Только наличие всех признаков, взятых вместе, дает нам нацию.
("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.297.) Нация суверенна, и все нации равноправны. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.310.) О национальном гнете Из всех существующих ныне форм гнета наиболее тонкая и опасная форма -это национальный гнет. Она тонка, она так удобно прикрывает хищническое лицобуржуазии. Она опасна, она так ловко отводит гром от буржуазии, вызываянациональные столкновения. ("Выступление на совещании 10-16 мая 1918г." т.4 стр.91.) Одной из язв старой Росии, бросавших на нее тень позора, является язванационального гнета. Религиозные и национальные преследования, насильственное "обрусение"инородцев, гонение на национальные культурные учреждения, лишениеизбирательных прав, лишение свободы передвижения, натравливаниенациональностей друг на друга, погромы и резня,- вот он позорной памятинациональный гнет. Как освободиться от национального гнета? Социальной основой национального гнета, силой, одухотворяющей его,является отживающая земельная аристократия. И чем ближе стоит она у власти,тем крепче держит она ее в руках, тем сильнее национальный гнет, тембезобразней его формы. ("Об отмене национальных ограничений" т.3 стр.16.) Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальныйгнет для того,чтобы держать массы в рабстве и невежестве. Царизм намереннозаселил лучшие уголки окраин колонизаторскими элементами для того, чтобыоттеснить местные национальные массы в худшие районы и усилить национальнуюрознь. Царизм стеснял, а иногда просто упразднял местную школу, театр,просветительные учреждения для того, чтобы держать массы в темноте. Царизмпресекал всякую инициативу лучших людей местного населения. Наконец, царизмубивал всякую активность народных масс окраин. Всем этим царизм породилсреди местных национальных масс глубочайшее недоверие, переходящее иногда вовраждебные отношения, ко всему русскому. ("Политика Советской власти по национальному вопросу в России" т.4стр.356.) Национальный гнет - это та система эксплуатации и грабежа угнетенныхнародов, те меры насильственного ограничения прав угнетенных народностей,которые проводятся империалистическими кругами. Все это в целом дает картинутой политики, которую принято называть политикой национального гнета. Первый вопрос - каковы те классы, опираясь на которые та или инаявласть проводит свою политику национального гнета? Для решения этого вопросанеобходимо понять, почему в различных государствах существуют различныеформы национального гнета, почему в одном государстве национальный гнетболее тяжел и груб, чем в другом. Например, в Англии и в Австро-Венгриинациональный гнет никогда не принимал погромных форм, но он существовал ввиде ограничений национальных прав угнетенных национальностей.Между тем вРоссии он принимает нередко форму погромов и резни. ... Чем же объяснить различное отношение к национальностям в различныхгосударствах? Различием степени демократизации этих государств. Когда во главегосударственной власти в России в прежние годы стояла старая земельнаяаристократия,национальный гнет мог принимать и действительно принималбезобразные формы резни и погромов. В Англии, где имеется известная степеньдемократизма и политической свободы, национальный гнет имеет менее грубыйхарактер. Что касается Швейцарии, то она приближается к демократическомуобществу, и в ней нации имеют более или менее полную свободу. Одним словом,чем демократичнее страна, тем слабее национальный гнет, и наоборот ("VII (Апрельская) конференция РСДРП(б)" т.3 стр.50.) ...национальный гнет поддерживается не только земельной аристократией.Наряду с ней существует другая сила - империалистические группы, которыеметоды порабощения народностей, усвоенные в колониях, переносят и внутрьсвоей страны, и таким образом становятся естественными союзниками земельнойаристократии. За ними идут мелкая буржуазия, часть интеллигенции, частьрабочей верхушки, которые тоже пользуются пложами грабежа. Таким образом,получается целый хор социальных сил, поддерживающих национальный гнет, воглаве которых стоит земельная аристократия. Для создания действительнодемократических порядков необходимо, прежде всего, расчистить почву и убратьэтот хор с политической сцены. ("VII (Апрельская) конференция РСДРП(б)" т.3 стр.51.) Ограничение свободного передвижения, лишение избирательных прав,стеснение языка, сокращение школ и прочие репресии задевают рабочих не вменьшей степени, если не в большей, чем буржуазию. Такое положение можетлишь затормозить дело свободного развития духовных сил пролетариатаподчиненных наций. Нельзя серьезно говорить о полном развитии духовныхдарований татарского или еврейского рабочего, когда им не дают пользоватьсяродным языком на собраниях и лекциях, когда им закрывают школы. