Допускаемые напряжения изгиба

 

Допускаемые напряжения изгиба определяются для шестерни [sF]1 и колеса [sF]2 отдельно по формуле (индексы опущены):

,

где sF0 – предел изгибной выносливости, определяемый по табл. 1.11; SF – коэффициент безопасности, приведенный в табл. 1.11; YА – коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки. В нашем случае, YА = 1; YN – коэффициент, учитывающий срок службы передачи и переменность режима нагружения, рассчитываемый по формуле:

, (1 £ YN < 2,5),

где NF0 – базовое число циклов. Для всех сталей NF0 = 4×106;
NFE – эквивалентное число циклов:

NFE = NF × mF = 60 × nw × n × Lh × mF ,

где nw – число зацеплений, в которое входит шестерня или колесо за один оборот, в нашем случае nw = 1;

n – соответствующая частота вращения, мин-1.

YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной кривой. YR = 1 при шероховатости RZ £ 40 мкм.

mF – показатель степени выбирается по табл. 1.3 в зависимости от категории режима

 


1.8.4. Контактные напряжения в зацеплении
цилиндрической передачи

Контактное напряжение в зацеплении определяется по формуле, используемой для прямозубой и косозубой передачи

, МПа

Для прямозубой передачи принимают ZHb = 1, подставляя следующие значения параметров:

Eпр – приведенный модуль упругости. Для стальных колес и шестерен Епр = 0,215×106 МПа;

Т1 – момент на шестерни передачи, Н×м. Для тихоходной передачи – Т1(Т), для быстроходной – Т1(Б);

dw1 – начальный диаметр шестерни, мм;

bw – ширина зубчатого венца колеса, мм;

aw – угол зацепления, определяемый по п. 1.3.6;

u – передаточное число передачи, u = z2 / z1 .

При расчете косозубой передачи коэффициент ZHb определяется по формуле:

,

где KHa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависящий от степени точности (в нашем случае 8 или 7) и окружной скорости (см. п. 1.6) и определяемый по табл. П2.2; ea – коэффициент торцевого перекрытия (см. пп. 1.3.6, 1.3.7); b – угол наклона зубьев на делительном диаметре.

Уточнить значение KHa можно по рекомендациям:

– для прямозубых передач

KHa = 1 + 0,06∙(nст – 5) £ 1,25;

– для косозубых передач

KHa = 1 + С∙(nст – 5) £ 1,6,

где nст – степень точности;

С = 0,15 при твердости поверхностей зубьев Н1 и Н2 более 350НВ, и С = 0,25 при твердости поверхностей зубьев Н1 и Н2 менее 350НВ.

Заметим, что при расчетах на изгиб принимаются те же значения, т.е. KFa = KHa.

Коэффициент нагрузки KH представляется в виде

KH = KHa × KHb × KHV ,

где KHb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, находится по графикам на рис. П2.1, в зависимости от схемы редуктора, от параметра ybd = bw / dw1 и от сочетания твердости зубьев шестерни и колеса; KHV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, зависящий от вида передачи, степени точности и окружной скорости V и назначаемый по табл. П2.1.

 

1.8.5. Напряжения изгиба в зубьях цилиндрических
шестерни и колеса

 

Напряжения изгиба в основании зубьев прямозубых шестерни sF1 и колесе sF2 определяют по формулам:

sF1 = YFS1 × Ft × KF / (bw × m), МПа;

sF2 = sF1 × YFS2 / YFS1, МПа,

где YFS1 и YFS2 – коэффициенты, учитывающие форму зубьев, соответственно, шестерни и колеса, назначаемые по графику рис. П2.2 в зависимости от числа зубьев z(zv) и коэффициента смещения X; Ft – окружная сила в зацеплении, Н (см. п. 1.7.2); bw – ширина зубчатого венца, мм; m – модуль зацепления, мм.

Напряжения в основании зубьев косозубых колес определяются по формулам:

– для шестерни:

sF1 = YFS1 × ZFb × Ft × KF / (bw × m), МПа,

где ZFb – коэффициент, вычисляемый по формуле

ZFb = KFa × Yb / ea

KFa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (см. табл. П2.2);

Yb – учитывает работу зуба как пластины (а не балки) и определяется равенством

Yb = 1 – b° / 140°;

– для колеса:

sF2 = sF1 × YF2 / YF1, МПа.

Значения YF1 и YF2 назначают по графику рис. П2.2 в зависимости от условных чисел зубьев шестерни zV1 = z1 / cos3b и колеса
zV2 = z2 / cos3b.