БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ЦБ И КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

Кредитная система отдельной страны в настоящее время вклю­чает: центральный банк страны, коммерческие банки и специали­зированные кредитно-финансовые институты. Национальная кре­дитная система может быть двухуровневой, когда деятельность коммерческих банков и финансовых институтов непосредствен­но регулируется центральным банком страны, и трехуровневой, как, например, федеральная резервная система США. В нее входят: Совет управляющих Федеральной резервной системой (ФРС), 12 Федеральных резервных банков и банки-члены ФРС. Аналогич­но Федеральной резервной системе США, Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) также является трехуровневой. ЕСЦБ включает Европейский центральный банк (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне и национальные центральные банки стран - членов валютного союза, управляющие национальными коммерческими банками и кредитно-финансовыми институтами.

Остановимся подробнее на некоторых принципах организации ФРС США. Созданная в 1913г., Федеральная резервная систе­ма США значительно децентрализована. Она включает 12 окру­гов, выделенных по географическому признаку. В каждом округе располагается свой Федеральный резервный банк, осуществля­ющий эмиссию банкнот и регламентацию деятельности коммер­ческих банков и финансовых институтов округа. Являясь акцио­нерами Федерального резервного банка данного округа, банки — члены ФРС округа выбирают шестерых из девяти директоров.

Федерального резервного банка. Оставшихся трех директоров назначает Совет управляющих ФРС. Речь идет о председателе и заместителе председателя совета директоров Федерального резервного банка округа.

Расположенный в Вашингтоне Совет управляющих ФРС состо­ит из семи постоянных членов, назначаемых непосредственно Президентом США с одобрения Сената США. Федеральные резервные банки подотчетны Совету управляющих ФРС, который в свою очередь подотчетен Конгрессу США и независим от ис­полнительной власти.

Основные задачи ЕСЦБ заключаются в том, чтобы: а) определять и проводить в жизнь валютную политику Сообщества; б) осуще­ствлять международные валютные операции; в) хранить и управ­лять официальными резервами иностранной валюты государств — членов валютного союза; г) содействовать бесперебойному функционированию системы платежей. Устав ЕСЦБ может кор­ректироваться Европейским Советом с согласия Европейского парламента.

ЕСЦБ управляется принимающими решение органами ЕЦБ, а именно Советом управляющих и Дирекцией. Совет управляю­щих ЕЦБ состоит из членов Дирекции ЕЦБ и Управляющих на­циональными центральными банками. В состав Дирекции ЕЦБ входят председатель, заместитель председателя и четыре члена Дирекции. Они назначаются сроком на восемь лет с общего со­гласия правительств государств-членов по рекомендации Евро­пейского Совета после консультаций с Европейским парламен­том и Советом управляющих ЕЦБ.

ЕЦБ является самостоятельным юридическим лицом, пользующимся в каждом из государств — члене валютного союза наиболее ши­рокой право- и дееспособностью в соответствии с национальны­ми законами для юридических лиц. С санкции Совета управля­ющих ЕЦБ национальные центральные банки и ЕЦБ могут выпус­кать в пределах Сообщества банкноты, которые будут иметь статус законного платежного средства Сообщества.

ЕЦБ устанавливает общие принципы функционирования откры­того рынка ценных бумаг и осуществления кредитных операций. Основным видом операций с государственными бумагами стран - участниц валютного союза становятся сделки РЕПО. Речь идет о покупке ЕЦБ правительственных бумагу коммерческих банков с обязательством их последующей продажи. РЕПО могут быть как «ночные», так и срочные — 30 и более дней. ЕЦБ запреще­но прямое кредитование национальных государственных орга­нов и официальных органов Сообщества. Совет управляющих ЕЦБ может устанавливать правила расчета минимальных резер­вов национальных кредитных институтов и принимать решения об использовании наиболее подходящих методов валютного контроля.

Разработаны специальные правила подписки на капитал ЕЦБ: а) доля каждой страны - участницы валютного союза в капитале ЕЦБ определяется как сумма двух показателей - 50% доли стра­ны в численности населении Сообщества плюс 50% доли стра­ны в ВНП Сообщества в рыночных ценах, зафиксированных за пять лет; б) пропорционально рассчитанной доле устанавливаются взносы каждого национального центрального банка в уставной капитал ЕЦБ; в) по требованию национальных центральных бан­ков они кредитуются ЕЦБ пропорционально своему взносу.

Перечислим основные функции Центрального банка

Главной задачей, стоящей перед центральным банком любой страны, является обеспечение стабильности национальной валюты, укрепление ее позиций на внутреннем и внешнем рынках. Дос­тижение поставленной цели возможно при наделении централь­ного банка определенными полномочиями, позволяющими ему проводить самостоятельную, независимую денежно-кредитную политику.

Основные функции центрального банка в кредитно-денежной сфере следующие:

Центральный банк страны обладает монопольным правом эмис­сии банкнот и хранения государственных золото-валютных резер­вов и резервов других кредитных институтов.