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.308.) Торжественное провозглашение "национального равноправия", бесчисленныедекларации о "равенстве наций" - вот чем пробавлялись партии IIИнтернационала, замазывающие тот факт, что "равенство наций" приимпериализме, когда одна группа наций (меньшинство) живет за счетэксплуатации другой группы наций, является издевкой над угнетенныминародами. ("Об основах ленинизма") т.6 стр.140.) О правах наций Нации имеют право устроиться по своему желанию, они имеют правосохранить любое свое национальное учреждение, и вредное, и полезное,- никтоне может (не имеет права!) насильственно вмешиваться в жизнь наций. Но этоеще не значит, что социал-демократия не будет бороться, не будет агитироватьпротив вредных учреждений нации, против нецелесообразных требований нации.Наоборот, социал-демократия обязана вести такую агитацию и повлиять на волюнаций так, чтобы нации устроились в форме, наиболее соответствующейинтересам пролетариата. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.355.) Нация имеет право свободно определить свою судьбу. Она имеет правоустроиться так, как ей угодно, не попирая, конечно, прав других наций. Этобесспорно. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.312.) ...только сама нация имеет право определить свою судьбу, никто не имеетправа насильственно вмешиваться в жизнь нации, разрушать ее школы и прочиеучреждения, ломать ее нравы и обычаи, стеснять ее язык, урезывать права. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.310.) Нация имеет право устроиться автономно. Она имеет право дажеотделиться. Но это еще не означает, что она должна делать это при всякихусловиях, что автономия или сепарация везде и всегда будут выгодны длянации, т.е. для ее большинства, т.е. для трудящихся слоев. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.312.) Наконец, остается вопрос о национальных меньшинствах. Их права должныбыть ограждены специально. Поэтому партия требует полного равноправия пошкольным, религиозным и др. вопросам, отмены всяких ограничений длянацменьшинств. ("VII (Апрельская) конференция РСДРП(б)" т.3 стр.54.) О национальной борьбе при капитализме Из сказанного ясно, что национальная борьба в условиях поднимающегосякапитализма является борьбой буржуазных классов между собой. Иногдабуржуазии удается вовлечь в национальное движение пролетариат, и тогданациональная борьба по внешности принимает "общенародный" характер, но этотолько по внешности. В существе своем она всегда остается буржуазной,выгодной и угодной главным образом буржуазии. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.308.) Основной вопрос для молодой буржуазии - рынок. Сбыть свои товары ивыйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности - такова еецель. Отсюда ее желание - обеспечить себе "свой", "родной" рынок. Рынок -первая школа, где буржуазия учится национализму. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.305.) Стесненная со всех сторон буржуазия угнетенной нации естественноприходит в движение. Она апеллирует к "родным низам" и начинает кричать об"отечестве", выдавая свее собственное дело за дело общенародное. Она вербуетсебе армию из "соотечественников" в интересах... "родины". И "низы не всегдаостаются безучастными к призывам, собираясь вокруг ее знамени: репресиисверху задевают и их, вызывая в них недовольство. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.306.) Борьбу ведут обыкновенно или городская мелкая буржуазия угнетеннойнации против крупной буржуазии командующей нации..., или сельская буржуазияугнетенной нации против помещиков господствующей нации..., или вся"национальная" буржуазия угнетенных наций против правящего дворянствакомандующей нации... ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.305.) О праве нации на отделение и независимость Признавая за угнетенными народностями право на отделение, право решатьсвою политическую судьбу, мы не решаем тем самым вопроса о том, должны ли вданный момент отделиться какие-то нации от Российского государства. Я могупризнать за нацией право отделиться, но это еще не значит,что я ее обязалэто сделать. Народ имеет право отделиться, но он, в зависимости от условий,может и не воспользоваться этим правом. ("VII (Апрельская) конференция РСДРП(б)" т.3 стр.52.) Во избежание недоразумений должен сказать, что право на отделение неследует понимать как обязанность, повинность отделиться. Нация можетиспользовать это право в смысле отделения, но она может и не использоватьего, и если она этого не захочет,- это ее дело, и с этим нельзя несчитаться. ("К национальному вопросу в Югославии" т.7 стр.75.) Вопрос о праве наций на свободное отделение непозволительно смешивать свопросом об обязательности отделения нации в тот или иной момент. ("VII (Апрельская) конференция РСДРП(б)" т.3 стр.52.) Таким образом, вопрос об отделении разрешается в каждом конкретномслучае самостоятельно, в зависимости от обстановки, и именно поэтому вопросо признании права на отделение не следует смешивать с вопросом оцелесообразности отделения при тех или иных условиях. Я лично высказывалсябы, например, против отделения Закавказья, принимая во внимание общееразвитие в Закавказье и в России, известные условия борьбы пролетариата, ипр. ("VII (Апрельская) конференция РСДРП(б)" т.3 стр.52.) Мы за самоопределение народов, но мы против того, чтобы под флагомсамоопределения протаскивали контрабандой самодержавие Каледина, вчера ещератовавшего за удушение Финляндии. ("Ответ товарищам украинцам в тылу и на фронте" т.4 стр.8.) Мы за Украинскую республику, но мы против того, чтобы флагом республикиприкрывали заклятых врагов народа, монархистов Каледина и Родзянко, вчераеще ратовавших за восстановление старого режима и смертной казни для солдат. ("Ответ товарищам украинцам в тылу и на фронте" т.4 стр.9.) Буржуазная печать заявляет, что мы привели страну к полному развалу,потеряли целый ряд стран, в том числе и Финляндию. Но, товарищи, мы еепотерять не могли, ибо фактически она никогда не являлась нашейсобственностью. Если бы мы удержали Финляндию насильственным путем, то этововсе не значило бы, что мы ее приобрели. ("О независимости Финляндии" т.4 стр.23.) Так называемая независимость так называемых независимых Грузии,Армении, Польши, Финляндии, и т.д. есть лишь обманчивая видимость,прикрывающая полную зависимость этих, с позволения сказать, государств оттой или иной группы империалистов. ("Политика Советской власти по национальному вопросу в России" т.4стр.353.) О национальном вопросе ..."национальный вопрос" в разные времена служит различным интересам,принимает различные оттенки того, какой класс и когда выдвигает его. ("Как понимает социал-демократия национальный вопрос" т.1 стр.32) Царское правительство, учитывая серьезность национального вопроса,старалось держать национальные дела в ежовых рукавицах. Оно проводилополитику насильственной руссификации окраинных народов, методом его действийявлялись запрещения родного языка, погромы и другие гонения. ("Доклад по национальному вопросу" т.4 стр.30.) Там, в капиталистических государствах, наряду с нациями первогоразряда, с нациями привилегированными, с нациями "государственными",существуют нации второго разряда, нации "негосударственные", нациинеполноправные, лишенные тех или иных прав и, прежде всего, государственныхправ. У нас, в СССР, наоборот, уничтожены все эти атрибуты национальногонеравенства и национального гнета. У нас все нации равноправны и суверенны,ибо национальные и государственные привилегии ранее господствовавшейвеликорусской нации уничтожены. Дело идет, конечно, не о декларациях насчет равноправиянациональностей. Деклараций о национальном равноправии имеется немало увсяких буржуазных и социал-демократических партий. Какая цена декларациям,если они не проводятся в жизнь? Дело идет о том, чтобы уничтожить те классы,которые являются носителями, творцами и проводниками национальногоугнетения. Такими классами были у нас помещики, капиталисты. Мы низверглиэти классы и тем самым уничтожили возможность национального гнета. И именнопотому, что мы низвергли эти классы, у нас стало возможным действительноенациональное равноправие. ("Беседа с первой американской рабочей делегацией" т.10 стр.125.) У нас нет никаких сомнений, что различные местности российскогогосударства, отличающиеся друг от друга своеобразными бытовыми условиями исоставом населения, не могут одинаково применять государственнуюконституцию, что необходимо таким местностям предоставить право осуществлятьобщую государственную конституцию в той форме, в которой они извлекутб льшую пользу, в которой они полнее разовьют имеющиеся в народеполитические силы. ("Как понимает социал-демократия национальный вопрос" т.1 стр.45) ...