Содержание обучения

Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).

 

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

1. Роль белков в питании человека. Понятие пищевой ценности белков. Азотистый баланс

2. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте:

2.1. Роль желудочного сока на начальном этапе переваривания белков

2.2. Протеолитические ферменты желудочно-кишечного тракта, их активация, механизм действия (эндонуклеазы, экзонуклеазы)

3. Нарушения переваривания белков и всасывания аминокислот. Квашиоркор

4. Гниение белков в толстом кишечнике. Образование крезола, фенола, скатола и индола

 

Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:

Обязательная литература

1. Губський Ю.І. Біологічна хімія. – Київ – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – С. 390 - 395

2. Практикум з біологічної хімії/ За ред. проф. Склярова О.Я. – Київ: Здоров ‘ я, 2002. –

С. 209 - 218

3.Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко. - Донецк, 2000.-С. 148-202

4.Лекции по биохимии

5.Граф логической структуры (Приложение 1)

6.Инструкция к практическому занятию

Дополнительная литература

1.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1998. - С.409 – 431; 465

2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990. - С. 318-337; 365

3.Николаев А.Я. Биологическая химия. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998. - С. 303-308

4. Козловская Л.В., Мартынова М.А. Учебное пособие по клиническим лабораторным методам исследования (с элементами программирования). – Москва: Медицина, 1975. – С. 210 - 229

 

После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается выполнить целевые обучающие задачи. Правильность решений задач можно проверить, сопоставив их с эталонами ответов.

 

Целевые обучающие задачи:

Задача 1. Пациенту в гастроэнтерологическом отделении проведено исследование секреторной деятельности желудка для уточнения диагноза ахилии. Какой патологический компонент желудочного сока может определяться в данном случае?

А. Пепсин

В. Внутренний фактор Касла

С. Соляная кислота

D. Лактат

Е. Реннин

Задача 2. В онкологическом диспансере у пациента была исследована секреторная функция желудка. В желудочном соке был обнаружен компонент, наличие которого позволило предположить опухолевый процесс желудка. Выберите этот компонент.

А. Соляная кислота

В. Пепсин

С. Молочная кислота

D. Реннин

Е. Внутренний фактор Касла

Задача 3. Пациенту после исследования секреторной деятельности желудка был поставлен диагноз “ахилия”. Объясните этот термин.

А. Отсутствие НСI в желудочном соке

В. Отсутствие НСI и пепсина в желудочном соке

С. Гиперацидное состояние

D. Гипоацидное состояние

Е. Повышение содержания пепсина

Задача 4. Пациенту после обследования поставлен диагноз «гиперацидный гастрит». Чему будет соответствовать общая кислотность при данном диагнозе?

А.50 ммоль/л

В. 25 ммоль/л

С. 70 ммоль/л

D. 0

Е. 5 ммоль/л

Задача 5. При взятии желудочного сока для усиления секреторной деятельности желудка используется гистамин. Концентрация какого компонента желудочного сока будет изменяться в данном случае?

А. Липазы

В. Лактата

С. Желчных кислот

D. Трипсина

Е. Соляной кислоты

 

Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач:

1 – D, 3 – В, 5 – Е

 

 

Краткие методические рекомендации к проведению занятия.

В начале занятия проводятся тестовый контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию.

После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Проводится анализ самостоятельной работы студентов и коррекция.

В конце занятия проходит итоговый контроль, подводятся итоги занятия.