Классификация способов передвижения на лыжах

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, стойки спусков, способы подъемов, повороты на месте и в движении, способы торможений,



прыжки на лыжах с трамплина, прикладные упражнеИия на лы~ жах, преодоление неровностей при спуске.

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине и по пересеченной местности и отличаются друг от друга по вариантам работы рук, количеству шагов в цикле хода. По первому признаку ходы разделяются на попеременные и одновременные. В попере­менных ходах отталкивание руками выполняется поо''еРеДН0' в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в °ДН0 и то же время. По второму признаку ходы разделяются на бесшаж­ные - передвижение происходит только за счет отталки?ания пал" ками, без движения ног; одношажные - в цикле хода то^ько °дин скользящий шаг и толчок палками; двухшажные - в #кле хода два скользящих шага; трехшажные - в цикле хода три сКОЛЬЗЯ1Дих шага; четырехшажные - в цикле хода четыре скользящие шага.

Указанные два признака и определяют классификацию всех лыжных ходов, применяемых в лыжных гонках: поперем$ный двух-шажный, попеременный четырехшажный, одновременный бесшаж­ный, одновременный двухшажный, одновременный тре^шаж:ньш-Различают два варианта одновременного одношажного хода: ос­новной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым. Кроме этого, одновременный трехшажный хоЯимеет две разновидности - с одновременным и попеременным выносоМ палок.

За последние годы все шире стал применяться сильнейшими лыжниками коньковый ход, который при определенные условиях (хорошее скольжение и достаточно твердо укатанный снег) по­зволяет развить высокую скорость. Этот ход не являеТся новин­кой, но в прошлое время он использовался как прикЛаДное или подводящее упражнение к повороту переступанием или иногда на очень пологих спусках с одновременными толчками naJ0K- Появ­ление пластиковых лыж, улучшение скольжения и боЛ качест­венная подготовка лыжни расширили диапазон его пр1,менения. Отличное владение техникой этого хода позволяет сй'ьнеишим лыжникам-гонщикам при определенных условиях раз#вать вы" сокую скорость передвижения, выше, чем при применен1™ «клас­сических» лыжных ходов.

Различают следующие коньковые лыжные ходы: бе50тталки" вания руками (с махами рук и без махов руками); с отта*'иванием руками - попеременный и одновременные (полуконь»*0ВЬ1И, од­ношажный и двухшажный).

Школьники должны в совершенстве владеть всем арсеналом лыжной техники, что обеспечит высокую скорость и беЗ°пасн0СТЬ передвижения на лыжах в любых разнообразных усло#:1Яелье_ фа местности и скольжения. Лыжник выбирает тот или 1|ЯОИ Х°Д в зависимости от условий скольжения и сцепления лыж ю снегом,


рельефа местности, уровня физической подготовленности, со­стояния лыжни и опоры для палок.

Спортсмены-новички и недостаточно квалифицированные лыж­ники обычно используют все способы передвижения на лыжах, что позволяет более экономно расходовать силы в зависимости от внешних условий и в то же время поддерживать необходимую скорость передвижения. У спортсменов высокой квалификации выбор способов передвижения определяется главной задачей со­ревнований -достижением максимальной скорости. В этом случае они используют лыжные ходы, обеспечивающие в первую очередь высокую скорость передвижения по лыжне: попеременный двух­шажный, одновременные бесшажный и одношажный.

Другие способы передвижения - одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный - сильнейшие гонщики применяют редко, а одновременный трехшажный практически не используют. Вместе с тем сужение круга применяемых лыжных ходов у силь­нейших спортсменов требует высокой физической и функциональ­ной подготовленности, что обеспечивается дальнейшим совершен­ствованием системы тренировки в лыжных гонках.

В зависимости от рельефа трасс, условий скольжения и ряда других факторов лыжникам-гонщикам порой приходится часто переходить с хода на ход. Очень важно при этом не нарушить слитность и не снизить темп движений. Задержка движений и по­теря хотя бы 0,1 с при каждой смене ходов в итоге гонки оборачи­ваются проигрышем от нескольких секунд до минуты, а порой и более, в зависимости от длины дистанции.

Вот почему всем лыжникам независимо от квалификации не­обходимо в совершенстве овладеть наиболее рациональными спо­собами переходов с хода на ход.

Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов: с попеременного двухшажного на одновремен­ные - переход без шага, через один шаг; с одновременных на по­переменные - прямой переход, переход с прокатом. В лыжных гонках могут встречаться и другие виды переходов (например, с попеременного на одновременные - через два шага), но перечис­ленные способы переходов наиболее эффективны, экономичны, поэтому и шире распространены.

