Деятельность учителя физической культуры

Основными задачами физического воспитания в школе являются:

1) содействие правильному физическому развитию школьников, их адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья; воспитание навыков соблюдения правил личной гигиены;

2) обучение основным видам движений и формирование двигательных умений и навыков на основе знаний из области физической культуры;

3) достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических (двигательных) качеств;

4) воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Эти задачи отражают общее направление физического воспитания в школе.

Для учителей физической культуры государственные программы четко формулируют задачи, дифференцированные по целевой направленности.

Первая группа – задачи физического образования. Они включают:

- усвоение школьниками каждой возрастной группы доступных знаний из области физической культуры и спорта;

- формирование необходимых двигательных умений и навыков, их закрепление и совершенствование в соответствии с возрастными возможностями и потребностями учащихся;

- формирование и закрепление гигиенических навыков.

Вторая группа – задачи, содействующие гармоничному развитию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему развитию физических способностей. Они включают:

- закаливание организма;

- развитие физических способностей и основных физических качеств;

- формирование правильной осанки и коррекция отдельных недостатков телосложения.

Третья группа – задачи, решение которых обеспечивает взаимосвязь физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Все перечисленные задачи должны решаться не только учителем физической культуры на его уроках, но и всем школьным коллективом.

Местом проведения урока физической культуры может быть спортплощадка на открытом воздухе, школьный спортивный зал, бассейн. На занятиях применяются разнообразные инвентарь и оборудование, которые становятся опасными при неправильном использовании. Нельзя не отметить, что высокая двигательная активность учащихся таит в себе большой риск травматизма и возникновения конфликтов. Особую трудность для учителя при подготовке к занятиям представляет работа с учащимися разных возрастов в течение учебного дня, а также необходимость учитывать уровень физического развития каждого учащегося конкретного класса, тем более что программа содержит одинаковые для всех требования.

Учитель физической культуры в школе, как правило, ведет массовую физкультурно-спортивную работу. Он подбирает и воспитывает физкультурный актив, куда входят физорги классов, общественные судьи, инструкторы, тренеры, члены совета физкультуры и т.д., координирует и направляет его работу. Ему приходится также проводить организационную и методическую работу с коллективом учителей, особенно с классными руководителями и педагогами-воспитателями, помогая им решать задачи физического воспитания школьников и привлекая их к руководству массовой физкультурно-спортивной работой (турпоходы, спортивные праздники и парады, прогулки, общешкольные соревнования, спортивные вечера и т.д.).

Успешность этой многообразной деятельности зависит от многих факторов и требует определенных личностных качеств, умений и способностей. Так, учителю физической культуры надо хорошо знать основы науки о физической культуре и спорте, чтобы опираться на них в построении учебно-тренировочного процесса. Кроме знания своего предмета ему необходима целая система знаний по педагогике, психологии, анатомии, физиологии, гигиене, медицине – по дисциплинам, относящимся к области человекознания.

Учитель физкультуры в школе, а также преподаватель физического воспитания в ПТУ, колледже, вузе должен уметь:

– определять общие и конкретные цели физического воспитания;

– определять цели и задачи конкретного занятия физической культурой;

– подбирать и применять современные методы обучения и воспитания;

– использовать различные средства физической культуры и спорта;

– подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а также социально-психологических особенностей;

– использовать в процессе физического воспитания национальные виды спорта, культурные традиции;

– применять комплекс методов и средств для формирования у обучаемых навыков соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний и контроля за состоянием своего организма;

– владеть методами врачебно-педагогического контроля, приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, способами оказания первой медицинской помощи;

– прививать обучаемым навыки самостоятельной подготовки к проведению занятия;

– готовить физкультурный актив, способный оказывать помощь в организации и проведении ежедневных занятий физической культурой и спортом в различных формах;

– анализировать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт, постоянно повышать свой уровень психолого-педагогических знаний и профессиональной подготовки.

От учителя физической культуры требуются высокая организованность и инициативность, постоянное совершенствование содержания и форм своей деятельности.

В обобщенном виде формы организации занятий в процессе физического воспитания в школе можно представить в виде вышеприведенной схемы 2.