SWOT (сила, слабость, возможность, угроза) - анализ.
SWOT-анализ является завершающим этапом стратегического анализа (первой стадии процесса разработки стратегии организации), он дает возможность систематизировать слабые стороны организации и внешние угрозы, сильные стороны и новые возможности организации; сформулировать ключевые задачи деятельности организации и определить, на какие элементы в – первую очередь необходимо обратить внимание и разработать специальные стратегии.
Сила - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила компании может заключаться в большом опыте, навыках, достижениях, которые дают преимущества на рынке (лучшие товары и обслуживание, совершенная технология, товарная марка), являться результатом создания альянса или совместного предприятия.
Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования компании, то, чего ей не удается сделать или то, что ставит ее в неблагоприятные условия.
Этот анализ можно представить в виде стратегического баланса, в котором сильные стороны - актив, а слабые - пассив. Задача состоит в том, как использовать сильные стороны и склонить стратегический баланс в сторону активов. Сильные стороны могут быть использованы в качестве основы для формирования стратегии и конкурентного преимущества, которая, в свою очередь, должна быть направлена на устранение слабых сторон.
При разработке стратегии надо опираться на то, за счет чего компания преуспевает: ее опыт, сильные стороны, главные достоинства и важнейшие конкурентные возможности. Главными достоинствами компании могут быть: высокое производственное мастерство, обеспечивающее выпуск продукции высокого качества; ноу-хау в создании и функционировании систем быстрого и четкого выполнения заказов; возможность обеспечить лучшее послепродажное обслуживание; способность находить удачные места для розничной продажи товаров; лучшие способности по организации продаж и демонстрации товаров; владение в совершенстве важной технологией; опыт в объединении множества технологий для создания целых семейств новых товаров Стратегию компании во многом определяют рыночные возможности. Оценивая возможности отрасли, необходимо учитывать, что интересы отрасли и интересы компании не всегда совпадают. Не каждая компания имеет достаточно прочные позиции, чтобы использовать все существующие в отрасли возможности. Слабые и сильные стороны компании, а так же способность конкурировать позволяют ей использовать одни возможности лучше, чем другие. Наиболее выгодными для фирмы являются возможности отрасли, обеспечивающие максимальный рост прибыли, способствующие приобретению наибольших конкурентных преимуществ, и являющиеся приемлемыми в финансовом отношении. Для благосостояния фирмы определенные факторы внешней среды могут представлять угрозу: появление более дешевых технологий, производство новых продуктов, проникновение в отрасль иностранных конкурентов с низкими издержками, неблагоприятные изменения курсов иностранных валют, возможность поглощения более крупной фирмой, повышение процентных ставок и др. Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений.
Пример.SWOT- анализ туристической фирмы
Сила | Слабость |
Четкая стратегия действий Лидер среди туроператоров Квалифицированные кадры с большим опытом работы в турбизнесе Повышение качества туров, пользующихся спросом, без увеличения стоимости путевок Налаженная технология работы с агентствами, а также высокие комиссионные Статус надежного партнера Эффективная реклама (каталоги, видеоролики и т.д.) | Недостаточное количество региональных агентств Узкая продуктовая стратегия (предлагают поездки только с целью обучения) |
Возможности | Угрозы |
Переход на продажу групповых туров через региональные агентства Расширение продуктовой линии (как обучение, так и отдых) Повышение качества туров за счет совершенствования маршрута, улучшение обслуживающего персонала принимающей стороны Увеличение количества путевок и повышение прибыли Подключение всех региональных агентств фирмы к сети Internet для удобства бронирования туров, повышения качества обслуживания клиентов | Снижение объемов реализации услуг в связи с изменением вкусов потребителей Изменение курса валют; Общий спад в экономике России Увеличение стоимости лицензии на право заниматься выездным туризмом, налогов, транспортных услуг, изменение политической ситуации за рубежом Усиление конкуренции со стороны существующих фирм |
вопросы для самоконтроля.
1.Какое влияние оказывают различные факторы внешней среды на организацию?
2.Каким образом взаимосвязаны между собой факторы воздействия макроокружения (объясните на примере)?
3.Что такое демография и почему она важна для макроэкономического анализа?
4. Что означает термин «микросреда»?
5.Какова цель отраслевого анализа?
6.Каковы недостатки 5-факторной модели отраслевого анализа?
7.Каковы основные преимущества ресурсной модели отраслевого анализа?
8.Какие факторы являются движущими силами в кондитерской промышленности, в отрасли по производству бытовой техники, в гостиничном бизнесе?