При использовании коньковых ходов также применяются раз­личные варианты переходов с хода на ход.

В лыжных гонках, слаломе и скоростном спуске для преодоле­ния спусков на высокой скорости применяются различные стойки (позы). Выбор их зависит от цели, условий скольжения, рельефа местности, длины и крутизны склонов, а также наличия неровно­стей и посторонних предметов на трассе спуска. Стойки спусков


 




классифицируются в зависимости от высоты расположения общего центра тяжести (ОЦТ) тела, что внешне проявляется в степени сгибания туловища и ног в тазобедренных, коленных и голено­стопных суставах. Применяются следующие стойки: основная (средняя), высокая и низкая. Указанные стойки в зависимости от расположения проекции ОЦТ на опоре имеют следующие разно­видности: основная,передняя и задняя.

Основная (средняя) стойка наиболее универсальна, поэтому она получила наибольшее распространение. Эта стойка устойчи­ва, неутомительна и удобна для выполнения поворотов и преодо­ления неровностей склона. В основной стойке в зависимости от условий спуска, при изменении на склоне условий скольжения легко переместить ОЦТ вперед или назад, а также принять более высокую или низкую стойку.

По ширине ведения лыж при спуске различают нормальную, широкую и низкую стойки, возможен также спуск в выпаде. В лыж­ных гонках применяются и различные специальные виды стоек: «аэродинамическая», стойка «отдыха»; кроме этого, в горнолыж­ном спорте используют основную стойку, «яйцо», «болид», «раке­ту». Все указанные стойки применяются при прямом спуске со склонов различной крутизны и рельефа, большая часть из ни^ используется и при спуске наискось. В этом случае лыжник распо­ложен боком к склону. Это приводит к изменению позы и харак­тера ведения лыж по снегу, что позволяет избежать соскальзывания лыж вниз по склону.

При подъеме применяются следующие способы их преодоле­ния: скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами), «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой». Все указанные способы могут быть использованы при преодолении подъемов в прямом направлении, наискось или зигзагом. Выбор способов передвиже­ния в подъемы зависит от крутизны склона, условий скольжения и сцепления лыж со снегом, технической и физической подготов­ленности лыжника-гонщика, а также от качества подготовки лыж­ни и глубины снежного покрова (в туристских походах). В лыжных гонках для преодоления подъемов чаще всего применяется попе­ременный двухшажныи ход. При хорошем скольжении и на подъ­емах малой крутизны попеременный двухшажныи ход по технике мало чем отличается от передвижения по ровному участку, но с увеличением крутизны (до 4-12°) в характеристиках движений появляются заметные изменения.

При увеличении крутизны подъемов (до 13-15°) лыжники обычно преодолевают их скользящим бегом, а с дальнейшим увеличением крутизны подъема переходят на ступающий шаг. На выбор способа преодоления подъемов оказывают влияние не


только их крутизна, но в значительной мере сцепление лыж со снегом.

Повороты на месте в основном применяются на равнине для подготовки к передвижению в новом направлении, но могут быть использованы с той же целью на подъемах и спусках, при остановках.

Известны три группы поворотов на месте: повороты пересту-панием - вокруг пяток или носков лыж; повороты махом направо кругом, налево кругом, то же через лыжу вперед или назад; пово­роты прыжком - с опорой и без опоры на палки.

Повороты в движении служат для изменения направления при спусках или на ровном участке после спуска со склона и класси­фицируются по способу выполнения. Известны следующие пово­роты в движении: повороты переступанием - с внутренней лыжни, с наружной лыжни; повороты рулением - упором, «плугом», «нож­ницами», выпадом; повороты махом - из упора, из «плуга», на параллельных лыжах. Однако не все из перечисленных поворотов применяются одинаково часто. Выбор поворотов зависит от кру­тизны и рельефа склона, состояния и плотности снега и задач, ко­торые стоят перед лыжником при спуске с поворотами.

Повороты в движении классифицируются и по отношению к направлению спуска к склону: поворот к склону из спуска прямо; поворот к склону из спуска наискось; поворот от склона из спуска наискось; полный поворот из спуска наискось в спуск наискось в другом направлении (вначале поворот от склона, затем к склону). Могут быть выполнены и сопряженные повороты - серия поворо-

тов один за другим вправо и влево, когда конец предыдущего по­ворота является началом следующего в другую сторону. Дуги со­пряженных поворотов плавно переходят одна в другую.

