цитрусовые. К этому списку в последнее время прибавилась и продукция фармацевтической промышленности (медоборудование, вакцины, ветеринарные препараты), экспортируемые в страны Латинской Америки, Азии и Африки. Набирает обороты индустрия туризма. В 90-е гг. число туристов, знакомившихся с красотами острова, возрастало на 20 % в год. Доходы от туризма составили наиболее существенный вклад в государственную казну. Несмотря на трудности, на Кубе действует программа помощи удетям—жертвам чернобыльской катастрофы. Уже 14 тыс. таких детей бесплатно посетило Кубу и прошло курс лечения.
В октябре 1997 г. прошел V съезд компартии, одобривший основные процессы «особого периода». В том же году по случаю приезда на Кубу папы римского кубинцы отмечали Рождество, впервые после 1969 г., когда рождественский праздник был отменен как религиозный.
В результате проведенных реформ к началу нового столетия на Кубе остановлен спад ВВП, во второй половине 90-х гг. прирост ВВП составил 3 % в год. Создан благоприятный инвестиционный режим (общий объем внешнего финансирования достиг 2,5 млрд долл.). Число совместных предприятий увеличилось до 350, еще более 100 таких предприятий размещено в свободных зонах. На Кубе формируется многоукладная, конкурентоспособная и социально-ориентированная экономика. Поскольку дальнейшее развитие Кубы пойдет по пути рыночной экономики, возможно с учетом китайского и вьетнамского опыта, то одной из актуальных задач является продолжение социальной ориентации и справедливого распределения доходов, сохранение национальной идентичности. Многое зависит от расстановки сил в обществе и властных структурах. Кубинские лидеры были и остаются открытыми для диалога с народом. На стыке веков в «безальтернативном мире» миллионы людей продолжают воспринимать Кубу как символ национального достоинства маленького народа в его противостоянии могущественной сверхдержаве.
§ 12. Латинская Америка в 60-е гг.
Победа кубинской революции заметно повлияла на освободительное движение Латинской Америки. Во многих странах возникло движение солидарности с Кубой. Росли антиамериканские настроения, крепло стремление к экономической самостоятельности, защите национального суверенитета. Рабочее движение и борьба крестьян против иностранных монополий и национальных олигархий стали более активными и массовыми. Некоторые колонии обрели политическую независимость (Ямайка в 1962 г., Барбадос и Гайана в 1966 г.). Другие страны значительно продвинулись в деле объединения демократических сил: в 1961 — 1962 гг. в Уругвае был создан Левый фронт освобождения, в Бразилии — Фронт национального освобождения, в Мексике — Движение за национальное освобождение, в Гватемале — Революционный патриотический фронт. Активизировалось массовое движение с требованием возвращения Панаме зоны Панамского канала. Убийство диктатора Р. Трухильо ускорило переход к конституционному правлению в Доминиканской Республике. Президенты Бразилии Жуселино Ку-бичек (1956—1961), Жанио Куадрос (январь—август 1961 г.) и Жоао Гуларт (1961 — 1964) проводили достаточно независимый националистический курс в интересах страны, в том числе в международной политике1. Президент Аргентины Артуро Ильиа (1963—1966) восстановил демократические права и свободы и развернул мероприятия в пользу национальной экономики. Учитывая требования мексиканской буржуазии и патриотические настроения трудящихся президент А. Лопес Матеос (1958—1964) укрепил госсектор, ввел ограничения для иностранного капитала, отстаивал независимый внешнеполитический курс Мексики.
В 60-е гг. в некоторых странах (Гватемала, Никарагуа, Эквадор, Колумбия, Перу) развернулось партизанское движение. Успешная повстанческая борьба кубинцев, завершившаяся победой революции, вдохновила латиноамериканских студентов и представителей интеллигенции, сторонников леворадикальных теорий, на создание «партизанских очагов» в сельских районах.
