Практическое занятие № 3

Тема: «Рецептивные виды речевой деятельности учителя»

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции слушания как вида речевой деятельности.
  2. Дайте определение понятию «профессиональное педагогическое слушание». Назовите особенности этого вида слушания.
  3. Какие трудности профессионального педагогического слушания вы можете назвать?
  4. Назовите и кратко опишите виды профессионального педагогического слушания.
  5. Охарактеризуйте нерефлексивное слушание как один из способов профессионального педагогического слушания.
  6. Опишите основные приемы рефлексивного слушания учителя на уроке.
  7. Перечислите и кратко охарактеризуйте условия эффективного педагогического слушания.
  8. Назовите основные функции и виды чтения.
  9. Какие учебно-речевые ситуации, характерные для педагогического общения, связаны с умением читать?

Выполните практические задания:

Прочитайте характеристики хорошего и плохого слушателя.

  1. Экономит время, слушая рационально.
  2. Получает как вербальную, так и невербальную информацию.
  3. Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.
  4. Считает, что хранит композицию выступления в голове.
  5. Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.
  6. Тратит время на обдумывание посторонних тем.
  7. Не хочет концентрироваться на трудных моментах.
  8. Помогает оратору.
  9. Внутреннее реагирует на любое эмоциональное выражение.
  10. Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.
  11. Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторений.
  12. Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.
  13. Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.
  14. Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными.
  15. Считает скучным внимательно слушать.
  16. Отвлекается на критику оратора.
  17. Пытается осмыслить недопонятое.
  18. Слишком возбужден и часто отвлекается.

Проанализируйте их и заполните следующую таблицу:

Хороший слушатель Плохой слушатель
   

Прослушайте публичное выступление (подготовленное студентом выступление) и ответьте на вопросы. (Выступление по теме реферата, протокольно-этикетное выступление, убеждающее выступление)

А) Какова главная цель оратора – информирование, убеждение или развлечение?

Б) Можете ли вы определить структуру речи?

В) Какова главная тема речи? Как она преподнесена оратором?

Г) Сколько проблем затронул оратор в речи? Как данные проблемы соотносятся с темой выступления?

Д) Какие формы аргументации использовал оратор?

Подробно охарактеризуйте учебно-речевые ситуации (на уроках биологии и географии), связанные с чтением как одним из видов речевой деятельности.