в постановке национального вопроса у русских большевиков надоразличать две стадии: стадию дооктябрьскую, когда речь шла обуржуазно-демократической революции, национальный вопрос рассматривался какчасть общедемократического движения, и стадию октябрьскую, когда речь шлауже о революции пролетарской. а национальный вопрос превратился в составнуючасть пролетарской революции. Едва ли нужно доказывать, что это различениеимеет решающее значение. ("Еще раз к национальному вопросу" т.7 стр.223.) О решении национального вопроса Итак, наша точка зрения на национальный вопрос сводится к следующимположениям: а) признание за народами права на отделение; б) для народов, остающихся в пределах данного государства,- областнаяавтономия; в) для национальных меньшинств - особые законы, гарантирующие имсвободное развитие; г) для пролетариев всех национальностей данного государства - единыйнераздельный пролетарский коллектив, единая партия. ("VII (Апрельская) конференция РСДРП(б)" т.3 стр.55.) Мы знаем, к чему приводит межевание рабочих по национальностям.Распадение единой рабочей партии, разбивка союзов по национальностям,обострение национальных трений, национальное штрейкбрехерство, полнаядеморализация в рядах социал-демократии,- таковы результаты организованногофедерализма. История социал-демократии в Австрии и история Бунда в Россиикрасноречиво свидетельствует об этом. Сплочение на местах рабочих всех национальностей России в единые ицелостные коллективы, сплочение таких коллективов в единую партию - таковазадача. Само собой понятно, что такая постройка партии не исключает, апредполагает широкую автономию областей внутри единого партийного целого. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.364.) Итак - принцип интернационального сплочения рабочих, как необходимыйпункт в решении национального вопроса. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.367.) Пытаться произвести слияние наций путем декретирования сверху, путемпринуждения,- означало бы сыграть наруку империалистам, загубить делоосвобождения наций, похоронить дело организации сотрудничества и братстванаций. Такая политика была бы равносильна политике ассимиляции. Вам, конечно, известно, что политика ассимиляции безусловно исключаетсяиз арсенала марксизма-ленинизма, как политика антинародная,контрреволюционная, как политика пагубная. Кроме того, известно, что нации и национальные языки отличаютсячрезвычайной устойчивостью и колоссальной силой сопротивления политикеассимиляции. Турецкие ассимиляторы,- наиболее жестокие из всехассимиляторов,- сотни лет терзали и калечили балканские нации, но они нетолько не добились их уничтожения, а оказались вынужденными капитулировать.Царско-русские русификаторы и немецко-прусские германизаторы, мало чемуступавшие в жестокости турецким ассимиляторам, более ста лет кромсали итерзали польскую нацию, так же как персидские и турецкие ассимиляторы сотнилет кромсали, терзали и истребляли армянскую и грузинскую нации, но они нетолько не добились уничтожения этих наций, а наоборот - оказалисьвынужденными также капитулировать. Необходимо учесть все эти обстоятельства, чтобы правильно предвидетьвероятный ход событий с точки зрения развития нации непосредственно послепоражения мирового империализма. ("Национальный вопрос и ленинизм" т.11 стр.347.) ...культурно-национальная автономия непригодна. Во-первых, онаискусственна и нежизненна, ибо она предполагает искусственное стягивание водну нацию людей, которых жизнь, действительная жизнь, разъединяет иперебрасывает в разные концы государства. Во-вторых, она толкает кнационализму, ибо она ведет к точке зрения "размежевания" людей понациональным куриям, к точке зрения "организации" наций, к точке зрения"сохранения" и культивирования "национальных особенностей",- дело,совершенно не идущее к социал-демократии... Итак, национальная автономия не рашает вопроса. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.361.) Что это за автономия, исключающая из списка целый ряд национальностей? Нет, это не решение национального вопроса,- это плод досужей фантазии. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.350.) Но какое решение более всего совместимо с интересами трудящихся масс?Автономия, федерация или сепарация? Все это - вопросы, решение которых зависит от конкретных историческихусловий, окружающих данную нацию. Более того. Условия, как и все, меняются, и решение, правильное дляданного момента, может оказаться совершенно неприемлемым для другогомомента. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.313.) Единственно верное решение - областная автономия, автономия такихопределившихся единиц, как Польша, Литва, Украина, Кавказ, и т.п. Преимущество областной автономии состоит, прежде всего, в том, что приней приходится иметь дело не с фикцией без территории, а с определеннымнаселением, живущим на определенной территории. Затем, она не межует людейпо нациям, она не укрепляет национальных перегородок,- наоборот, она ломаетэти перегородки и объединяет население для того, чтобы открыть дорогу длямежевания другого рода, межевания по классам. Наконец, она дает возможностьнаилучшим образом использовать природные богатства области и развитьпроизводительные силы, не дожидаясь решений общего центра,- функции, неприсущие культурно-национальной автономии. Итак, областная автономия, как необходимый пункт в решениинационального вопроса. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.362.) ...партия предлагает устройство областных автономий для областей,которые не захотят отделиться и которые отличаются особенностями быта,языка, как, например, Закавказье, Туркестан, Украина. Географические границытаких автономных областей определяются самим населением сообразно сусловиями хозяйства, быта и пр. ("VII (Апрельская) конференция РСДРП(б)" т.3 стр.53.) Национальный вопрос на Кавказе может быть разрешен лишь в духевовлечения запоздалых наций и народностей в общее русло высшей культуры.Только такое решение может быть прогрессывным и приемлемым длясоциал-демократии. Областная автономия Кавказа потому и приемлема, что онавтягивает запоздалые нации в общее культурное развитие, она помогает имвылупиться из скорлупы мелконациональной замкнутости, она толкает их впереди облегчает им доступ к благам высшей культуры. Между тем каккультурно-национальная автономия действует в прямо противоположномнаправлении, ибо она замыкает нации в старые скорлупы, закрепляет их нанизших ступенях развития культуры, мешает им подняться на высшие ступеникультуры. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.351.) ...мы не хотим быть ни молотом для слабых народов, ни наковальней длясильных. ("XIV съезд ВКП(б)" т.7 стр.296.) Предлагают связать разбросанные меньшинства в единый национальный союз.Но меньшинства нуждаются не в искусственном союзе, а в реальных правах усебя на месте. Что может дать им такой союз без полной демократизации? Или:какая необходимость в национальном союзе при полной демократизации? ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.362.) Что особенно волнует национальное меньшинство? Меньшинство недовольно не отсутствием национального союза, аотсутствием права родного языка. Дайте ему пользоваться родным языком,- инедовольство пройдет само собой. Меньшинство недовольно не отсутствием искуственного союза, аотсутствием у него родной школы. Дайте ему такую школу,- и недовольствопотеряет всякую почву. Меньшинство недовольно не отсутствием национального союза, аотсутствием свободы совести (свобода вероисповедования), передвижения, и пр.Дайте ему эти свободы,- и оно перестанет быть недовольным. Итак, национальное равноправие во всех его видах (язык, школы, и пр.),как необходимый пункт в решении национального вопроса. Необходим,следовательно, общегосударственный закон, данный на основе полнойдемократизации страны и запрещающий все без исключения виды национальныхпривилегий и какое бы то ни было стеснение или ограничение прав национальныхменьшинств. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.362.) ...в Америке, как и в Канаде и Швейцарии, развитие шло от независимыхобластей через их федерацию к унитарному государству, что тенденция развитияидет не в пользу федерации, а против нее. Федерация есть переходная форма. И это не случайно. Ибо развитие капитализма в его высших формах исвязанное с ним расширение рамок хозяйственной территории с егоцентрализующими тенденциями требуют не федеральной, а унитарной формыгосударственной жизни... Но из этого не следует, что неразумно добиваться для России федерации,самой жизнью обреченной на исчезновение. ("Против федерализма" т.3 стр.25.) Не ясно ли, что федерализм в России не решает и не может решитьнационального вопроса, что он только запутывает и усложняет егодонкихотскими потугами повернуть назад колесо истории? Нет, предложение проделать в России опыт Америки 1776 года -положительно непригодно. Половинчато-переходная форма - федерация - не можетудовлетворить