Повстанцев отличало стремление к конкретной деятельности, особенно к вооруженной борьбе, желание подтолкнуть вперед и ускорить медленный, с их точки зрения, ход событий. Гораздо меньшее внимание они уделяли разработке теории, созданию твер-
1 Бразилия установила отношения с СССР и другими соцстранами, поддержала идею всеобщего и полного разоружения и мирного сосуществования, выступила в защиту Кубы ( Ж. Куадрос наградил высшим орденом страны Э. Че Гевару).
дого теоретического фундамента своего движения. Абсолютизация - действия — ключ к пониманию их практической деятельности. Стратегия действия, по их мнению, должна развиваться по следующей схеме: начать борьбу в сельской местности, завоевать поддержку крестьян и, создав сильный боевой авангард среди них, рас-'~ пространиться в город. Однако этим планам не суждено было сбыться. Для" подавления партизанского движения использовались правительственные войска, хорошо вооруженные и экипированные новейшим американским снаряжением, в том числе «антипартизанскими» легкими танками, разведывательными самолетами, вертолетами и бомбардировщиками, которые безжалостно бомбили напалмом районы действия партизан. Численное превосходство правительственных войск делало сопротивление партизан бесполезным. Большая часть повстанцев погибла в боях, другие были схвачены в плен и расстреляны, оставшееся меньшинство подверглось суровым преследованиям. Имя одного их погибших в 1967 г. в Боливии — Эрнесто Че Гевары превратилось в героический символ и приобрело широкую популярность. Крестьяне, принимавшие участие в волнениях и присоединявшиеся к повстанцам, также были подвергнуты суровым репрессиям. Таким образом, партизанская борьба как стимул к развитию массовой вооруженной борьбы крестьян оказалась неэффективной и желаемых результатов не принесла. Основная теоретическая и тактическая ошибка повстанцев — это неправильная оценка положения и ошибочное мнение о готовности крестьян к борьбе. Серьезным промахом было искусственное, не учитывавшее национальной специфики использование тактики «партизанского очага», хорошо зарекомендовавшей себя в совершенно иных условиях. Повстанцы недооценили значения активной поддержки городского населения и необходимости координации действий с другими отрядами оппозиционных сил.
Таким образом, подъем демократического движения, начавшийся во второй половине 50-х гг., продолжался и в начале 60-х гг.
Чтобы сдержать этот размах борьбы (главным образом, антиамериканской) и не допустить «второй Кубы», были совершены превентивные государственные перевороты и установлены диктаторские режимы У. Кастело Бранко в Бразилии (1964), Э. Перальты Асурдии в Гватемале (1963), Д.Р. Кабраля в Доминиканской Республике (1963), Х.К. Онгания в Аргентине (1966) и др. В январе 1964 г. американские войска, находившиеся в зоне Панамского канала, расстреляли массовую демонстрацию панамских студентов. Вместе с тем наряду с террористической практикой в 60-е гг. развивалась и другая — либерально-реформистская тенденция. Кризис традиционной, зависимой экономики Латинской Америки
делал поиск оптимальных путей развития чрезвычайно актуальным. Достижения научно-технической революции, быстро внедрявшиеся в развитых странах, делали отставание периферийных стран все более ощутимым. Все острее давала о себе знать проблема экономической модернизации. Региону были нужны реформы. Воплощением национал-реформизма стал «Союз ради прогресса».
«Союз ради прогресса»представляет собой программу экономического, социального и политического развития Латинской Америки с целью модернизации. Предложенная президентом США Дж. Кеннеди в русле политики «новых рубежей, эта программа получила одобрение и была подписана 19 латиноамериканскими странами в августе 1961 г. в уругвайском городе Пунта-дель-Эсте.
