Акмеология как учебная дисциплина
«Основы акмеологии» – новая учебная дисциплина, содержание которой должно отражать как общие, так и специфические черты определенной профессиональной деятельности.
Созидательная деятельность субъектов педагогической деятельности опирается на их предварительную общекультурную, общеобразовательную, профессиональную подготовку. Большое значение при этом имеют сформированность личностных качеств и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подготовка связана с умением обучать применению знаний на практике в процессе решения разнообразных задач.
Созидатели обладают врожденными или приобретенными творческими энергопотенциалами (темперамент, задатки, одаренность). Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акме-энергоинформационного взаимодействия с внешним миром в процессе воплощения его замыслов в продукты созидания.
Подготовка будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях может быть продуктивной, если они будут вооружены теорией самодвижения к вершинам профессионализма. Но для этого, во-первых, такая теория должна быть создана; во-вторых, должна быть усвоена преподавателями; в-третьих, должна использоваться ими применительно к самим себе. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими вершин прежде всего профессионализма и направлена акмеология как учебная дисциплина.
Контрольные вопросы и задания
1. Сравните несколько определений акмеологии. Какое из приведенных определений вы можете выбрать для себя?
2. Каковы основные направления развития акмеологии как области научных знаний на современном этапе?
3. Охарактеризуйте предмет акмеологии.
4. Раскройте содержание понятия «творческий потенциал».
5. Назовите основные элементы проявления творческого потенциала, которые можно использовать в акмеологическом исследовании.
6. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к изучению феномена «акме».
7. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к профессиональной деятельности.
8. Охарактеризуйте проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к деятельности коллективов.
9. Какие трудности, по вашему мнению, встречаются при разработке акмеологии как учебной дисциплины?
Рекомендуемая литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. – М., 1980.
3. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М., 2002.
4. Акмеология. Словарь-хрестоматия. // Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003. – С. 354 – 392.
5. БодалевА.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. – М., 1998.
6. Бодалев А. А. Как стать великим или выдающимся? – М., 1997.
7. Головко-Гаршина Н. В. Предмет акмеологии и акмеологическая теория специалиста образования. – СПб., 2001.
8. Кузьмина {Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. – СПб., 2002.
9. Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. – М., 2000.
Глава 2