Практическое занятие № 2

Тема: «Особенности педагогического говорения»

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Дайте определение понятию «речевая деятельность», перечислите ее виды, кратко охарактеризуйте этапы речевой деятельности.
  2. Назовите жанры неподготовленного, частично подготовленного и подготовленного говорения учителя на уроке и во внеурочной деятельности. В чем заключаются особенности говорения учителя на уроке?
  3. Охарактеризуйте объяснительный монолог как педагогический речевой жанр.

3.1. Расскажите о разновидностях объяснительной речи учителя.

3.2. Раскройте содержание микротемы «Сравнение в объяснительной речи учителя».

3.3. Опишите структурные и функциональные особенности приемов популяризации.

  1. Охарактеризуйте обобщающую речь учителя как педагогический речевой жанр.
  2. Расскажите о специфике педагогического диалога в различных ситуациях урока.

 

Выполните практические задания:

К какой разновидности объяснительной речи вы отнесете данные отрывки?

А) «Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности Земли от одного географического полюса к другому. В каждой точке поверхности Земли меридиан направлен на север и на юг. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину».

Б) «Чтобы определить широту какого-либо города или другого пункта, нужно определить широту параллели, на которой он находится. Например, Санкт-Петербург имеет широту 60 градусов с.ш., потому что располагается на параллели, которая отстоит от экватора на 60 градусов. Если пункт расположен не на изображенной параллели, а между двумя параллелями, надо определить широту ближней к пункту параллели и к этой широте прибавить число градусов дуги меридиана от параллели до пункта».

В) «В 1756 году Фридрих II без объявления войны напал на Саксонию. Австрийская армия, шедшая на помощь саксонцам, была разбита».

Определите тип авторского изложения (презентативный или экспозитивный)? Выбор каких языковых средств проявляет отношение автора к предмету речи?

А) «…И совсем, хоть внешне и очень похожий, совсем другой «человек» - приставка пре-.Гордая, такая очень-очень – очень! Это ее самое главное значение. Она даже может заменить это слово – очень. Поэтому там, где можно было бы сказать «очень умный», говорят «преумный», «очень спокойный» - «преспокойный».

Б) «Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно, путем частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. создается Министерство государственных имуществ. Его возглавляет Павел Дмитриевич Киселев…».