Идейным фундаментом «Союза ради прогресса» стала выдвинутая внешнеполитическими кругами США концепция «мирной регулируемой революции» в условиях свободы. Теория и практика «Союза ради прогресса» впитала в себя и положения «доктрины ЭКЛА», разработанной экспертами ЭКЛА1, среди которых наибольшую известность приобрел выдающийся экономист Рауль Пребиш (Аргентина). Критика Пребишем зависимости сырьевой «периферии» развивающихся стран от «центра», его анализ факторов, определяющих отставание Латинской Америки, изучение проблем экономической интеграции, планирования, иностранных инвестиций легли в основу десар-рольизма (от исп. дезаггоПо — развитие) — теории о преодолении отсталости и модернизации стран Латинской Америки при помощи индустриализации, интенсивного развития сельского хозяйства и экономической интеграции. Идеи Пребиша и десаррольистбв органично вошли в «доктрину ЭКЛА».
Основная цель программы «Союз ради прогресса», рассчитанной на 10 лет, заключалась в ускоренном, «догоняющем» развитые страны мира социально-экономическом развитии Латинской Америки для того, чтобы сократить разрыв между уровнем жизни латиноамериканцев и народов развитых стран. Для такого ускорения необходимо было добиться прироста ВВП на душу населения не менее 2,5 % в год, создать диверсифицированную (многоотраслевую, а не монокультурную, как раньше) экономику путем реформ, в том числе аграрной, налоговой, жилищной, образовательной, необходимо также использовать планирование, развивать региональную экономическую интеграцию, внедрить достижения НТР. На выполнение программы «Союз ради прогресса» предполагалось в течение 10 лет выделить 100 млрд долл. Из них 20 млрд долл.
1 ЭКЛА — Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки — региональная организация Экономического и социального совета ООН, создана в 1948 г., состоит из представителей государств Северной, Центральной, Южной Америки и Карибского бассейна, а также Великобритании, Испании, Нидерландов и Франции, имеющих владения в Латинской Америке. Деятельность ЭКЛА направлена на содействие экономическому развитию стран региона.
предоставляли США (за счет своих и западноевропейских и японских капиталов) и 80 млрд долл. сами страны Латинской Америки из собственных ресурсов в порядке «самопомощи».
Предусматриваемая «Союзом ради прогресса» модернизация должна была сказаться на изменении социальной структуры латиноамериканских стран, усилив такой ее компонент, как средние слои. Именнб'средние слои были признаны наиболее надежными союзниками и участниками «мирной регулируемой революции». Интересы США, по мнению советников Кеннеди, требовали переориентации с олигархических кругов на национальную буржуазию, мелкобуржуазные слои, интеллигенцию, студенчество и даже частично на рабочих и крестьян Латинской Америки, т.е. на новую социальную опору. В вопросе о формах политического развития предполагался переход от поддержки Соединенными Штатами диктаторских режимов в Латинской Америке к поддержке представительной демократии.
Отношение к «Союзу ради прогресса» было неодинаковым. Одни приветствовали его как эффективное средство преодоления отсталости, другие воспринимали его критически. Это стало одной из причин медленного осуществления его программ. За время действия «Союза ради прогресса» в большинстве стран Латинской Америки были выработаны проекты и начаты реформистские эксперименты.
Однако практические результаты «Союза ради прогресса» оказались не такими внушительными, как официально заявленные. Прирост ВНП на душу населения достиг намеченных 2,5 % лишь в середине 60-х гг., когда в результате благоприятной конъюнктуры на мировых рынках выросли цены на аграрно-сырьевую продукцию латиноамериканского экспорта и соответственно увеличилась валютная выручка многих латиноамериканских стран, В пяти странах этот показатель превысил 2,5 %, в других странах он был ниже, а в Уругвае, Сальвадоре и на Гаити — даже со знаком «минус». В целом за десятилетие средний прирост ВНП на душу населения не превысил 1,6 %.
Аграрные реформы, осуществленные в 15 странах, лишь незначительно затрагивали земельные владения латифундистов и не смогли обеспечить всех нуждавшихся крестьян землей. Аграрные преобразования по существу сводились к раздаче государственных пустующих земель и конфискации части помещичьих земель с выплатой компенсации их владельцам.
