Этапы самовоспитания
На первом этапеосуществляется изучение самого себя и соответствия своей личности требованиям, предъявляемым к ней обществом. В результате самоанализа можно оценить: свои способности; глубину и прочность полученных знаний, умений и навыков; черты характера; возможности собственной памяти усваивать новую информацию; время наивысшей работоспособности, оптимальный ритм и темп деятельности и т.д.
Для этой цели используются такие методы, как самонаблюдение, самоанализ и самооценка.
Самонаблюдение. Представляет собой наблюдение человека за различными аспектами своей жизни, позволяющее фиксировать их проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Этот метод необходим при осмысленном подходе к самовоспитанию. Он имеет особую значимость в овладении социальным опытом.
Самоанализ. Юношеский возраст, в котором происходит подготовка человека к профессиональной деятельности, характеризуется двумя основными позициями личности во взаимодействии с внешним миром: «позицией субъективного реализма» и «позицией максимализма самостоятельности». Большинство молодых людей считают, что они хорошо знают свои способности, достоинства и недостатки, темперамент; прекрасно владеют своими эмоциями, умеют планировать рабочее время и т.д. Однако, как показывает практика, многие из них не умеют работать систематически, устанавливать связи изучаемого предмета с другими предметами, обобщать полученную информацию, применять в своей деятельности полученные в вузе знания; лишь единицы способны управлять своим вниманием, быстро настраиваться на учебную деятельность, переключаться с одного вида деятельности на другой, отделять главное от второстепенного, самостоятельно находить нужную информацию.
Не умея правильно анализировать свои качества, абстрагировать их из единства с поступками, осознавать их как совершенствование своей личности, молодые люди становятся субъективными в самооценке.
Задачами педагога на данном этапе являются: пробуждение интереса обучаемых к собственной личности; формирование у них представлений о самоанализе и самооценке; акцентирование внимания обучаемых на том, что нужно анализировать не только эмо-ционально-мотивационный аспект своих поступков, но прежде всего свою деятельность и ее результаты.
Самооценка. Это оценка самого себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка является одним из регуляторов поведения человека; от нее зависит взаимоотношение человека с окружающим миром, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она также позволяет ему увидеть расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями.
Для самооценки могут применяться различные тесты, т.е. системы заданий, позволяющих определить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тест, созданный для определения какого-то одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, связанных общей концепцией или определением различных качеств личности, называется гетерогенным тестом.
По целевому назначению можно выделить следующие виды тестов: тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, критериально ориентированные тесты, личностные тесты.
Тесты достижений – это методы психологической диагностики, выявляющие у испытуемого степень владения конкретными знаниями, умениями и навыками. Различают тесты действия, тесты письменные и тесты устные.
Тесты интеллекта – методы психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. Успешность испытуемого определяется по числу правильно выполненных заданий, что и позволяет вывести коэффициент интеллектуальности.
Тесты креативности – это совокупность методов для изучения и оценки творческих способностей личности. Среди интеллектуальных способностей особо выделяется способность высказывать необычные идеи, отступать от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Это и есть креативность (сотворение, создание). Факторы творческих достижений изучаются в двух направлениях: жизненный опыт и индивидуальные особенности творческой личности (личностные факторы); творческое мышление и его продукты. К факторам креативности относятся быстрота, четкость и гибкость мышления, конструктивность решения творческих задач.
Критериально ориентированные тесты – это методы психологической диагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, умениями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных учебных или профессиональных задач. По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения.
Личностные тесты – это методы психологической диагностики, с помощью которых оцениваются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.
Различают следующие виды личностных тестов: 1) шкалы оценки и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия, использующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи; 3) проективные тесты, основанные на психологической интерпретации результатов проектирования личности.