Способы торможений применяются с целью снижения скорости или полной остановки лыжника при скольжении по склону или на ровном участке после спуска. Торможения выполняются лыжами путем изменения их положения по отношению к склону (кантование) и направлению движения (разведение лыж или поворот) с целью увеличения сопротивления снега. Применяются следующие спосо­бы торможений: упором, «плугом», боковым соскальзыванием.

В исключительных случаях при неожиданном появлении пре­пятствий, когда тормозной путь при торможении лыжами слиш­ком велик, применяется торможение падением. Этот способ порой является единственным возможным приемом для быстрой оста­новки с целью избежания наезда на препятствие и возможного получения травм. Также исключением является торможение пал­ками. Они применяются, когда другие способы торможения не­возможны из-за внешних условий.


по длительности отдельных фаз движений в цикле хода и по их соотношению, при этом длительность фаз отражает и характер усилий в них. Чаще всего ритм движений выражается во времени (в секундах) или в отношении длительности частей движений в цикле хода (в процентах).

Траектория движений - путь движущейся точки (части тела). Траектории различаются по форме - прямолинейная и криволи­нейная. В лыжном спорте прямолинейная форма траектории дви­жений почти не встречается.

Амплитуда движений - размах движений. Величина амплитуды движения в отдельном суставе определяется в угловых градусах. Суммарную амплитуду движений в нескольких суставах в практи­ке иногда выражают в линейных мерах (например, длина выпада или шага в сантиметрах).

Выпад - продолжение маха ногой, после того как она уже ми­новала опорную ногу.

Длина выпада - расстояние (в сантиметрах) между стопами в момент отрыва толчковой лыжи от снега. Различают в зависи­мости от быстроты маха своевременный выпад, опережающий и запаздывающий.

Коэффициент трения скольжения - отношение силы трения, направленной в противоположную сторону к силе нормального давления. Коэффициент трения статистический - отношение пре­дельной силы сцепления к силе нормального давления.

Общая согласованность движений - понятие, часто встречаю­щееся в практике лыжного спорта при обучении способам пере­движения на лыжах. Согласованность движений основывается на изучении структурных связей в циклах лыжных ходов. Она отра­жает ритмические характеристики движений и во многом зависит от двигательной координации лыжника-гонщика. В процессе обу­чения отдельным лыжным ходам порой бывает трудно добиться согласованности движений ввиду сложности общей структуры системы движений (например, в попеременном четырехшажном ходе, при выполнении которого требуется высокая согласован­ность в работе рук и ног).

Наличие в цикле хода четырех скользящих шагов и только двух толчков палками требует определенного ритма движений, отличающегося от попеременного двухшажного хода, который по своей структуре более близок к естественной перекрестной координации в работе рук и ног. В четырехшажном ходе очень важно согласовать моменты выноса и постановки палок с дви­жениями ног. Для достижения согласованности в цикле хода не­обходимо выделить характерные моменты: большая амплитуда в движениях палками, скрестное их положение во время второго


шага, совпадение постановки палки на снег с началом третьего шага и т.д.

Сосредоточив внимание учеников на этих моментах, можно добиться освоения ими временного ритма попеременного четы-рехшажного хода и общей согласованности движений. Согласо­ванность движений играет важную роль в освоении и других, ме­нее сложных по координации, ходов. Это позволит повысить эф­фективность движений лыжника-гонщика, добиться более высокой скорости передвижения.

При передвижении на лыжах ноги и руки спортсмена могут находиться в различных положениях и выполнять разные движе­ния. В цикле хода каждая нога последовательно выполняет раз­личные функции и может быть опорной, толчковой и маховой; каждая рука соответственно - маховой и толчковой.

Опорная нога принимает на себя основную часть массы тела лыжника и обычно выполняет свою функцию при скольжении на одноименной лыже. В момент скольжения особенно важно сохра­нить устойчивое равновесие за счет правильного размещения или своевременного перемещения ОЦТ над опорой (так называемые статическое и динамическое равновесия). Равновесие обеспечи­вается путем стабилизации («закрепления») суставов или за счет точных движений в первую очередь в суставах, ближайших к опорной поверхности (голеностопном, коленном). При значи­тельной потере равновесия его восстановление вынужденно про­исходит с помощью компенсаторных движений в других суставах и частях тела.

Толчковая нога выполняет отталкивание от поверхности (снега) за счет разгибания в тазобедренном, коленном и сгибания в голе­ностопном суставах.

Маховая нога совершает свободное маховое движение сначала назад-вверх (после окончания отталкивания), а затем активное движение вперед. Инерционная и упругие силы, возникающие при маховых движениях в случае правильного их использования, способствуют увеличению силы отталкивания, длины и скорости скольжения.