Налоговые реформы во многих странах заметно увеличили общую сумму налоговых поступлений, но резкого увеличения налогов на прибыли иностранных компаний не произошло. Более того, правительство США требовало от своих латиноамериканских парт-
неров создания благоприятных условий для деятельности частного американского капитала в Латинской Америке и требовало также лишать помощи те страны, которые не создают благоприятного инвестиционного климата или пытаются осуществлять национализацию. Конгресс США принял закон, по которому США могут прекратить помощь любой стране, где национализирована американская собственность (поправка Хикенлупера). Общая сумма ежегодных доходов монополий США, действовавших в Латинской Америке в тот период, превысила 3 млрд долл. Внешний долг латиноамериканских стран, составлявший в 1960 г. 10 млрд долл., вырос в 1970 г. до 17,6 млрд долл.
Наибольших успехов «Союзу ради прогресса» удалось достичь в строительстве школ и больниц, в развитии объектов инфраструктуры (шоссейных и железных дорог, портов, электростанций и т.п.), подготовке преподавательских кадров, увеличении инвестиций. За счет средств «Союза ради прогресса» в Латинской Америке было построено 326 тыс. жилых домов, 900 больниц и медпунктов, свыше 36 тыс. классных комнат,, подготовлено 75 тыс. учителей (согласно более поздним данным 800 тыс.), издано почти 10 млн школьных учебников, обеспечено продовольствием 27 млн человек. Эти, безусловно, внушительные цифры свидетельствовали об определенном сдвиге в решении острых проблем социального и культурного развития. Вместе с тем, например, нуждавшихся в жилье насчитывалось от 15 до 19 млн. Число выпущенных учебников составляло всего 10—15 % от необходимого количества.
Таким образом, догнать развитые страны не удалось. Разрыв в экономическом благосостоянии между Латинской Америкой и развитыми странами продолжал углубляться.
В то же время в США произошла смена внешнеполитических ориентиров, коснувшаяся и Латинской Америки. Помощник госсекретаря но межамериканским делам Т. Манн призвал обратить главное внимание на защиту американских капиталовложений и на «противодействие коммунизму». В соответствии с доктриной Манна (1964) США отказывались от предусматривавшейся «Союзом ради прогресса» преимущественной поддержки «представительной демократии» и соглашались признать любой режим (в том числе военную диктатуру), который обеспечит благоприятные условия для американских инвестиций. Идеи доктрины Манна легли в основу доктрины Джонсона (1965). Джонсон заявлял, что «основная угроза исходит от коммунизма» и «вся мощь США будет брошена на помощь любой стране, свободе которой будут угрожать силы, находящиеся вне континента». Это означало, что Соединенным Штатам не следовало больше препятствовать реакционным военным переворотам. Более того, провозглашалось «законное право» США на вооруженное вмешательство в дела любой латиноамериканской страны, которой угрожает «установление коммунистического правительства». Придерживаясь этой ли-
нии, США способствовали замене правительств в Бразилии, Гватемале, Эквадоре, Доминиканской Республике и Гондурасе военными режимами.
Во второй половине 60-х гг. основным направлением деятельности «Союза ради прогресса» становится экономическая интеграция.
Интеграция Развитию интеграционных процессов в различных частях мира способствовали такие факторы, как интернационализация экономики, политики и культуры, существование международных монополистических объединений, общность исторических традиций. Интеграция, предполагающая сближение национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной политики, означает для стран Латинской Америки также стремление объединить усилия в сохранении независимого экономического развития. Организационное оформление интеграции началось в 50-е и продолжилось в 60-е гг. В конце XX в. в мире насчитывается полтора десятка различных региональных и межрегиональных интеграционных объединений, в том числе в Латинской Америке.