Естественным завершением первого этапа может быть самоактуализация человека, т. е. стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
На втором этаперазрабатывается программа самовоспитания, где определяется его цель, которая реализуется посредством решения конкретных задач. Цель самовоспитания вытекает из требований, предъявляемых к личности обществом. Главная цель – сформировать себя как всесторонне развитую личность, высококвалифицированного специалиста, глубоко изучившего теоретические дисциплины, умеющего применять полученные знания на практике, правильно строить отношения внутри коллектива. Другими словами, на этом этапе важно ориентировочно предвидеть свое развитие.
Ясно представляя себе, каким он может стать в результате самовоспитания, студент намечает последовательность действий в работе над собой, создает определенную систему. Под системой самовоспитания понимается постановка общей и частных целей, организация работы над собой, применение различных ее форм, методов и средств. Системность в работе над собой аксиоматична: общеизвестно, что бессистемно нельзя добиться высокого уровня научного познания, выработать в себе те или иные качества, необходимые для установления нормальных межличностных отношений в коллективе.
При постановке конкретных задач самовоспитания нужно ориентироваться на исходный уровень развития личности и последовательно добиваться ожидаемого результата. Ошибками начинающих заниматься самовоспитанием являются: 1) постановка нереальных, невыполнимых задач, без учета своих возможностей; 2) попытка решить одновременно несколько задач; 3) игнорирование учета фактора времени, необходимого для закрепления и автоматизации вырабатываемых навыков.
Для того чтобы помочь студентам в разработке программы профессионального самовоспитания, им предлагается как вариант следующая ее форма (табл. 3).
Еще один вариант программы самовоспитания – профессиональное самовоспитание будущего педагога. Здесь могут быть выделены три блока качеств личности.
I. Общие качества личности:
1) гражданственность, нравственность;
2) педагогическая нравственность, педагогические убеждения.
II. Профессиональные качества:
1) теоретическая и методическая подготовка по специальности;
2) психолого-педагогическая подготовленность кс профессиональной деятельности;
3) уровень развития педагогических умений и способностей.
III. Индивидуальные качества личности:
1) особенности проявления познавательных процессов, их педагогическая направленность;
2) эмоционально-нравственная отзывчивость;
3) культура темперамента;
4) волевые качества и др.
Таблица
Форма программы самовоспитания (вариант)
№ п/п | Направление профессионального самовоспитания | Программа | ||
Задачи самовоспитания | Пути, средства, методы самовоспитания | Отметки о достигнутых результатах | ||
1. | Совершенствование общих качеств и свойств личности | |||
2. | Совершенствование профессиональных качеств: а) самообразование по специальности; б) развитие профессиональных знаний, умений, способностей | |||
3. | Развитие индивидуальных черт: а) психических свойств личности; б) культуры темперамента | |||
4. | Укрепление здоровья |
Естественно, что могут быть и другие варианты разработки программы самовоспитания.
На третьем этапеосуществляется реализация выработанной программы самовоспитания. Он предусматривает формирование у студентов осознанного стремления к самовоспитанию, комплексное использование методов самовоспитания и организацию практических занятий по овладению ими.
Педагог, управляющий процессом самовоспитания студентов, должен:
- информировать студентов об особенностях профессионально-педагогической подготовки, о типичных трудностях, возникающих в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, о психологических особенностях мыслительной деятельности, различных типах человеческого характера;
- охарактеризовать систему самовоспитания как педагогическую категорию и рассказать о ее значении в работе личности над собой;
- провести со студентами курс бесед-лекций об использовании методов самовоспитания и организовать практические занятия по овладению ими;
- регулировать процесс комплексного применения этих методов;
- создать естественную обстановку на занятиях, которая способствует положительному взаимодействию педагога с учебной группой.
Регулирование процесса усвоения методов самовоспитания и овладения ими на практике может осуществляться педагогом непосредственно на учебных занятиях.
Вначале педагог, как правило, сталкивается с пассивным отношением студентов к информации о целях и методах самовоспитания, поскольку они считают, что уметь управлять собой не обязательно. Осознание эффективности подобных занятий приходит позднее, когда студенты убеждаются в значимости самоуправления. Это происходит после достижения определенных положительных результатов.
На третьем этапе используется вся система методов самовоспитания.