Педагогический такт

Такт (от лат. tactus – прикосновение, ощущение) – это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей; чувство меры, подсказывающее человеку наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо или к чему-либо.

Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на обучаемых, умение выбирать продуктивный стиль общения с ними, а также с коллегами и родителями.

Отличие педагогического такта от общего в том, что он выступает как средство воспитания.

Выбор педагогом тактики общения связан с его умением использовать ролевые позиции.

А. Б. Добрович выделяет четыре основные позиции:

1) позиция «родителя» (педагог демонстрирует свою независимость, самостоятельно принимает решения, берет на себя ответственность);

2) позиция «дитяти» (педагог демонстрирует зависимость, подчинение, неуверенность в себе);

3) позиция «взрослого» (педагог демонстрирует корректность, сдержанность в поведении, понимание интересов обучаемых, распределяет ответственность между собой и обучаемыми);

4) позиция неучастия.

Позиция педагога зависит от уровня его мастерства, умения сотрудничать с обучаемыми, позиции каждого обучаемого и коллектива в целом.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он является результатом духовной зрелости педагога, большого опыта работы над собой для приобретения специальных знаний (прежде всего знания психологии возраста и индивидуальных особенностей обучаемых) и выработки методов общения.

Не менее важны знание основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И конечно же, необходимы знания способов воздействия на обучаемых, которые должны переходить в умения:

– демонстрировать обучаемым свою любовь;

– видеть «внутренние пружины» поведения обучаемых;

– ориентироваться в обстановке;

– выбирать целесообразный способ воздействия на обучаемых;

– беседовать с обучаемыми.

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других педагогов, педагогическая техника, чувство юмора. Педагог должен всегда уважать обучаемых и сохранять собственное достоинство.

При возникновении конфликтных ситуаций педагогу необходимо:

1) прежде всего попытаться овладеть ситуацией и разрядить напряженную обстановку;

2) своим поведением повлиять на партнера (обучаемого или коллегу);

3) попытаться понять мотивы поведения конфликтующих. Мысленный анализ способствует снижению эмоционального возбуждения;

4) выяснить причину возникновения конфликта;

5) по разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировав причины его возникновения и возможности предотвращения.