интересов демократии. Решение национального вопроса должно быть настолько же жизненным,насколько радикальным и окончательным, а именно: 1) право на отделение для тех наций, населяющих известные областиРоссии, которые не могут, не хотят остаться в рамках целого; 2) политическая автономия в рамках единого (слитного государства) седиными нормами конституции для областей, отличающихся известнымнациональным составом и остающихся в рамках целого. Так и только так должен быть решен вопрос об областях в России. ("Против федерализма" т.3 стр.28.) Очевидно, единственным режимом, способным разрешить национальныйвопрос, т. е. режимом, способным создать условия, обеспечивающие мирноесожительство и братское сотрудничество различных наций и племен, являетсярежим Советской власти, режим диктатуры пролетариата. Едва ли нужно доказывать, что при господстве капитала, частнойсобственности на средства производства и существовании классов не может бытьобеспечено равноправие наций, что пока существует власть капитала, пока идетборьба за обладание средствами производства, никакого равноправия наций неможет быть, так же как не может быть сотрудничества между трудовыми массаминаций. ("X съезд РКП(б)" т.5 стр.38.) ...покончив с властью буржуазии, которая давно уже отказалась от своихстарых демократических традиций, мы мимоходом разрешили задачу "полнойдемократизации страны", ликвидировали систему национального гнета и провелиравноправие наций в нашей стране. Как известно, эти меры оказались лучшим средством для ликвидациинационализма и национальной вражды, для установления доверия между народами. Следует, наконец, отметить, что уничтожение национального гнета привелок национальному возрождению ранее угнетенных наций нашей страны, к росту ихнациональной культуры, к укреплению дружеских интернациональных связей международами нашей страны и налажению сотрудничества между ними в делесоциалистического строительства. ("Национальный вопрос и ленинизм" т.11 стр.353.) О национальной культуре ...только сами национальности имеют право уничтожать или развивать теили другие стороны своей национальной культуры ("Как понимает социал-демократия национальный вопрос" т.1 стр.46) После взятия власти пролетариатом мы провозгласили лозунг развитиянациональной культуры народов СССР на основе Советов. Что это значит? Этозначит, что мы приспособляем развитие национальной культуры среди народовСССР к интересам и потребностям социализма, к интересам и потребностямпролетарской диктатуры, к интересам и потребностям трудящихся всехнациональностей СССР. Значит ли это, что мы теперь против национальной культуры вообще? Нет,не значит. Это значит лишь то, что мы теперь за развитие национальнойкультуры народов СССР, национального языка, школы, печати и т. д. на основеСоветов. А что значит оговорка "на основе Советов"? Это значит, что посвоему содержанию развиваемая Советской властью культура народов СССР должнабыть культурой общей для всех трудящихся, культурой социалистической, посвоей же форме она есть и будет культурой неодинаковой для всех народовСССР, культурой национальной, культурой различной для народов СССР сообразноразличию в языке и в национальных особенностях. ... В этом духе и действовала все время наша партия, поощряя развитиенациональных советских школ, национальной советской печати и другихкультурных учреждений, "национализацию" партийного аппарата,"национализацию" советского аппарата и т. д. и т. п. ("Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б)" т.10 стр.69.) Ленин никогда не говорил, что уничтожение национального гнета и слияниеинтересов национальностей в одно целое равносильно уничтожению национальныхразличий. Мы уничтожили национальный гнет. Мы уничтожили национальныепривилегии и установили национальное равноправие. Мы уничтожилигосударственные границы в старом смысле слова, пограничные столбы итаможенные преграды между национальностями СССР. Мы установили единствоэкономических и политических интересов народов СССР. Но значит ли это, чтомы уничтожили тем самым национальные различия, надиональные языки, культуру,быт и т. д.? Ясно, что не значит. Но если национальные различия, язык,культура, быт и т. д. остаются, не ясно ли, что требование уничтожения национальных республик и областей вданный исторический период является требованием реакционным, направленнымпротив интересов диктатуры пролетариата? Понимают ли наши уклонисты, чтоуничтожить теперь национальные республики и области - это значит лишитьмиллионные массы