СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
Стабильность развития национальной экономики тесно связана с совокупным спросом и совокупным предложением, с их взаимодействием. Спрос выступает в виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Предложение, как правило, соответствует объему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.
Спрос на товары в экономике предъявляется четырьмя секторами: домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, фирмы — на инвестиционные товары. Источником спроса являются также государство и зарубежные страны.
AD = C + I + G +Xn
Совокупный спрос представляет собой модель, показывающую реальный объем национального производства (ВНП), который домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранцы готовы купить при любом возможном уровне цен.
Между уровнем цен и объемом покупаемого реального ВНП (Y) существует обратная зависимость, что можно представить графически (рис. 3.1).
Зависимость совокупного спроса от динамики общего уровня цен можно получить из уравнения количественной теории денег:
MV = PY,
отсюда
а ,
где Р — общий уровень цен в экономике, в данном случае дефлятор ВНП;
Y— реальный объем выпуска (реальный ВНП), на который предъявлен спрос;
М — количество денег в экономике;
V - скорость обращения денег.
Рис. 3.1. Кривая совокупного спроса (AD)
Совокупный спрос определяется следующими факторами.
Первый фактор — чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств — (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег (М) и скорости их обращения (V), а следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Поэтому кривая AD имеет нисходящий характер. Отрицательный наклон кривой AD объясняется еще двумя факторами: эффектом богатства и эффектом импортных закупок.
Второй фактор — эффект богатства. При более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательная способность накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится. Население реально станет беднее, поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы.
Третий фактор — эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары и услуги выше цен на импортные товары и услуги, то совокупный спрос на отечественные товары снижается.
Все три фактора приводят к изменению величины спроса на национальный продукт. Допустим, первоначально совокупный спрос находился в точке А, ей соответствовали уровень цен — P0, объем выпуска — Y0. Повышение уровня цен до Р1 привело к сокращению выпуска, который будет куплен, до Y1; а понижение уровня цен до Р2 — к увеличению реального совокупного выпуска – Y2.
Действие неценовых факторов на совокупный спрос проявляется в изменении совокупного спроса, что отражается сдвигом кривой AD вправо или влево в положение AD1 (увеличение спроса) или в положение AD2 (уменьшение спроса).
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все то, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт. Данные факторы представлены в табл.3.1.
Таблица 3.1.