Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения школьников

Впроцессе обучения школьников способам передвижения* на лыжах происходит формирование двигательных навыков. Но от­дельные двигательные навыки не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние на формиро­вание новых навыков или их вариантов. Известно, что возникно­вение новых навыков всегда в большей или меньшей степени опи­рается уже на имеющиеся движения, и чем больше запас этих дви­гательных возможностей, тем быстрее и лучше идет процесс обучения передвижению на лыжах. При этом влияние старых навыков не всегда одинаково: они могут помогать образованию и закреплению новых навыков. Это явление принято называть положительным переносом навыков. Но может быть и наоборот: когда старые навыки или их неверное сочетание препятствуют образованию новых. Такое явление называют отрицательным переносом. При построении процесса обучения нельзя не учиты­вать взаимодействие навыков. Незнание или неверное понима­ние процесса взаимодействия навыков может значительно ухуд­шить качество обучения и владения техникой и надолго затянуть процесс обучения.

На положительном переносе навыков основаны выбор и приме­нение системы подводящих и имитационных упражнений, кото­рые используются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах. Положительный перенос мо­жет наблюдаться и между отдельными способами передвижения


на лыжах или отдельными элементами ходов. Он наблюдается там, где есть сходство отдельных элементов структуры движений. Чем больше имеется сходства между элементами и структурами ранее освоенного способа передвижения и изучаемого, тем быст­рее и качественнее проходит процесс обучения новому. Например, предварительно изучив скользящий шаг, легче освоить попере­менный двухшажный ход. На основе попеременного двухшажно-го изучается и попеременный четырехшажный ход. Отрицатель­ный перенос навыков мешает формированию нового навыка. Отри­цательное взаимодействие навыков особенно часто наблюдается при обучении движениям, которые обладают сходными началь­ными элементами, но в основных действиях имеются значитель­ные различия. Примером отрицательного взаимодействия навы­ков может служить обучение повороту «плугом» (рулящий пово­рот) и повороту на параллельных лыжах (маховый поворот). Врожденные автоматизмы также оказывают влияние на процесс обучения. Одни из них мешают, другие помогают в изучении сложных способов передвижения на лыжах. Например, врожден­ная перекрестная координация является основой для овладения техникой попеременного двухшажного хода.

Планируя учебный процесс в школе или ДЮСШ, учителя и тренеры должны таким образом подбирать подводящие, имита­ционные и основные упражнения в передвижении на лыжах, что­бы исключить формирование конкурирующих навыков. Главное в последовательности прохождения учебного материала - до мини­мума свести отрицательный перенос. Например, нецелесообразно одновременно изучать торможение «плугом» и поворот на парал­лельных лыжах, но вслед за торможением «плугом» следует изу­чать поворот «плугом».

Поворот на параллельных лыжах можно совместить с тормо­жением боковым соскальзыванием.

При построении процесса обучения в лыжном спорте необхо­димо учитывать не только взаимодействие навыков, но и значи­мость того или иного поворота или хода в лыжном спорте, уро­вень физической и координационной подготовленности учащихся, уровень сложности упражнения (хода в целом), принцип посте­пенности - от простого к сложному и т.д. Исходя из принципа постепенности, изучение ходов в лыжном спорте, казалось бы, следовало начинать с одновременного бесшажного - самого про­стого по координации. Однако школьники в I классе, когда начи­нается обучение способам передвижения на лыжах, физически не отовы к этому (уровень развития мышц плечевого пояса невы-ок). Даже обучение в облегченных условиях не поможет решить ту задачу. Если бы стоял вопрос об изучении ходов взрослыми


 




людьми, то, очевидно, следовало начинать с одновременного бесшажного хода. Но все взрослое население нашей страны про­ходит лыжную подготовку, начиная с I класса общеобразователь­ной школы (кроме южных бесснежных районов).

Учитывая весь комплекс факторов, влияющих на последова­тельность изучения способов передвижения на лыжах, наиболее целесообразно изучать их в следующем порядке: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновремен­ный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, попере­менный четырехшажный ход и способы перехода с хода на ход. Хотя попеременный двухшажный ход довольно сложен по коор­динации, его независимо от этого изучают первым, учитывая его большое значение в лыжном спорте и постоянное применение. Кроме этого, основной элемент попеременного двухшажного хода - скользящий шаг является основой всех ходов в лыжном спорте (исключая одновременный бесшажный).

Несколько сложнее вопрос о последовательности изучения од­новременных ходов. Основой их является одновременный толчок палками, т. е. одновременный бесшажный ход. Но через два-три года после начала обучения развитие мышц рук и плечевого пояса у школьников еще не достигает желаемого уровня для передвиже­ния одновременным бесшажным ходом с достаточной скоростью, а структура движений может значительно нарушаться. Но при создании облегченных условий (хорошее скольжение, лыжня под уклон, твердая опора для палок) учащиеся в этом возрасте могут успешно овладевать техникой этого способа передвижения (в IV-V классах с учетом поступления в школу с шести лет).

Спуски на лыжах изучаются в такой последовательности: спуск в основной стойке, в высокой стойке, в низкой стойке, специаль­ные стойки (стойка отдыха, аэродинамическая и др.).

Изучение подъемов на лыжах начинается с подъемов попере­менными способами - ступающим, а затем скользящим шагом, позднее для лыжников-гонщиков - и подъем беговым шагом. В дальнейшем обучают подъему «лесенкой» (прямо по склону, с продвижением вперед и назад), «полуелочкой» (по склону на­искось и прямо) и «елочкой».

Торможения изучаются в таком порядке: упором, «плугом», соскальзыванием, падением, торможение палками (одной сбоку, двумя сбоку, между лыж).

Изучение способов поворотов в движении осуществляется в следующем порядке: переступанием, упором, «плугом», из упора, «ножницами», на параллельных лыжах. Такая последовательность рекомендуется при изучении поворотов в процессе занятий лыж­ной подготовкой. В школьной секции горнолыжного спорта и сек-


ции по лыжным гонкам можно придерживаться другой последо­вательности (это диктуется другими задачами обучения): вначале изучаются повороты переступанием, затем маховые повороты на параллельных лыжах со всеми их разновидностями. Это связано прежде всего с тем, что прохождение трасс слалома и даже спусков в лыжных гонках требует высокой скорости, а маховые повороты при точном их выполнении почти ее не снижают. Если вначале изучить рулящие повороты упором и «плугом», то, во-первых, юные лыжники чаще будут ими пользоваться и в дальнейшем, даже изучив повороты на параллельных лыжах; во-вторых, здесь возни­кает отрицательное взаимодействие навыков. Юные горнолыжники и гонщики, освоив сразу скоростные повороты на параллельных лыжах, будут проходить трассы без торможения, не снижая ско­рости. Наоборот, школьников, занимающихся лыжным туризмом, целесообразно вначале научить торможениям и рулящим поворо­там, так как им порой придется передвигаться по незнакомой ме­стности и с грузом.

Торможение палками целесообразно изучить в последнюю очередь, чтобы ученики вначале научились тормозить лыжами и в дальнейшем реже пускали палки в ход для торможения. Основное назначение палок - выполнение отталкивания для увеличения скорости передвижения по лыжне.

В целом приведенная последовательность изучения способов передвижения на лыжах отвечает требованиям основного дидак­тического правила - от простого к сложному.