Центральный банк выступает в качестве «банка банков», то есть кредитует финансовые институты и коммерческие банки из резер­вных фондов под учетную ставку процента. Величина учетной ставки процента и нормы обязательного резервирования вкла­дов в кредитных институтах регулируется центральным банком.

Центральный банк является финансовым агентом правительства. Он осуществляет кассовое обслуживание государственного бюд­жета. Иногда эту функцию выполняют уполномоченные коммер­ческие банки или специально организуемое казначейство. В за­дачу центрального банка входит выпуск и погашение государ­ственных ценных бумаг.

Центральный банк формирует и проводит денежно-кредитную политику, соизмеряя рост денежной массы с ростом ВНП ирегу­лируя размеры инфляции. Осуществляемые центральным банком от имени правительства операции на открытой фондовой и ва­лютной биржах означают реализацию государственной денеж­но-кредитной политики.

Центральный банк проводит расчетные операции и надзирает за всей банковской системой через выдачу и отзыв лицензий на различные виды банковской деятельности, через выдачу и отзыв разрешений на открытие филиалов.

Центральный банк может выступать в качестве продавца или покупателя на внешнем рынке. Он координирует зарубежную деятельность национальных коммерческих банков и деятельность иностранных банков на территории своей стран.

Рассмотрим такие структурные элементы национальной кредит­ной системы как коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Распределение функций между ними зависит от выбора модели построения банковской систе­мы. Различают германскую (континентальную) и американскую (англо-саксонскую) модели. В первой модели в деятельности от­дельного банка объединяются как коммерческие, так и инвести­ционные функции, хотя могут существовать и специализированные финансовые учреждения. Принцип универсальности банковской деятельности характерен для Франции, Италии, скандинавских стран, в том числе и для России. Вторая модель возникла в Аме­рике, когда под впечатлением банковской паники периода «вели­кой депрессии» коммерческие банки и инвестиционные компании были разведены по функциональному назначению. Эту модель восприняли Великобритания, Швейцария, Япония.

Коммерческий банк обязан совершать для клиента (владельца счета) операции по зачислению и выдаче средств, предусмотрен­ные законом и банковскими правилами для счетов данного вида. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные сред­ства для выдачи ссуд, гарантируя право клиента беспрепятствен­но распоряжаться своими средствами. Проведение других финан­совых операций возможно с разрешения центрального банка, то есть при наличии лицензии.

Среди специализированных кредитно-финансовых институтов близкие к коммерческим банкам функции выполняют ссудо-сбе­регательные ассоциации и кредитные союзы. Первоначально они возникали на основе взаимной собственности, принадлежавшей самим вкладчикам (в форме партнерств, товариществ). В дальней­шем многие ссудо-сберегательные ассоциации перешли на ак­ционерную форму собственности. Аккумулируя вклады семейных хозяйств и производя по ним расчетные операции наподобие коммерческих банков, ассоциации и кредитные союзы в то же время специализируются на выдаче потребительских ссуд и ссуд на покупку жилья под залог недвижимости. Такая форма кредит­ных институтов получила широкое распространение, например, в США. В Англии сходную специализацию имеют строительные общества, в Германии и Франции — ипотечные банки.

Многие кредитно-финансовые институты, оказывая определенные специфические финансовые услуги, являются одновременно кол­лективными инвесторами. Речь идет о негосударственных (частных) пенсионных фондах, страховых компаниях, а также о собственно инвестиционных фондах и инвестиционных банках. Страховые компании и частные пенсионные фонды представляют собой сбе­регательные учреждения контрактного типа. Обязательства этих компаний и их вкладчиков (клиентов) регулируются условиями до­говора (контракта), который каждый владелец сбережений заклю­чает с соответствующей компанией.

Разрыв во времени между заключением договора и сроком на­ступления выплат по нему при страховании жизни или пенсион­ном страховании способствует аккумуляции значительных средств для инвестирования на длительный срок. Размещая свои активы, страховые компании в большей степени ориентируются на при­обретение облигаций частных фирм, а негосударственные пенси­онные фонды — на приобретение акций частных фирм в перспек­тивных отраслях экономики. Одновременно они вкладывают свои средства в недвижимость и государственные ценные бумаги.

Страховые компании привлекают средства путем продажи стра­ховых полисов и получения регулярных взносов полисодержате­лей. Ресурсы негосударственных пенсионных фондов формиру­ются за счет регулярных взносов их участников — юридических лиц (отдельных фирм) и физических лиц (отдельных граждан). Ком­мерческая деятельность упомянутых кредитно-финансовых инсти­тутов позволяет им, кроме того, получать дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности (недвижимости), проценты по вкладам.

Страховые компании могут быть организованы в форме взаим­ных компаний — на паях, а также в виде акционерных обществ. Негосударственные пенсионные фонды, регистрируемые как не­коммерческие организации, преследующие социальные, обще­ственно полезные цели, обычно передают свои активы в довери­тельное управление за вознаграждение страховым компаниям, банкам и промышленным фирмам, имеющим лицензию централь­ного банка.

