Заключение о работоспособности передачи

Передача считается работоспособной, если выполняются условия:

1) контактная выносливость поверхностей зубьев,

sH £ [sH];

2) изгибная выносливость зубьев шестерни,

sF1 £ [sF]1;

3) изгибная выносливость зубьев колеса,

sF2 £ [sF]2.

1.8.7. Контактные напряжения в зацеплении конических
прямозубых зубчатых колес

Контактные напряжения вычисляются по формуле

Для передачи со стальными колесами

Формула аналогична приведенной в разделе 1.8.4, в котором описаны входящие в нее основные параметры. Особенности расчета заключаются в следующем:

– nH = nF – коэффициент уменьшения нагрузочной способности конической передачи по сравнению с эквивалентной цилиндрической. Принимают nH = nF = 0,85;

– dm1 – средний диаметр шестерни, подсчитываемый по формуле

dm1 = mnmz1 = de1bw∙sind1;

aw – угол зацепления, обычно aw = 20°.

Коэффициент нагрузки KH принимают как результат расчета по формуле

KH = KHbKHV,

где KHb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине зубчатого венца. В упрощенных расчетах может быть найден в зависимости от параметра Kbeu / (2 – Kbe) по графикам рис. П2.4. Параметр Kbe можно найти по формуле

KHV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении. Определяется так же, как и для цилиндрических передач, менее точных на одну степень, см. раздел 1.8.4.

 

1.8.8. Напряжения изгиба в основании зубьев шестерни и
колеса конической зубчатой передачи

Напряжения в зубьях шестерни и колеса:

В этой формуле

Ft1 = Ft1(Б) – найдена в разделе 1.7.3.4;

KF – коэффициент нагрузки, определяемый по формуле KF = KFbKFV, здесь KFb= KHb, KFV = KHV, см. раздел 1.8.7.

nH = nF = 0,85;

mnm – средний модуль,

mnm = mte∙(1 – 0,5∙Kbe).

Коэффициент формы зуба может быть найден по диаграмме (рис. П2.2) следующим образом:

– определяются условные числа зубьев:

– для шестерни zv1 = z1/cosd1;

– для колеса zv2 = z2/cosd2.

Далее, по диаграмме находим YFS1 и YFS2.

 

1.8.9. Условия работоспособности конической передачи
редуктора

Заключение о работоспособности конической передачи соответствует изложенному в разделе 1.8.6.


2. Второй этап эскизного курсового
проекта. Расчеты подшипников
качения редуктора

 

Для выполнения расчетов подшипников качения используется информация из разделов 1.4, 1.6 и 1.7.

 

2.1. Определение ресурса подшипников
промежуточного вала редуктора

 

Расчетная схема промежуточного вала рассматривается на примере редуктора по схеме 21 с быстроходной шевронной зубчатой передачей в двух взаимно перпендикулярных плоскостях – плоскости XY и XZ и представлена на рис. 2.1.

Для определения пяти опорных реакций в опорах 3 и 4 (соответственно, опоры быстроходного вала обозначены 1 и 2, а опоры тихоходного 5 и 6) используются уравнения статики. Координаты e и c найдены по рис. 1.9…1.14 раздела 1.4.

Нагрузки на подшипники определяются геометрическим суммированием опорных реакций по формулам:

– опора 3 – плавающая нагружена радиальной нагрузкой

, Н;

– опора 4 – фиксированная нагружена радиальной и осевой нагрузками

, Н;

Fa = R4X .

Заметим, что при изменении знака вращающего момента направление силы Fa1(Т) меняется на противоположное и ситуация меняется.

Аналогичный подход используется для определения нагрузок на подшипники промежуточных валов редукторов всех других схем.

На рис 2.2 показана расчетная схема редуктора по схеме 22 с шевронной тихоходной передачей и косозубой быстроходной.

Развернутая схема, наиболее простая и распространенная, в сборнике заданий имеет номер 20. В таких редукторах используются две цилиндрические зубчатые передачи, обычно косозубые. Нагрузки на подшипники можно определить соответственно рис. 2.3.

Рис. 2.1

 

Наименее благоприятное сочетание направлений нагрузок от усилий в зацеплении характеризуется воздействием осевой силы Fa1(T) на опору 4 – определяющую долговечность опорного узла вала в целом. Заметим, что изменение знака момента меняет направления окружных сил Ft и осевых Fa на противоположное.

Редукторы по схеме 24 выполнены по сосной схеме – быстроходный и тихоходный валы имеют общую геометрическую ось вращения. Рисунок 2.4 показывает наименее благоприятный случай – осевая нагрузка шестерни тихоходной передачи Fa1(T) направлена на опору 4, для которой суммарная радиальная нагрузка Fr4, обычно, чем в опоре 3. Можно предположить, что ресурс подшипника в этой опоре определяет ресурс опор промежуточного вала в целом.

 

Рис. 2.2

 

Расчетная схема редуктора схема 23 с быстроходной конической прямозубой и цилиндрической косозубой тихоходной передачами представлена на рис. 2.5.

Показанное направление нагрузок от усилий в зацеплениях конической и цилиндрической передач соответствует наименее благоприятному случаю. Изменение знака вращающего момент меняет направления окружных сил Ft1(T) и Ft2(Б) на противоположные, но направление Fa2(Б) остается прежним, также, как направления сил Fr1(T) и Fr2(Б).