Особенность экономической интеграции в Латинской Америке — это существование нескольких торгово-экономических группировок, главнейшими из которых в 60-е гг. стали Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), находившиеся на разной стадии интеграции и до сих пор экономически и политически слабо связанные между собой. Крупнейшим интеграционным объединением является ЛАСТ, основанная в 1960 г. семью странами (Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Уругвай). В течение 60-х гг. к ним присоединились еще 4 страны — Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия. Тогда же, в 1960 г., Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, а позже Коста-Рика создали ЦАОР1.
Официальными целями ЛАСТ провозглашались содействие повышению уровня жизни населения, постепенная (в течение 12 лет) отмена таможенных пошлин и иных внешнеторговых тарифов для свободного обмена товарами и услугами, обеспечение равных конкурентных условий между участниками, согласование торговой политики в отношении третьих стран.
1 В соответствии с уставом ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) различают два вида торговых объединений: «общий рынок» и зону свободной торговли. Участники «общего рынка» отменяют все пошлины и другие ограничения во взаимной торговле и вводят единый тариф и общие правила торгового регулирования в отношении третьих стран. Участники зоны свободной торговли тоже устраняют таможенные и другие ограничения, однако они сохраняют самостоятельность в отношении третьих стран.
В ходе интеграции внутри ЛАСТ возникли субрегиональные группировки — Лаплатский блок (Аргентина, Бразилия, Уругвай Боливия, Парагвай) и Андская группа (Перу, Чили, Колумбия, Боливия, Эквадор). Уже за первый год деятельности товарооборот ЛАСТ увеличился на 20 %, за второй — на 15—20 %. В дальнейшем этот рост резко сократился.
В Центральной Америке необходимость интеграции диктовалась особенно малыми рынками. Ухудшение условий реализации аграрной продукции на мировых рынках и конкуренция со стороны иностранных предприятий подталкивали национальные предпринимательские круги к расширению рынков сбыта за счет соседних государств. Договор о создании ЦАОР, подписанный на 20 лет, предусматривал немедленную отмену тарифных ограничений почти на 50 % всех товаров, разрешал свободное передвижение рабочей силы и капиталов в пределах стран-участниц, устанавливал высокие пошлины в отношении третьих стран. Практическая реализация этих положений обеспечила введение общей расчетной валюты (центральноамериканский песо), были созданы новые отрасли промышленности (стекольная, резиновая, цементная, производство удобрений). За несколько лет страны ЦАОР достигли самообеспечения по ряду второстепенных товаров (упаковочных материалов, пластмасс, мебели). Главную выгоду от создания ЦАОР получила промышленность, на сельское хозяйство интеграция не оказала существенного влияния. Хотя ЦАОР развивался более быстрыми темпами, чем ЛАСТ, тем не менее уже во второй половине 60-х гг. в нем появились кризисные явления.
В Карибском бассейне в 1968 г. возникло еще одно интеграционное объединение — Карибская ассоциация свободной торговли (КАСТ), объединившая как самостоятельные мелкие государства, так и владения Великобритании. КАСТ выдвинула задачи диверсификации и устранения всех ограничений в торговле между ее участниками, ускорение экономического роста и справедливую конкуренцию в зоне Карибского бассейна.
Таким образом, интеграция в Латинской Америке приняла характер торгово-таможенной либерализации, некоторой координации валютной политики и лишь в ограниченных масштабах — кооперирования промышленности. В конечном счете она не стала всеисцеляющим средством ликвидации кризиса внешней торговли. Основными препятствиями в деятельности субрегиональных интеграционных объединений стало сходство экономической и внешнеторговой структур, различные уровни экономического развития, противодействие иностранных монополий и транснациональных корпораций.
Действительно, например, все страны ЦАОР являлись производителями однотипных сельскохозяйственных товаров и покупателями промышленной продукции в основном у США. 2/3 торгового оборота ЛАСТ составляли сельскохозяйственные товары, около 1/3 — минеральное сырье и лишь несколько процентов — готовые изделия. Латинская Америка производила только 1/5 часть необходимых ей машин и оборудования. Индустриальное развитие наталкивалось на проблему сбыта в условиях архаичных аграрных отношений и малой емкости внутренних рынков, оказавшихся относительно насыщенными вследствие низких доходов населения. С проблемой затоваривания сталкивались не только «старые» отрасли, но и сравнительно молодые (автомобилестроение, тракторостроение). Перенасыщение одних отраслей и нехватка средств для становления других стали двумя сторонами очень пагубного для стран региона явления — расхищения скудных денежных ресурсов. Оставалась острой проблема безработицы.
