Содержание обучения.
Содержание обучения должно обеспечивать достижения целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложения 1, 2).
Основные теоретические вопросы, позволяющие восполнить целевые виды деятельности:
- Пути метаболизма безазотистого скелета аминокислот. Гликогенные и кетогенные аминокислоты.
- Специализированные пути обмена ациклических аминокислот:
а) обмен глицина и серина;
б) обмен серусодержащих аминокислот и его наследственные нарушения (гомоцистинурия).
- Биологическая роль и синтез креатина.
- Биологическая роль и синтез глутатиона.
- Болезнь кленового сиропа как нарушение обмена аминокислот с разветвленными цепями.
- Обмен аргинина.
- Специализированнные пути обмена циклических аминокислот:
а) обмен фенилаланина, тирозина и его наследственные нарушения (фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм);
б) пути обмена триптофана.
Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников.
Обязательная литература.
- Губський Ю.Г., Біологічна хімія. - Київ.-Тернопіль, Укрмедкнига, 2000.-С.250-263
- Тестовые задания по биологической химии. Под редакцией Б.Г. Борзенко.- Донецк. 2000.-С.148-202
- Лекции по биохимии
- Графы логической структуры (Приложения 1, 2)
- Инструкция к лабораторной работе.
Дополнительная литература.
1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С.Северина,
А.Я.Николаева. - М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001.- С.243-252; 414-416.
- Березов Т.Г., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1998. - С. 451 – 468
- Березов Т.Г., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990. - С. 354 – 364
- Николаев А.Я. Биологическая химия.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998. - С. 323 - 339
- Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М. : Медицина, 1983. – С. 7 - 15
После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается выполнить целевые обучающие задачи. Правильность решения задач можно проверить, сопоставив их с эталонами ответов.
Целевые обучающие задачи:
Тест 1
Экспериментальному животному введен глицин, меченный по углероду, с целью выяснения его участия в метаболических процессах. Назовите аминокислоту, которая может непосредственно образоваться из глицина.
А. Глутамат
В. Треонин
С. Триптофан
D. Цистеин
Е. Метионин
Тест 2
Экспериментальному животному введен глицин, меченный по углероду, с целью выяснения его участия в метаболических процессах. Выберите синтез, в котором непосредственное участие принимает глицин.
А. Синтез кетоновых тел
В. Синтез холестерина
С. Синтез креатина
D. Синтез меланина
Е. Синтез желчных кислот
Тест 3
В экспериментах по изучению обмена аминокислот подопытному животному был введен радиоизотоп углерода в составе аминокислоты тирозина.
Выберите соединение, которое может синтезироваться из тирозина.
А. Гем
В. Метионин
С. Креатин
D. Норадреналин
Е. Глутатион
Тест 4
Экспериментальным животным была введена радиоизотопная метка по углероду фенилаланина с целью изучения участия этой аминокислоты в метаболических процессах. Выберите соединение, которое может синтезироваться из фенилаланина.
А. Гем
В. Пантотеновая кислота
С. Креатин
D. Адреналин
Е. Никотинамид
Тест 5
С целью изучения участия цистеина в биохимических процессах подопытным крысам была введена эта аминокислота с радиоизотопной меткой по углероду. Через некоторое время метка была обнаружена в ряде метаболитов. Выберите соединение, которое может синтезироваться из цистеина.
А. Таурин
В. Рибофлавин
С. Креатин
D. Никотинамид
Е. Гем
Тест 6
У экспериментального животного, находящегося на безбелковом рационе, развилась жировая инфильтрация печени, в частности, вследствие дефицита метилирующих агентов. Назовите аминокислоту, которая является донором метильных радикалов.
А. Цистеин
В. Метионин
С. Триптофан
D. Глутаминовая кислота
Е. Тирозин
Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению целевых обучающих задая:
1 - В; 4 - D; 5 - А.
Краткие методические рекомендации к проведению занятия.
В начале занятия проводятся тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.
После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Проводится анализ самостоятельной работы студентов и коррекция.
В конце занятия проходит итоговый контроль, подводятся итоги занятия.