ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Деталь проекта разрабатывают по заданию руководителя. В случаях, когда студент привозит с преддипломной практики интересный материал, с согласия руководителя этот материал может быть использован для разработки детали.
В качестве детали следует разрабатывать наиболее трудоемкие разделы проекта. Тематика детали должна подбираться с таким расчетом, чтобы она была органически связана с проектом и отражала все новое и передовое в дорожном строительстве.
Чертежи детали проекта размещают, как правило, на одном - двух стандартных листах. Пояснения и расчеты к детали должны составлять 15^20 страниц пояснительной записки.
При составлении проекта на строительство автомобильной дорогирекомендуется разрабатывать детали по следующей тематике:
- ландшафтное проектирование;
- пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне;
- пересечения и примыкания автомобильных дорог в разных уровнях;
- мероприятия по борьбе с оврагами и селевыми потоками;
- проектирование трассы в сыпучих песках;
- обеспечение водоотвода;
- разбивочные работы;
- проектирование виража;
- рабочие чертежи железобетонных труб;
- рабочие чертежи путепроводов и мостов;
- эстетическое и архитектурное оформление дороги и др.
При составлении проекта на реконструкцию автомобильной дорогирекомендуются темы индивидуальной части проекта те же, что и для проекта строительства автомобильной дороги, а также:
- сопряжение существующего покрытия с вновь устраиваемым с применением новых материалов;
- уширение земляного полотна при реконструкции и применяемые материалы;
- определение видимости в плане и продольном профиле и мероприятия, обеспечивающие видимость;
- кривые с устройством виражей;
- кривые в горной местности (серпантины);
- подземные переходы в местах автостанций и автопавильонов;
- устройство поверхностной обработки и укрепление обочин;
- остановочные площадки и др.
Для проекта производства работ на строительство автомобильной дорогиможно рекомендовать следующие детали:
- разбивочные работы на строительстве;
- организация и производство подготовительных работ (рубка леса, корчевка пней, вычесывание корней, засыпка ям, снятие растительного слоя и т.д.)
- организация разработки глубокой выемки;
- организация работ по отсыпке высокой насыпи;
- сооружение земляного полотна на косогоре крутизной от 1:5 до 1:3;
- производство земляных работ в зимних условиях;
- сооружение земляного полотна при переходе через болото;
- сооружение земляного полотна в засоленных грунтах;
- строительство автомобильной дороги в условиях вечной мерзлоты;
- противооползневые мероприятия;
- мероприятия по борьбе с селевыми потоками;
- организация поверхностного водоотвода;
- отвод грунтовых вод от дороги;
- мероприятия по осушению верхней части земляного полотна;
- устройство покрытия из сборных цементобетонных плит;
- устройство покрытия из струнобетона;
- устройство покрытия из монолитного бетона;
- организация работы производственных предприятий;
- организация производства отделочных и укрепительных работ;
- контроль качества работ на строительстве;
- организация строительства железобетонной или металлической трубы (круглой, прямоугольной, двухочковой);
- организация строительства малого моста и др.
При составлении проекта на строительство моста или путепровода на автомобильной дороге рекомендуется разрабатывать детали по следующей тематике:
- конструкции деформационных швов;
- обеспечение безопасности движения транспортных средств по мосту (например, барьерные ограждения);
- водоотводные сооружения на мостах и др.
Для разработки деталей проекта производства работ на ремонт и содержание автомобильной дороги рекомендуются следующие вопросы:
- зимнее содержание автомобильных дорог;
- декоративное и снегозащитное озеленение автомобильных дорог;
- обеспечение безопасности движения на обслуживаемой дороге;
- организация контроля качества при капитальном ремонте;
- организация контроля качества состояния обслуживаемой сети дорог;
- организация борьбы со скользкостью на дороге;
- организация работ по замене железобетонной трубы d=1 м на трубу d=1,5 м;
- архитектурное оформление автомобильной дороги;
- организация работы асфальтобетонного завода при эксплуатации сети автомобильных дорог;
- перестройка автомобильной дороги на пучинистом участке и др.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Перечень исходных данных зависит от тематики дипломного проекта и должен содержать все сведения, необходимые для разработки проектных решений. Проектные решения наиболее близкие к производственным условиям могут быть получены в период третьей производственной практики, когда студент, выбравший тему проекта, может использовать копии документации о строящейся дороге. В дипломном проекте разработать альтернативные решения или запроектировать на основе реальных материалов дорогу для другой интенсивности и состава движения.