Инвестиционные фонды представляют собой паевые фонды или акционерные компании, проводящие операции с ценными бума­гами. Чистые доходы инвестиционных фондов образуются как разность между их доходами от операций с ценными бумагами и дивидендами, которые они выплачивают по собственным акци­ям. Привлекательность акций инвестиционного фонда зависит от того, насколько рационально формируется его портфель ценных бумаг с точки зрения доходности и снижения риска вложений. Повышение доходности инвестиционных фондов достигается че­рез диверсификацию (разнообразие) портфеля ценных бумаг и квалифицированное управление активами, осуществляемое по доверенности профессионалами фондового рынка — дилерски­ми конторами и инвестиционными банками.

Прерогативой инвестиционных банков является эмиссионно-учредительская деятельность по выпуску и первичному размещению ценных бумаг промышленных, строительных, торговых и других фирм. Инвестиционные банки могут выступать учредителями воз­никающих корпораций или гарантами размещения новых эмис­сий ценных бумаг уже существующих компаний. По поручению клиента инвестиционные банки могут осуществлять доверитель­ное управление или заниматься перепродажей ценных бумаг.

Широкая специализация в кредитно-финансовой сфере не уст­раняет тенденции к универсализации банковской деятельности. Даже в тех странах, которые следуют американской модели по­строения банковской системы, и в самих США функционируют банковские холдинги и банковские консорциумы, объединяющие различные по специализации банки и кредитные учреждения.

Банковские холдинги через систему участия в акционерной соб­ственности контролируют обычно коммерческие и инвестицион­ные банки, брокерские и ипотечные компании. В систему бан­ковского холдинга могут входить также страховые компании и не­государственные пенсионные фонды. Некоторые банковские холдинги контролируют небольшие промышленные фирмы и предприятия сферы услуг. Диверсификация деятельности способ­ствует снижению финансовых рисков.

Банковские консорциумы или соглашения между частными бан­ками организуются для финансирования крупномасштабных проектов, рассчитанных на длительный период времени. Банков­ские консорциумы обычно состоят из инвестиционных банков, осуществляющие эмиссию ценных бумаг, коммерческих банков и дилерских компаний, берущих на себя подписку на основную часть выпускаемых обязательств. Состав членов консорциума может меняться. Банковские консорциумы позволяют снижать риск долгосрочного финансирования, они организуются как на национальном, так и на международном уровне.

8.2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом.

Конечные цели:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Инструменты:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В пере­ходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений, экономической политики в целом, наряду с фискальной, ва­лютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежу­точные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных ин­струментов.

Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, пере­ходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Централь­ного банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением де­нежной власти к достижению конечной цели, тогда как она реально в состоя­нии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные ве­личины.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую ком­мерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Централь­ном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязатель­ных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они раз­личаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от разме­ров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). В совре­менных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию стра­хования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения по­требности в ликвидных средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, ко­торый они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резер­вов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банка­ми для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денеж­ный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздейст­вие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздейст­вия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является из­менение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К то­му же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учет­ной ставки действует в обратном направлении.

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определен­ными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резер­вов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тя­желого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попа­дая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипли­кативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, состав­ляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Измене­ние учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как инди­катор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками част­ных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сиг­нализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки ком­мерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Цен­тральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих стра­нах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого бан­ка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специаль­ном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги по­вышенной мощности" и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в кото­рой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на откры­том рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе. В этом случае банк, напри­мер, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распро­странены и в деятельности коммерческих банков и фирм.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на гра­фике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соот­ветствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показа­теля денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения про­центной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Рис. 8.1. Относительно жесткая Рис. 8.2. Относительно гибкая

денежная политика денежная политика

Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика под­держания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных перемен­ных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, пред­почтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной не­посредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изме­нение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 8.2), либо на ставке процента (рис. 8.1).

Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фикси­ровать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относи­тельно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден бу­дет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку про­цента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).

8.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕНЕЖНОЙ, БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ И ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный банк ставит це­лью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или со­кращение валютных резервов (покупка или продажа иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике. Исключение составляет лишь ситуа­ция, когда Центральный банк проводит стерилизацию притока или оттока ва­лютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы вследствие валютных операций изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инст­рументов денежной политики.

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, коорди­нации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стиму­лирует экономику значительным расширением государственных расходов, ре­зультат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный банк одновременно проводит политику поддержания процент­ной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя ин­фляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облига­ций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора — они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультип­ликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумева­ется обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длитель­ного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Цен­тральный банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансиро­вания дефицита. Такое предположение не лишено оснований и зачастую под­тверждается практикой в переходных экономиках со слабым фондовым рын­ком, ограниченностью сбережений частного сектора, которые могли бы быть предоставлены государству в обмен на его долговые обязательства, низкой сте­пенью независимости Центрального банка от исполнительной власти.

ЗАДАЧИ И ТЕСТЫ

Задачи и решения

1. Каким образом повышение процентной ставки может по­влиять на норму резервирования депозитов и соотношение наличность—депозиты? Если принять во внимание этот эф­фект, как будет выглядеть в этом случае кривая предложения денег?