Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения школьников
Впроцессе обучения школьников способам передвижения* на лыжах происходит формирование двигательных навыков. Но отдельные двигательные навыки не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние на формирование новых навыков или их вариантов. Известно, что возникновение новых навыков всегда в большей или меньшей степени опирается уже на имеющиеся движения, и чем больше запас этих двигательных возможностей, тем быстрее и лучше идет процесс обучения передвижению на лыжах. При этом влияние старых навыков не всегда одинаково: они могут помогать образованию и закреплению новых навыков. Это явление принято называть положительным переносом навыков. Но может быть и наоборот: когда старые навыки или их неверное сочетание препятствуют образованию новых. Такое явление называют отрицательным переносом. При построении процесса обучения нельзя не учитывать взаимодействие навыков. Незнание или неверное понимание процесса взаимодействия навыков может значительно ухудшить качество обучения и владения техникой и надолго затянуть процесс обучения.
На положительном переносе навыков основаны выбор и применение системы подводящих и имитационных упражнений, которые используются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах. Положительный перенос может наблюдаться и между отдельными способами передвижения
на лыжах или отдельными элементами ходов. Он наблюдается там, где есть сходство отдельных элементов структуры движений. Чем больше имеется сходства между элементами и структурами ранее освоенного способа передвижения и изучаемого, тем быстрее и качественнее проходит процесс обучения новому. Например, предварительно изучив скользящий шаг, легче освоить попеременный двухшажный ход. На основе попеременного двухшажно-го изучается и попеременный четырехшажный ход. Отрицательный перенос навыков мешает формированию нового навыка. Отрицательное взаимодействие навыков особенно часто наблюдается при обучении движениям, которые обладают сходными начальными элементами, но в основных действиях имеются значительные различия. Примером отрицательного взаимодействия навыков может служить обучение повороту «плугом» (рулящий поворот) и повороту на параллельных лыжах (маховый поворот). Врожденные автоматизмы также оказывают влияние на процесс обучения. Одни из них мешают, другие помогают в изучении сложных способов передвижения на лыжах. Например, врожденная перекрестная координация является основой для овладения техникой попеременного двухшажного хода.
Планируя учебный процесс в школе или ДЮСШ, учителя и тренеры должны таким образом подбирать подводящие, имитационные и основные упражнения в передвижении на лыжах, чтобы исключить формирование конкурирующих навыков. Главное в последовательности прохождения учебного материала - до минимума свести отрицательный перенос. Например, нецелесообразно одновременно изучать торможение «плугом» и поворот на параллельных лыжах, но вслед за торможением «плугом» следует изучать поворот «плугом».
Поворот на параллельных лыжах можно совместить с торможением боковым соскальзыванием.
При построении процесса обучения в лыжном спорте необходимо учитывать не только взаимодействие навыков, но и значимость того или иного поворота или хода в лыжном спорте, уровень физической и координационной подготовленности учащихся, уровень сложности упражнения (хода в целом), принцип постепенности - от простого к сложному и т.д. Исходя из принципа постепенности, изучение ходов в лыжном спорте, казалось бы, следовало начинать с одновременного бесшажного - самого простого по координации. Однако школьники в I классе, когда начинается обучение способам передвижения на лыжах, физически не отовы к этому (уровень развития мышц плечевого пояса невы-ок). Даже обучение в облегченных условиях не поможет решить ту задачу. Если бы стоял вопрос об изучении ходов взрослыми
людьми, то, очевидно, следовало начинать с одновременного бесшажного хода. Но все взрослое население нашей страны проходит лыжную подготовку, начиная с I класса общеобразовательной школы (кроме южных бесснежных районов).
Учитывая весь комплекс факторов, влияющих на последовательность изучения способов передвижения на лыжах, наиболее целесообразно изучать их в следующем порядке: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, попеременный четырехшажный ход и способы перехода с хода на ход. Хотя попеременный двухшажный ход довольно сложен по координации, его независимо от этого изучают первым, учитывая его большое значение в лыжном спорте и постоянное применение. Кроме этого, основной элемент попеременного двухшажного хода - скользящий шаг является основой всех ходов в лыжном спорте (исключая одновременный бесшажный).
Несколько сложнее вопрос о последовательности изучения одновременных ходов. Основой их является одновременный толчок палками, т. е. одновременный бесшажный ход. Но через два-три года после начала обучения развитие мышц рук и плечевого пояса у школьников еще не достигает желаемого уровня для передвижения одновременным бесшажным ходом с достаточной скоростью, а структура движений может значительно нарушаться. Но при создании облегченных условий (хорошее скольжение, лыжня под уклон, твердая опора для палок) учащиеся в этом возрасте могут успешно овладевать техникой этого способа передвижения (в IV-V классах с учетом поступления в школу с шести лет).
Спуски на лыжах изучаются в такой последовательности: спуск в основной стойке, в высокой стойке, в низкой стойке, специальные стойки (стойка отдыха, аэродинамическая и др.).
Изучение подъемов на лыжах начинается с подъемов попеременными способами - ступающим, а затем скользящим шагом, позднее для лыжников-гонщиков - и подъем беговым шагом. В дальнейшем обучают подъему «лесенкой» (прямо по склону, с продвижением вперед и назад), «полуелочкой» (по склону наискось и прямо) и «елочкой».
Торможения изучаются в таком порядке: упором, «плугом», соскальзыванием, падением, торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, между лыж).
Изучение способов поворотов в движении осуществляется в следующем порядке: переступанием, упором, «плугом», из упора, «ножницами», на параллельных лыжах. Такая последовательность рекомендуется при изучении поворотов в процессе занятий лыжной подготовкой. В школьной секции горнолыжного спорта и сек-
ции по лыжным гонкам можно придерживаться другой последовательности (это диктуется другими задачами обучения): вначале изучаются повороты переступанием, затем маховые повороты на параллельных лыжах со всеми их разновидностями. Это связано прежде всего с тем, что прохождение трасс слалома и даже спусков в лыжных гонках требует высокой скорости, а маховые повороты при точном их выполнении почти ее не снижают. Если вначале изучить рулящие повороты упором и «плугом», то, во-первых, юные лыжники чаще будут ими пользоваться и в дальнейшем, даже изучив повороты на параллельных лыжах; во-вторых, здесь возникает отрицательное взаимодействие навыков. Юные горнолыжники и гонщики, освоив сразу скоростные повороты на параллельных лыжах, будут проходить трассы без торможения, не снижая скорости. Наоборот, школьников, занимающихся лыжным туризмом, целесообразно вначале научить торможениям и рулящим поворотам, так как им порой придется передвигаться по незнакомой местности и с грузом.
Торможение палками целесообразно изучить в последнюю очередь, чтобы ученики вначале научились тормозить лыжами и в дальнейшем реже пускали палки в ход для торможения. Основное назначение палок - выполнение отталкивания для увеличения скорости передвижения по лыжне.
В целом приведенная последовательность изучения способов передвижения на лыжах отвечает требованиям основного дидактического правила - от простого к сложному.