Все это ослабляло заинтересованность ряда стран в интеграции. Например, Боливии невыгодно покупать товары ЛАСТ, где издержки производства и, следовательно, цены выше, чем в Западной Европе; Колумбии неинтересно получать за свой экспорт неустойчивую валюту латиноамериканских стран. Каждая из стран стремилась выговорить для себя наибольшее число льгот и предоставить поменьше привилегий другим, стараясь продвинуться за счет партнера. Усиливалась неравномерность развития отдельных стран и отраслей, выигрывали — сильнейшие.
Наиболее заинтересованными в интеграции были крупные национальные предпринимательские круги, уже не нуждавшиеся в торгово-таможенной защите и рвавшиеся на оперативный простор. В более ущемленном положении оказывались средние и мелкие предприниматели, для которых быстрая ликвидация таможенного протекционизма представляла непосредственную угрозу.
Отношения между странами, входившими в ЦАОР, носили напряженный конкурентный характер, обострявшийся как из-за наличия военно-диктаторских режимов, так и из-за различий в уровне и темпах развития. Наибольшие противоречия возникали между более развитой Коста-Рикой и остальными странами. Панама вообще отказалась участвовать в интеграции.
2/5 всех экспортных операций осуществляли непосредственно иностранные компании, действовавшие в Латинской Америке. Наиболее важные предприятия размещались в ведущих странах региона и контролировались ТНК. Во всех странах ЛАСТ система налогообложения предусматривала равные условия как для национальных, так и для иностранных компаний; к иностранному
вкладчику предъявлялись такие же требования, как к национальному; ни в одной стране (кроме Бразилии) не существовало контроля ограничивающего перевод прибылей и дивидендов за границу.
Для координации вопросов сотрудничества и совместной защиты интересов в области экономики и внешней торговли в 1964 г. была создана Специальная латиноамериканская координационная комиссия (СЕКЛА), в которую вошли представители стран региона без участия США. СЕКЛА приняла ряд документов, содержавших предложения по ликвидации неравноправных отношений между Латинской Америкой и США. В середине 70-х функции СЕКЛА перешли к ЛАЭС (Латиноамериканской экономической системе), деятельность которой также была направлена на достижение экономической самостоятельности и ограничение позиций ТНК в регионе.
Интеграционные процессы 60-х гг. затронули не только экономику, но и военно-политическую сферу. Появление очагов партизанского движения в различных странах региона обусловило более тесное военное сотрудничество этих стран с военными ведомствами США. В 1963 г. для совместной борьбы против «подрывной деятельности» в странах Центральной Америки при содействии США был организован Центральноамериканский совет обороны. В 1964 г. из представителей всех стран региона был создан Латиноамериканский парламент, решения которого по социально-экономическим И политическим вопросам носили рекомендательный характер.
«Новая роль» Еще одной важной и значительной тенденцией развития
военных Латинской Америки в 60—70-е гг. стали прогрессивные во-
енные режимы в Перу, Панаме, Боливии, Эквадоре, Гондурасе. Вооруженные силы в Латинской Америке традиционно играли большую роль в качестве гаранта порядка и своего рода политического арбитра. Частые государственные перевороты, совершаемые руками армии, приводили к власти то одну, то другую группировку господствующей элиты. Во всех странах, кроме Уругвая и Коста-Рики, существовала обязательная воинская повинность. Для латиноамериканских армий характерен непропорционально высокий процент офицеров. На нужды армии шло в среднем 25 % бюджета (в Парагвае до 50 %). По социальному составу основная масса солдат — выходцы из крестьян. В истории армий в Латинской Америке преобладали военные перевороты правого, консервативно-реставрационного содержания. Существует лишь несколько примеров левых патриотических выступлений военных. Это движение тенентистов и «колонна Престеса» в Бразилии (20-е гг.), восстание военных моряков в Чили (1931), свержение диктатуры (1944) и участие военных в революционном процессе в. Гватемале, восстание военных конституционалистов в Доминиканской Республике (1965).
