АНАЭРОБНОЕ ОКИСЛЕНИЕ УГЛЕВОДОВ. ГЛИКОЛИЗ.
БИОСИНТЕЗ ГЛЮКОЗЫ – ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗ
Актуальность темы
Около 50% энергетических потребностей организма обеспечивается углеводами. Работающие мышцы, эритроциты и некоторые другие ткани получают энергию за счет окисления гликогена до молочной кислоты, т.е. гликогенолиза. Значение этого процесса сводится к синтезу АТФ в анаэробных условиях ( не в цепи переноса электронов). Изучение этого процесса позволит понять причины возникновения, симптоматику многочисленных патологических состояний, связанных с нарушением энергетического обмена в различных тканях при гипоксии. Эти знания будут необходимы при изучении разделов биохимии “ “Кровь”, “Нервная ткань”, “Мышечная ткань”, “Печень” и разделов патофизиологии, патанатомии, фармакологии, эндокринологии, терапии, касающихся биоэнергетики.
Теперь ознакомьтесь с целями занятия.
Общая цель.
Уметь интерпретировать механизм анаэробного окисления углеводов в организме человека по конечным продуктам этого процесса для оценки энергетического обеспечения организма в норме и патологии.
Конкретные цели: Цели исходного уровня:
Уметь:
1. Анализировать результаты определения молочной кислоты - конечного продукта гликогенолиза. | 1.Анализировать результаты определения молочной кислоты с помощью реакции Уффельмана (кафедра медицинской и фармацевтической химии). |
2. Анализировать убыль фосфата в мышечной ткани как следствие образования АТФ в процессе гликогенолиза. | 2. Анализировать результаты определения неорганического фосфата с помощью молибденового реактива (кафедра медицинской и фармацевтической химии). |
3.Анализировать информацию о функционировании гликогенолиза в мышечной ткани для оценки энергетического обеспечения организма. | 3.Анализировать структуру АТФ и структуру гликогена (кафедра медицинской и фармацевтической химии ). |
Для проверки исходного уровня Вам предлагается выполнить ряд заданий.
Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня.
Задание 1. С пищей животного происхождения в желудочно-кишечный тракт человека поступил гликоген, где произошел его ферментативный гидролиз. Какой конечный продукт образовался в результате этого процесса?
А. Глюкоза
В. Лактат
С. Лактоза
D. Галактоза
Е. Фруктоза
Задание 2. В пробирку с раствором фенола добавили раствор хлорного железа. Образовался фенолят железа. Наличие какого вещества в исследуемом растворе можно определить с помощью фенолята железа?
А. Лактата
В. Гликогена
С. Глюкозы
D. Фосфата
Е. Фруктозы
Задание 3. В растворе с помощью специфических реакций определены следующие продукты гидролиза химического вещества: аденин, рибоза, неорганический фосфат. Какое вещество было подвергнуто гидролизу?
А. Аденозинтрифосфат
В. Аденозин
С. Гуанозинмонофосфат
D. Инозинмонофосфат
Е. Гуанозин
Задание 4. Из тканей горячей щелочью извлекли гликоген, а затем подвергли гидролизу в кислой среде. Какое вещество образовалось в результате гидролиза гликогена?
А.Амилопектин
В.Мальтоза
С.Сахароза
D.Фруктоза
Е.Глюкоза
Задание 5. После добавления к исследуемому раствору молибденового реактива с последующим кипячением и охлаждением раствора образовался кристаллический лимонно-желтый осадок. Какое вещество было обнаружено в растворе?
А.Крахмал
В.Гликоген
С.Лактат
D.Глюкоза
Е.Фосфат
Задание 6. В растворе с помощью серебряной пробы было открыто пуриновое основание. Какое вещество предположительно может содержаться в исследуемом растворе?
А.Дигидроуридин
В.Уридинмонофосфат
С.Аденозинтрифосфат
D.Цитидинтрифосфат
Е.Тимидинтрифосфат
Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:
1 – А; 2 – А; 3 – А
Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:
1.Тюкавкина Н.А.,Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. М.: Медицина, 1985. – С.163, 243-244.
2 Лекции по биоорганической химии.