Для проектов по изысканиям и проектированию дорог исходными материалами являются:
- топографические карты и планы или материалы аэрофотосъемок для разработки вариантных решений;
- данные инженерно-геологических обследований на неустойчивых склонах и болотах;
- результаты полевых и лабораторных испытаний прочности и деформируемости грунтов, данные о грунтах на трассе;
- характеристики местных дорожно-строительных материалов и прочных продуктов промышленности, источники их получения, справочные цены;
- сведения о пересекаемых водотоках.
Для проектов по строительству, реконструкции и эксплуатации дорог исходными материалами являются:
- план трассы и продольный профиль;
- данные о конструкции дорожной одежды, ее толщине и состоянии (степень износа, ровность, скользкость);
- данные о грунтах; характеристики дорожно-строительных материалов, источники их получения;
- данные о местах сосредоточения дорожно-транспортных происшествий;
- данные о состоянии земельного полотна и пучинистых участках.
Собранные во время практики материалы по возможности дополняются данными той организации, в которой студент проходит преддипломную практику с использованием проектных и строительных решений в аналогичных природных условиях. Недостающие сведения должны быть собраны по справочникам, архивным материалам, из статей научных публикаций.
СОСТАВ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ
Дипломный проект состоит из пояснительной записки и графического материала (чертежей и плакатов).
Пояснительная записка проекта включает следующие разделы:
- Исходные материалы: характеристика района строительства; сведения о дорожно-строительных материалах и источники их получения и т.д.
- Объемно - планировочные решения (обоснование планов, разрезов, профилей).
- Конструктивное решение сооружения (расчеты).
- Технология строительства (обоснование технологических планов; разработка технологических карт).
- Организация строительства (стройгенплан, календарный график); безопасность ведения работ.
- Экология и рекультивация земель.
- Экономика, технико-экономические показатели эффективности проекта.
Все разделы получают конкретные наименования в зависимости от задания на дипломное проектирование, выданного руководителем.
Для проектов новой дороги в качестве рекомендуемых разделов могут быть:
- Трассирования нескольких вариантов, оценка их транспортно эксплуатационных характеристик, технико-экономическое сравнение и выбор варианта для окончательной разработки проекта.
- Конструирование и расчет дорожных одежд, технико-экономическая оценка и выбор варианта.
- Расчеты отверстий искусственных сооружений и проектирование продольного профиля на характерных участках с целью определения объемов работ (для проектирующих новую дорогу - общая протяженность 5-10 км).
- Определение объемов строительных работ.
- Обоснование принятого метода организации и технологии работ по строительству или реконструкции с технико-экономическим сравнением вариантов.
- Оценка проектных решений (зрительная ясность и плавность трассы, уровни удобства и безопасности движения, загрязнение окружающей среды и т.д.).
- Разработка технологических схем выполнения строительно-монтажных работ с подбором необходимых машин и механизмов и расчетом их производительности (технологических карт).
- Разработка стройгенплана с указанием размещения объектов производственной базы (карьеры, железная дорога, речные станции, асфальтобетонные и железобетонные заводы) и возводимых объектов на трассе.
- Составление календарного плана выполнения работ с построением графиков движения рабочей силы и транспортных средств на период устройства дорожной одежды и определение стоимости строительства, локальные сметы, калькуляции и сводная смета.
При выполнении дипломных проектов на другие темы следует уделить внимание разработке следующих вопросов:
Для проектов городских улиц и площадей - расчеты схем организации движения, планировочное решение улиц, обоснование поперечного профиля, разработка вертикальной планировки и принятой системы водоотвода.
Для проектов строительства и эксплуатации дорог обязательным является анализ скорости полученной заданной интенсивности и составу движения и в случае необходимости перепроектирование отдельных участков.
Для проектов по реконструкции - анализ транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, удовлетворение обеспечения безопасности движения и мероприятия по улучшению условий движения.
В качестве деталей в дипломных проектах могут быть включены вопросы проектирования и строительства специальных заданий и сооружений на автомобильных дорогах (дорожный сервис, дорожных ремонтно-строительных организаций, патрульно-постовых служб ГИБДД и других)
Вопросы технико-экономического обоснования проектных решений разрабатываются под руководством консультантов, назначенных кафедрой «Экономика, управление и инвестиции».
Мероприятия по охране окружающей среды (вопросы экологии) и обеспечению безопасности одного из опасных технологических процессов (охрана труда) составляются при консультации преподавателей кафедр: «Общая и инженерная экология» и «Безопасность жизнедеятельности».
В процессе разработки проекта составляется расчетно-пояснительная записка с обоснованием всех принятых решений. Для доклада на защите в государственной аттестационной комиссии (ГАК) оформляются чертежи и плакаты в туши (общее число листов 10-12), часть из них может быть выполнена на графопостроителях.