Появление «новой», по сравнению с традиционно консервативной, роли военных в Латинской Америке объясняется, во-первых, ростом численности пролетарских и средних городских слоев в пос-
левоенные годы, что привело к пополнению офицерского корпуса выходцами из этих малообеспеченных слоев. Во-вторых, выросший под влиянием НТР образовательный уровень офицеров делал их способными понять причины отсталости своих стран и готовыми разработать новые военные доктрины, направленные на ограничение зависимости от иностранного капитала, отстранение олигархии, ликвидацию нищеты. В-третьих, на мировоззрение латиноамериканских военных повлияли так называемые гражданские действия (участие вооруженных сил в строительстве гражданских объектов в отсталых сельских районах) и привлечение военных к противопартизанской борьбе. Использование армии как полицейской силы для подавления народных волнений вызывало недовольство ее патриотических кругов, особенно средних и младших офицеров. В-четвертых, на рост гражданского патриотического самосознания латиноамериканских военных повлияли такие внешние факторы, как кубинская революция, националистические акции Г.А. Насера в Египте, процесс деколонизации.
Находившиеся у власти в 60—70-е гг. прогрессивные военные режимы1 провели в пользу трудовых слоев населения своих стран такие значительные мероприятия, как аграрные реформы, национализацию иностранной собственности, социальную поддержку, независимый внешнеполитический курс.
«Революция 3" октября 1968 г. вооруженные силы Перу совер-
военных» шили очередной государственный переворот, каких
в Перу было немало в истории страны. Однако последую-
щие события показали, что на этот раз военные выступили в новой для себя роли. Военная хунта в составе командующих всеми родами войск избрала президентом генерала Хуана Веласко Альварадо (1909—1977) и назначила правительство, названное Революционным правительством вооруженных сил (РПВС). Началась радикальная трансформация традиционной экономической структуры. Национальная доктрина и планы развития страны базировались на программном документе «План Инка» и исходили из «обеспечения интересов широких масс нации». Основные принципы экономической политики РПВС были изложены в так называемой «доктрине Веласко» и сводились к тому,
1 Революционное правительство вооруженных сил в Перу (1968—1975) во главе с генералом Хуаном Веласко Альварадо. Прогрессивное военное правительство во главе с Омаром Торрихосом в Панаме (1968—1981). Революционно-националистическое правительство генерала Хуана Хосе Торреса в Боливии (1969—1971). Военное правительство генерала Г. Родригеса Лары в Эквадоре (1972—1975). Правительство О. Лопеса Арельяно в Гондурасе (1972-1975).
что: 1) основные богатства и природные ресурсы должны принадлежать государству; 2) экономическое развитие направляется на удовлетворение интересов нации в целом, а не на стремление к наживе отдельных лиц и группировок; 3) иностранные капиталовложения должны содействовать росту национальной экономики; 4) необходимо укрепить независимость страны и улучшить условия жизни народа.
В соответствии с этой доктриной в экономике должны сосуществовать различные виды собственности — частной, кооперативной, государственной смешанной. Иностранные предприятия должны постепенно превращаться в смешанные, а затем — в национальные.
