ПРЕДИСЛОВИЕ

Международная

Торговля

 

 

Е издание,

Переработанное и дополненное

 

 

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов вузов, обучающихся

по специальности «Мировая экономика»

 

 

Москва

ИНФРА-М

УДК (075.8)339.5

ББК 65.5

Ф76

Рецензенты:Круглов В.В.д-р экон. наук, профессор

Санкт-Петербургского университета экономики

и финансов;

Супрунович Б. П. — профессор

Финансовой академии при Правительстве

Российской Федерации.

Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с. - (Серия «Высшее образование»)

 

ISBN 5-16-000145-Х

 

В учебнике рассматривается одна из важнейших форм меж­дународных экономических отношений — международная тор­говля товарами и услугами в различных ее аспектах: теория, географическая и товарная структура, внешнеторговая и меж­дународная торговая политика, организация внешнеторговых операций.

Предназначен для студентов высших учебных заведений, обу­чающихся по специальности «Мировая экономика».

ББК 65.5

ISBN 5-16-000145-Х

© ФомичевВ.И., 1998, 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Международная торговля — основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений — предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций — Всемирной торговой организации. Региональные интеграционные процессы также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары.

В предлагаемом учебнике автор попытался отразить многогранность международной торговли, проанализировав все ее основные направления. В нем последовательно рассматриваются шесть основных тем: теории международной торговли; структура и современное состояние международной торговли; закономерности и тенденции внешнеторговой и международной торговой политики; региональ­ный аспект международной торговли и внешнеторговой политики: торговые отношения в Западной и Центральной Европе и внешняя торговля России; организация внешнеторговых операций; международная торговля услугами.

Первое издание учебника пользовалось успехом у читателей, его тиража явно не хватило для всех желающих, что вызвало необходи­мость подготовки второго издания.

Основное отличие второго издания состоит в том, что объем учебника в значительной степени сокращен для того, чтобы сделать его более удобным для работы в процессе подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Кроме того, в него внесены некото­рые изменения: актуализирована информация по отдельным главам и обновлен статистический материал. Однако в реальной жизни постоянно происходят изменения, поэтому автор предполагает, что при изучении тем, рассмотренных в учебнике, студенты под руководством преподавателей проведут поиск и анализ текущей статистической и иной информации по соответствующим темам на семи­нарских занятиях, при подготовке рефератов и курсовых работ.

Автор заранее благодарен всем, кто сочтет возможным прислать конструктивные замечания и предложения, которые позволят сделать книгу более совершенной и тем самым в оптимальной степени удовлетворить интерес к международной торговле самого взыскатель­ного читателя.