Целевые обучающие задачи

Задача 1. В клинику поступил пациент с повторяющимися рвотой, судорогами, припадками и потерей сознания, вызванными отравлением аммиаком. Что лежит в основе его токсического воздействия на нервную систему?

A. Ингибирование пентозофосфатного пути

B. Торможение анаэробного окисления глюкозы

C. Ингибирование ЦТК

D. Угнетение гликолиза

E. Торможение окисления свободных жирных кислот

Задача 2. У пациента, конечности которого длительное время были сдавлены, после удаления тяжести развились признаки печеночной комы, в крови выявлена гипераммониемия. Какой процесс привел к возрастанию содержания аммиака в крови пациента?

A. Восстановительное аминирование α-кетокислот

B. Синтез мочевины

C. Дезаминирование аминокислот

D. Декарбоксилирование аминокислот

Е. Распад билирубина

Задача 3. Аммиак - чрезвычайно токсичное вещество, особо опасное для мозга. Каким образом он переносится из периферических тканей в те органы, которые его обезвреживают или выводят из организма, но при этом мозг не подвергается опасности?

A. В свободном виде

B. В виде аммонийных солей

C. В виде мочевины

D. В виде креатина

E. В виде глутамина

 

Задача 4. В крови спортсмена после интенсивной нагрузки обнаружено возрастание содержания аланина и мочевины. В результате активации какого метаболического пути произошли эти сдвиги ?

A. Цикла трикарбоновых кислот

B. Глюкозо-аланинового цикла

C. Цикла Кори

D. Пентозофосфатного цикла

E. Синтеза глутамина

Задача 5. Спустя 36 часов после рождения у ребенка началась рвота, «всхлипывающее дыхание», развилось помутнение сознания, и исчезла реакция на внешние раздражители. Биохимический скрининг выявил очень высокие концентрации аммиака и аминокислот в плазме крови, а также снижение концентрации мочевины. Предположен диагноз – наследственное нарушение цикла мочевинообразования. Какой фермент может быть дефектным у данного ребенка?

A. Фосфорибозилпирофосфатамидотрансфераза

B. Аланинаминотрансфераза

C. Аденозиндезаминаза

D. Моноаминооксидаза

E. Карбамоилфосфатсинтетаза

Задача 6. В классических работах Г. Кребса с помощью метода меченых атомов установлено, что ЦТК и орнитиновый цикл мочевинообразования являются тесно связанными метаболическими процессами. Назовите общий метаболит обоих циклов.

А. Оксалоацетат

В. Цитруллин

С. Фумаровая кислота

D. Цитрат

Е. Орнитин

Правильность решений задач проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач:

1 – С, 3 - Е, 5 – Е.

Краткие методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия проводятся тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.

После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Проводится анализ самостоятельной работы студентов и коррекция.

В конце занятия проходит итоговый контроль, подводятся итоги занятия.