народов СССР возможности получить образование на родномязыке, лишить их возможности иметь школу, суд, администрацию, общественные ииные организации и учреждения на родном языке, лишить их возможностиприобщиться к социалистическому строительству? Не ясно ли, что в погоне запоказным интернационализмом наши уклонисты попали в лапы реакционныхвеликорусских шовинистов и адбыли, совершенно забыли о лозунге культурнойреволюции в период диктатуры пролетариата, имеющем одинаковую силу для всехнародов СССР, и для великоруссов, и для невеликоруссов? ("Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)" т.12стр.365.) Может показаться странным, что мы, сторонники слияния в будущемнациональных культур в одну общую (и по форме и по содержанию) культуру, содним общим языком, являемся вместе с тем сторонниками расцвета национальныхкультур в данный момент, в период диктатуры пролетариата. Но в этом нетничего странного. Надо дать национальным культурам развиться и развернуться,выявив все свои потенции, чтобы создать условия для слияния их в одну общуюкультуру с одним общим языком в период победы социализма во всем мире.Расцвет национальных по форме и социалистических по содержанию культур вусловиях диктатуры пролетариата в одной стране для слияния их в одну общуюсоциалистическую (и по форме и по содержанию) культуру с одним общим языком,когда пролетариат победит во всем мире и социализм войдет в быт,- в этомименно и состоит диалектичность ленинской постановки вопроса о национальнойкультуре. ("Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)" т.12стр.369.) ...вопрос об отмирании национальных языков и слиянии их в один общийязык есть не вопрос внутригосударственный, не вопрос победы социализма водной стране, а вопрос международный, вопрос победы социализма вмеждународном масштабе. ...нельзя смешивать победу социализма в одной стране с победойсоциализма в международном масштабе. Ленин недаром говорил, что национальныеразличия останутся еще надолго даже после победы диктатуры пролетариата вмеждународном масштабе. ("Заключительное слово по политическому отчету Центрального комитетаXVI съезду ВКП(б)" т.13 стр.6-7.) Уклоняющиеся в сторону великорусского шовинизма глубоко ошибаются,полагая, что период строительства социализма в СССР есть период развала иликвидации национальных культур. Дело обстоит как раз наоборот. На самомделе период диктатуры пролетариата и строительства социализма в СССР естьпериод расцвета национальных культур, социалистических по содержанию инациональных по форме, ибо сами-то нации при советском строе являются необычными "современными" нациями, а нациями социалистическими, так же как ихнациональные культуры являются по содержанию не обычными, буржуазнымикультурами, а культурами социалистическими. Они, очевидно, не понимают, что развитие национальных культур должноразвернуться с новой силой с введением и укоренением общеобязательногопервоначального образования на родном языке. Они не понимают, что только приусловии развития национальных культур можно будет приобщить по-настоящемуотсталые национальности к делу социалистического строительства. Они не понимают, что в этом именно и состоит основа ленинской политикипомощи и поддержки развития национальных культур народов СССР. ("Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)" т.12стр.368.) О шовинизме и национализме Период контрреволюции в России принес не только "гром и молнию", но иразочарование в движении, неверие в общие силы. Верили в "светлое будущее",-и люди боролись вместе, независимо от национальности: общие вопросы преждевсего! Закралось в душу сомнение,- и люди начали расходиться по национальнымквартирам: пусть каждый рассчитывает только на себя! "Национальная проблема"прежде всего! ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.290.) ...поднявшаяся сверху волна воинствующего национализма, целый рядрепрессий со стороны "власть имущих", мстящих окраинам за их"свободолюбие",- вызвали ответную волну национализма снизу, переходящегопорой в грубый шовинизм. Усиление сионизма среди евреев, растущий шовинизм вПольше, панисламизм среди татар, усиление национализма среди армян, грузин,украинцев, общий уклон обывателя в сторону антисемитизма,- все это фактыобщеизвестные. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.291.) Сохранить все еврейское, консервировать все национальные особенностиевреев, вплоть до заведомо вредных для пролетариата, отграничить евреев отвсего нееврейского, даже особые больницы устроить,- вот до чего опустилсяБунд! ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.342.) И чем больше шло на убыль освободительное движение, тем пышнеераспускались цветы национализма. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.291.) ...политика национальных "придирок" не объединяет, а разъединяетнароды, усиливая среди них "сепаратистские" стремления. ("Контрреволюция и народы России" т.3 стр.188.) Нужна дружная и неустанная работа последовательных социал-демократовпротив националистического тумана, откуда бы он не шел. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.292.) Окончательное падение национального движения возможно лишь с падениембуржуазии. Только в царстве социализма может быть установлен полный мир. Нодовести национальную борьбу до минимума, подорвать ее в корне, сделать еемаксимально безвредной для пролетариата - возможно и рамках капитализма. Обэтом свидетельсьвуют хотя бы примеры Швейцарии и Америки. Для этого нужнодемократизировать страну и дать нациям возможность свободного развития. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.312.) С открытым национализмом всегда можно справиться: его нетрудноразглядеть. Гораздо труднее бороться с национализмом замаскированным и всвоей маске неузнаваемым. Прикрываясь броней социализма, он менее уязвим иболее живуч. Живя же среди рабочих, он отравляет атмосферу, распространяяидеи взаимного недоверия и обособления рабочих различных национальностей. ("Марксизм и национальный вопрос" т.2 стр.331.) Корень всех конфликтов, возникших между окраинамии центральнойСоветсткой властью, лежит в вопросе о власти. И если буржуазные круги техили иных областей старались придать национальную окраску этим конфликтам, тотолько потому, что им это было выгодно, что удобно было за национальнымкостюмом скрыть борьбу с властью трудовых масс в пределах своей области. ("Доклад по национальному вопросу" т.4 стр.31.) Существо уклона к местному национализму состоит в стремленииобособиться и замкнуться в рамках своей национальной скорлупы, в стремлениизатушевать классовые противоречия внутри своей нации, в стремлениизащититься от великорусского шовинизма путем отхода от общего потокасоциалистического строительства, в стремлении не видеть того, что сближает исоединяет трудящиеся массы наций СССР, и видеть лишь то, что может ихотдалить друг от друга. Уклон к местному национализму отражает недовольство отживающих классовранее угнетенных наций режимом диктатуры пролетариата, их стремлениеобособиться в свое национальное буржуазное государство и установить там своеклассовое господство. Опасность этого уклона состоит в том, что он культивирует буржуазныйнационализм, ослабляет единство трудящихся народов СССР и играет нарукуинтервенционистам. Таково существо уклона к местному национализму. ("Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)" т.12стр.371.) Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистническихнравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя формарасового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящийкапитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, какложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли.Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не бытьнепримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление,глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законамСССР смертной казнью. ("Об антисемитизме" т.13 стр.28.) Что значит уклон к национализму,- все равно, идет ли речь об уклоне квеликорусскому национализму или об уклоне к местному национализму? Уклон кнационализму есть приспособление интернационалистской политики рабочегокласса к националистской политике буржуазии. Уклон к национализму отражаетпопытки "своей", "национальной" буржуазии подорвать Советский строй ивосстановить капитализм. Источник у обоих уклонов, как видите,- общий. Это -отход от ленинского интернационализма. Если хотите держать под огнем обауклона, надо бить, прежде всего, по этому источнику, по тем, которые отходятот интернационализма - все равно - идет ли речь об уклоне к местномунационализму, или об уклоне к великорусскому национализму. ("Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.361.) Следует заметить, что пережитки капитализма в сознании людей гораздоболее живучи в области национального вопроса, чем в любой другой области.Они более живучи, так как имеют возможность хорошо маскироваться внациональном костюме. ("Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.361.)О НЭП