Целевые обучающие задачи
Задача 1. В клинику поступил пациент с повторяющимися рвотой, судорогами, припадками и потерей сознания, вызванными отравлением аммиаком. Что лежит в основе его токсического воздействия на нервную систему?
A. Ингибирование пентозофосфатного пути
B. Торможение анаэробного окисления глюкозы
C. Ингибирование ЦТК
D. Угнетение гликолиза
E. Торможение окисления свободных жирных кислот
Задача 2. У пациента, конечности которого длительное время были сдавлены, после удаления тяжести развились признаки печеночной комы, в крови выявлена гипераммониемия. Какой процесс привел к возрастанию содержания аммиака в крови пациента?
A. Восстановительное аминирование α-кетокислот
B. Синтез мочевины
C. Дезаминирование аминокислот
D. Декарбоксилирование аминокислот
Е. Распад билирубина
Задача 3. Аммиак - чрезвычайно токсичное вещество, особо опасное для мозга. Каким образом он переносится из периферических тканей в те органы, которые его обезвреживают или выводят из организма, но при этом мозг не подвергается опасности?
A. В свободном виде
B. В виде аммонийных солей
C. В виде мочевины
D. В виде креатина
E. В виде глутамина
Задача 4. В крови спортсмена после интенсивной нагрузки обнаружено возрастание содержания аланина и мочевины. В результате активации какого метаболического пути произошли эти сдвиги ?
A. Цикла трикарбоновых кислот
B. Глюкозо-аланинового цикла
C. Цикла Кори
D. Пентозофосфатного цикла
E. Синтеза глутамина
Задача 5. Спустя 36 часов после рождения у ребенка началась рвота, «всхлипывающее дыхание», развилось помутнение сознания, и исчезла реакция на внешние раздражители. Биохимический скрининг выявил очень высокие концентрации аммиака и аминокислот в плазме крови, а также снижение концентрации мочевины. Предположен диагноз – наследственное нарушение цикла мочевинообразования. Какой фермент может быть дефектным у данного ребенка?
A. Фосфорибозилпирофосфатамидотрансфераза
B. Аланинаминотрансфераза
C. Аденозиндезаминаза
D. Моноаминооксидаза
E. Карбамоилфосфатсинтетаза
Задача 6. В классических работах Г. Кребса с помощью метода меченых атомов установлено, что ЦТК и орнитиновый цикл мочевинообразования являются тесно связанными метаболическими процессами. Назовите общий метаболит обоих циклов.
А. Оксалоацетат
В. Цитруллин
С. Фумаровая кислота
D. Цитрат
Е. Орнитин
Правильность решений задач проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач:
1 – С, 3 - Е, 5 – Е.
Краткие методические рекомендации к проведению занятия
В начале занятия проводятся тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.
После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Проводится анализ самостоятельной работы студентов и коррекция.
В конце занятия проходит итоговый контроль, подводятся итоги занятия.