Организация и технология подготовки продовольственных и непродовольственных товаров к продаже.

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продав­цов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению про­пускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже делятся на: 1 .Общие, к ним относятся а) распаковка, б) сортировка товаров, в) проверка правильности обозначения цен, г) придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка), д) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в

торговый зал,

е) размещение товаров в торговом зале,

ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем мес­те продавца.

2. Специальные, включают в себя:

а) комплектация ,сборка и монтаж изделий ,поступающих в разобран­ном виде,

б) устранение мелких дефектов ,накатку тканей ,нарезку электропро­вода,

в) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения. Составные элементы процесса продажи товаров.

Продажа товаров является заключительным этапом технологического процесса на торговом предприятии.

Особенность продажи товаров, последовательность проведения от­дельных операций зависит от сложности ассортимента продаваемых това­ров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи.

Несмотря на принципиальные отличия в организации продажи товаров с применением различных форм ( особенно самообслуживания) и с индиви­дуальным обслуживанием покупателей, они имеют и общие черты. В магазинах процесс продажи складывается из следующих операций:

1. Встреча покупателя и выявление спроса.

Эта операция является начальным элементом процесса продажи. Его задача - выявить намерения покупателей в отношении модели, фасона, ка­чества, цены и других признаков товара.

2. Предложение и показ товаров.

Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания по­купателей. Правильная организация показа товаров возможна только на ос­нове хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современ­ных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупа­телей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.

3. Помощь в выборе товаров и консультация.

В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при по­казе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами ,нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использова­ния, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна огра­ничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о това­рах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетичес­ких вкусов покупателей.

Крупные универмаги и специализированные магазины приглашают для проведения консультаций инженеров по вопросам эксплуатации автомобилей, модельеров, разъясняющих способы пошива одежды и направления сов­ременной моды, врачей косметологов, рекомендующих методы ухода за кожей и т.д.

Технические операции, выполняемые в процессе отпуска непродоволь­ственных товаров, включают отмеривание, отчет и упаковку товаров.

4. Оплата стоимости товаров, упаковка и выдача товаров. Заключительная стадия процесса обслуживания покупателей и может осуществляться в расчетном узле, где покупатель предъявляет товары контролеру-кассиру, самостоятельно отобранные в зале самообслуживания.

Особенность отпуска технически сложных товаров, имеющих гарантий­ный срок службы, заключается в том, что продавцы делают отметки в за­водском паспорте (проставляют дату продажи, свою подпись и штамп мага­зина) , проверяют наличие инструкций по эксплуатации , оформляют товар­ный чек, один экземпляр которого выдают покупателю.

Большое значение имеет правильная группировка товаров в торговом зале в зависимости от частоты спроса, габаритов, массы.

Рациональная выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:

- для выкладки товаров необходимо использовать все свободные мес­та в торговом зале;

- товары, имеющие одинаковое значение, должны быть расположены в одном отделе магазина;

- сопутствующие товары должны быть выставлены в непосредственной близости от основных;

- крупногабаритные товары следует располагать недалеко от выхода;

- новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание по­купателей, нужно выкладывать на видных местах;

- непродовольственные товары целесообразно располагать по микрокомплексам;

- товары пониженного спроса целесообразно располагать с соответствующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.

Большое значение имеет рекламное оформление магазинов, которое ре­шается с учетом архитектурных особенностей здания ,интерьера магазина и конструкции торгово-технологического оборудования.

Для повышения качества и ускорения обслуживания покупателей в торговом зале следует размещать различные указатели и справочные таб­лицы, показывающие, например, группы полноты мужских и женских фигур; коли­чество тканей ,потребное на пошив изделий определенного размера и роста; размеры верхней одежды детей в соответствии с их возрастом.