Диаметр dП цапфы вала найден ранее (см. п. 1.4), это дает возможность предварительно подобрать подшипники для рассматриваемых опор. Начинают подбор с подшипников шариковых однорядных легкой серии.

Рис. 2.3

 

Пример. dП = 25 мм, что соответствует подшипнику № 205, с размерами D = 52 мм, d = 25 мм, bП = 15 мм, динамическая грузоподъемность С = 14000 Н, статическая грузоподъемность С0 = 6950 Н.

Ресурс подшипника Lh определяется из равенства:

, час,

где a1, a2 – коэффициенты, учитывающие свойства материалов колец и тел качения и вероятность безотказной работы, определяемые по табл. 16.3 [2]. В проектных расчетах можно принимать a1 × a2 = 1; a – показатель степени кривой усталости. Для шариковых подшипников a = 3, для роликовых a = 3,33; n – частота вращения, в нашем случае n = n = n; P – эквивалентная нагрузка, определяемая уравнением:

Pr = (X × V × Fr + Y × Fa) × Kд × Kt,

решаемым с привлечением таблиц из каталогов и справочников (например, табл. П3.6).

 

Рис. 2.4

 

Порядок определения P следующий. Вначале определяется (выбирается) тип подшипника, например, радиальный шариковый однорядный и вычисляется отношение Fa / C0, и находится значение параметра осевого нагружения e. Затем, вычисляется величина Fa / (V × Fr), которая сравнивается с параметром e. При этом возможны два варианта:

1, Fa / (V × Fr) £ e;

2, Fa / (V × Fr) > e.

 

Рис. 2.5

 

Каждому из этих вариантов соответствуют определенные значения коэффициента радиальной – X и осевой – Y нагрузок.

Коэффициент V в формуле зависит от вида нагружения его колец. В нашем случае внутреннее кольцо подшипника вращается вместе с валом, а наружное – неподвижно, поэтому V = 1, коэффициент динамической нагрузки Kд = 1,3 (для редукторов), а температурный коэффициент Kt = 1.

Работоспособность подшипника считается обеспеченной с вероятностью безотказной работы 0,9, если соблюдается условие

Lh ³ Lhe,

принимаемое по табл. 1.1. В противном случае необходимо использовать подшипники средней или тяжелой серии или, если это не приводит к цели, в опорах устанавливают радиально-упорные конические или шариковые радиально-упорные подшипники.

 

2.2. Опоры с коническими и шариковыми
радиально-упорными подшипниками

 

Для промежуточных валов редукторов с цилиндрическими зубчатыми колесами, в основном, применяется схема «враспор», показанная на рис. 2.6.

 

Рис. 2.6

 

2.2.1. Радиально-упорные конические подшипники
(тип 7000)

Конические радиально-упорные подшипники подбираются по ГОСТ 27365-87 исходя из ранее найденного диаметра dП. Из каталога находятся их параметры – размеры, динамическую грузоподъемность C и статическую грузоподъемность C0, а также параметр осевого нагружения e и коэффициент осевой нагрузки Y. В случае, если в таблицах параметр e не приводится, его можно вычислить из условия:
e = 1,5 × tga, где a – угол контакта (обычно a = 12…18°).

Радиальные нагрузки определены выше (это Fr3 и Fr4), осевые нагрузки определяются в следующем порядке:

1) составляется уравнение равновесия, для нашего случая:

FA + Fa3Fa4 = 0;

2) подсчитываются значения собственных осевых составляющих

S3 = 0,83 × e × Fr3;

S4 = 0,83 × e × Fr4;

3) для обеспечения работоспособности подшипника необходимо соблюдения условий

Fa3 ³ S3 и Fa4 ³ S4,

нарушение которых приводит к перераспределению нагрузки на тела качения на один – два ролика и к резкому сокращению ресурса подшипника;

4) определяются Fa3 и Fa4, для чего статически неопределимая задача решается методом попыток. Сначала предполагают Fa3 = S3, при этом

Fa4 = FA + S3 ³ S4.

При соблюдении этого условия назначаем:

Fa3 = S3 и Fa4 = FA + S3.

В противном случае принимают:

Fa4 = S4 и Fa3 = S4FA.

Эквивалентна нагрузка подсчитывается по формулам:

– при Fa / (V × Fr) £ e,

P = V × Fr × Kд × Kt; (2.1)

– при Fa / (V × Fr) > e,

P = (X × V × Fr + Y × Fa) × Kд × Kt

с подстановкой X = 0,4 и Y, выбранного из каталога.

Далее определяется ресурс подшипника Lh (см. п. 2.1) и проверяется условие Lh ³ Lhe.

2.2.2. Радиально-упорные шариковые подшипники
(тип 6000)

 

Алгоритм определения осевых сил аналогичен приведенному в п. 2.2.1, однако значение параметра осевого нагружения e зависит от отношения радиальной нагрузки к осевой Fa / (V × Fr) нелинейно и значение e определяется по табл. П3.3, П3.4 или 16.5 [2], по которой можно в зависимости от соотношения Fa / (V × Fr) ³ e или в противном случае выбрать коэффициенты X и Y и найти эквивалентную нагрузку по формулам (2.1).


3. Третий этап курсового проекта.
Конструирование основных
соединений, разработка эскиза
компоновки и определение
основных размеров корпусных
деталей