Практическое занятие № 3
Тема: «Рецептивные виды речевой деятельности учителя»
Подготовьте ответы на вопросы:
- Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции слушания как вида речевой деятельности.
- Дайте определение понятию «профессиональное педагогическое слушание». Назовите особенности этого вида слушания.
- Какие трудности профессионального педагогического слушания вы можете назвать?
- Назовите и кратко опишите виды профессионального педагогического слушания.
- Охарактеризуйте нерефлексивное слушание как один из способов профессионального педагогического слушания.
- Опишите основные приемы рефлексивного слушания учителя на уроке.
- Перечислите и кратко охарактеризуйте условия эффективного педагогического слушания.
- Назовите основные функции и виды чтения.
- Какие учебно-речевые ситуации, характерные для педагогического общения, связаны с умением читать?
Выполните практические задания:
Прочитайте характеристики хорошего и плохого слушателя.
- Экономит время, слушая рационально.
- Получает как вербальную, так и невербальную информацию.
- Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.
- Считает, что хранит композицию выступления в голове.
- Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.
- Тратит время на обдумывание посторонних тем.
- Не хочет концентрироваться на трудных моментах.
- Помогает оратору.
- Внутреннее реагирует на любое эмоциональное выражение.
- Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.
- Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторений.
- Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.
- Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.
- Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными.
- Считает скучным внимательно слушать.
- Отвлекается на критику оратора.
- Пытается осмыслить недопонятое.
- Слишком возбужден и часто отвлекается.
Проанализируйте их и заполните следующую таблицу:
Хороший слушатель | Плохой слушатель |
Прослушайте публичное выступление (подготовленное студентом выступление) и ответьте на вопросы. (Выступление по теме реферата, протокольно-этикетное выступление, убеждающее выступление)
А) Какова главная цель оратора – информирование, убеждение или развлечение?
Б) Можете ли вы определить структуру речи?
В) Какова главная тема речи? Как она преподнесена оратором?
Г) Сколько проблем затронул оратор в речи? Как данные проблемы соотносятся с темой выступления?
Д) Какие формы аргументации использовал оратор?
Подробно охарактеризуйте учебно-речевые ситуации (на уроках биологии и географии), связанные с чтением как одним из видов речевой деятельности.