В октябре 1968 г. правительство установило контроль над нефтепромыслами Бреа и Париньяс и над всем нефтеперерабатывающим комплексом в Таларе, где добычу и переработку нефти вела американская компания «Интернэшнл петролеум компани» (ИПК). На ее базе была создана государственная перуанская нефтяная компания ПЕТРОПЕРУ. Утвердилась ведущая роль государства в освоении и эксплуатации минеральных ресурсов: был экспроприирован крупнейший в стране горнорудный и металлургический комплекс, принадлежавший американской компани > и «Серро де Паско», в ведение государства перешел экспорт всей продукции горнорудной промышленности и переработки меди, а также национализированы 14 крупных американских предприятий в тяжелой промышленности. Устанавливалась государственная монополия на рыбную промышленность и производство рыбной муки — важнейшие отрасли национальной экономики ( в то время Перу занимало 1-е место в мире по улову рыбы). Таким образом, к 1974 г. из 79 крупнейших предприятий Перу 42 уже находились в государственной и коллективной собственности, на их долю приходилось более 50 % выпуска промышленной продукции.
Ограничивалась сфера деятельности иностранных банков, а все вновь создаваемые банки должны были принадлежать исключительно перуанцам. Устанавливался правительственный контроль над всеми валютными операциями, обмен иностранной валюты отныне производился только в государственном банке Перу. Согласно закону «О свободе печати» был введен государственный контроль над средствами массовой информации и связи, принадлежавшими частному, в том числе иностранному, капиталу; все органы печати республики переходили в руки перуанцев по рождению, постоянно живших в стране. Впервые в истории страны специалисты разработали пятилетний план экономического и социального развития на 1971—1975 гг.
Одна из главных проблем состояла в ликвидации социальной несправедливости, порождающей народные выступления. Считая капиталистический путь развития причиной отсталости и нищеты,
военные выдвинули концепцию «нового общества», отличающегося как от капитализма, так и от коммунизма — построение «социальной демократии всеобщего участия». В соответствии с «Основным законом о промышленности» 1970 г. каждое промышленное предприятие обязывалось ежегодно выделять 10 % прибылей для распределения среди трудящихся. На предприятиях создавались «промышленные общины», представлявшие и защищавшие интересы трудящихся. Они были призваны обеспечить постепенный переход 50 % капитала под контроль рабочих. Представитель общины должен был входить в административный совет предприятия. Для сельского хозяйства Перу, где было занято более половины самодеятельного населения, особое значение имел закон об аграрной реформе 1969 г., базировавшийся на принципе «земля тем, кто ее обрабатывает». Экспроприации подлежали владения латифундистов, площадь, которых превышала установленный законом максимум. В руки государства переходили также заброшенные и пустующие земли. Значительная часть экспроприированной земли передавалась крестьянам с условием выплаты ее стоимости в течение 20 лет. Закон предусматривал экспроприацию крупных агропромышленных комплексов, в том числе сахарных плантаций американских монополий. В отдельных случаях саботажа на территорию поместий вводились войска. Индейские общины получили землю из фонда аграрной реформы, кроме того, им возвращалась земля, прежде отобранная у них латифундистами. Поощрялось создание крестьянских кооперативов. С латифундизмом было покончено.
Для более широкого привлечения на сторону революции масс правительство создало так называемую Национальную систему поддержки социальной мобилизации (СИНАМОС) — управление по пропаганде и оргработе среди различных слоев населения. В обязанности СИНАМОС было вменено контролировать и направлять общественную деятельность промышленных общин, кооперативов, общественных организаций, объединений студенческой молодежи, интеллигенции, рабочих и крестьян.
Реформируя базовые структуры.экономики, РПВС не могло не затронуть и сферу духовной жизни общества, систему образования и воспитания.
«Всеобщий закон об образовании» 1972 г. вводил трехступенчатую систему образования. Первая ступень — «начальная» — охватывала дошкольников. Вторая ступень — базовое образование — была рассчитана на 9 классов обязательного и бесплатного обучения в государственных школах для детей от 6 до 15 лет. Третья ступень — высшее образование — включало 3 цикла: высшие профессиональные школы, затем университеты (в том числе военные институты и духовные семинарии) и, наконец, высший цикл подготовки Докторов наук. Как частные, так и государственные университеты получали