Толчковая рука выполняет отталкивание палкой в начале цикла движения за счет давления на нее (которое при создании жесткой системы «рука - туловище - нога» облегчает давление на скользящую лыжу). Затем отталкивание палкой происходит за счет отведения плеча назад и в конце путем разгибания руки в локтевом суставе.

Маховая рука совершает свободное движение после окончания толчка палкой: сначала назад-вверх, а затем активное движение вперед (при выносе палки). При этом также возникают инерци­онные силы.


 




Силы, действующие на лыжника, и их характеристика

Анализ техники способов передвижения на лыжах проводится на основе законов биомеханики. С точки зрения биомеханики лыжник вместе с лыжами и палками представляет собой единую сложную систему, на которую действует ряд внешних сил. В то же время при движениях в этой системе возникают внутренние силы. Внутренние и внешние силы постоянно взаимодействуют, обеспе­чивая перемещение всей биомеханической системы в пространстве и во времени. При взаимодействии с внешней средой возникают и действуют на всю систему «лыжник - лыжи» внешние силы: реак­ции опоры, сопротивления воздуха и инерции. Кроме этого, на лыжника действует и сила тяжести. К внутренним силам относят­ся сила тяги мышц, реактивные, инерционные частей тела и упру­гие силы.

Силы тяги напряженных мышц являются главными, обеспечи­вающими движение лыжника. В этом варианте химическая энер­гия переходит в механическую и обеспечивает работу мышц в преодолевающем режиме. Кроме того, в уступающем режиме уве­личивается напряжение мышц, что вызывает возникновение упру­гих сил. Это увеличивает скорость в наступающем вслед за этим преодолевающем движении в обратном направлении. Преодоле­вающая работа мышц обеспечивает все движения лыжника на ровной лыжне и при скольжении в подъем. При недостатках в технике проявляется вредное влияние мышечных сил при управ­лении движениями в связи с несвоевременным и ненужным на­правлением мышц-антагонистов.

Силы инерции отталкивания возникают при отталкивании от опоры. В лыжных ходах силы инерции увеличивают в нужный момент давление на снег и улучшают, когда это необходимо, сце­пление лыж со снегом. Силы инерции, возникающие при маховых движениях, направлены от опоры при ускоренном перемещении туловища и конечностей. Они способствуют большому напряже­нию мышц ног и рук при отталкивании, а также усиливают сцеп­ление мышц со снегом. При активном замедлении скорости дви­жения сила инерции уже направлена в сторону движения и являет­ся движущей силой. Несвоевременное ускоренное перемещение частей тела (например, в свободном скольжении вверх) может вы­звать отрицательный эффект в действиях лыжника: увеличивается давление лыж на снег и происходит уменьшение скорости сколь­жения и длины проката.

Силы реакции опоры возникают при отталкивании и равны по величине и обратны по направлению силе толчка ногой. Сила реакции по величине может значительно изменяться от


нуля до силы, большей массы тела лыжника более чем в 2 раза. К концу отталкивания сила давления на опору снижается, при­ближаясь к нулю.

Силы трения возникают при взаимодействии лыж со снегом. Сила трения при скольжении зависит от величины нормального давления лыжи на снег; его увеличение приводит и к замедлению скольжения. Сила трения сцепления во многом определяет угол срыва лыжи при отталкивании (проскальзывание). Улучшение сцепления лыж со снегом во многом зависит от применения мази с более высоким коэффициентом сцепления.

Сила тяжести лыжника всегда направлена отвесно и считается приложенной к ОЦТ. На равнине сила тяжести прижимает лыжи к снегу и во многом определяет силу трения, на склонах она может быть разложена на составляющие.

При перемещении тела лыжника вверх или вниз в связи с уско­рением к силе тяжести прибавляется или вычитается сила инерции. Силы сопротивления воздуха возникают при относительном пе­ремещении лыжника и потока воздуха. Лобовое сопротивление, возникающее при этом, зависит от площади поперечного сечения тела, перпендикулярной к потоку воздуха, а также от квадрата относительной скорости (лыжника и воздуха) и коэффициента лобового сопротивления. Коэффициент лобового сопротивления зависит от формы тела и его положения относительно потока воз­духа. При малых скоростях при передвижении по равнине сопро­тивлением воздуха можно практически пренебречь (если нет встречного ветра, достаточно высокой скорости). Но при спусках силы сопротивления воздуха нельзя не учитывать. При попутном ветре, скорость которого равна скорости перемещения лыжника, сопротивление воздуха исчезает. А при более сильном попутном ветре поток воздуха становится уже движущей силой.