СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Стабильность развития национальной экономики тесно связана с совокупным спросом и совокупным предложением, с их взаимодействием. Спрос выступает в виде совокупного пла­тежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Предложение, как правило, соответствует объему годового про­изводства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.

Спрос на товары в экономике предъявляется четырьмя сек­торами: домашние хозяйства предъявляют спрос на потреби­тельские товары и услуги, фирмы — на инвестиционные товары. Источником спроса являются также государство и зарубежные страны.

AD = C + I + G +Xn

Совокупный спрос представляет собой модель, показываю­щую реальный объем национального производства (ВНП), кото­рый домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранцы готовы купить при любом возможном уровне цен.

Между уровнем цен и объемом покупаемого реального ВНП (Y) существует обратная зависимость, что можно предста­вить графически (рис. 3.1).

Зависимость совокупного спроса от динамики общего уровня цен можно получить из уравнения количественной тео­рии денег:

MV = PY,

отсюда

а ,

где Р — общий уровень цен в экономике, в данном случае дефлятор ВНП;

Y— реальный объем выпуска (реальный ВНП), на который предъявлен спрос;

М — количество денег в экономике;

V - скорость обращения денег.

Рис. 3.1. Кривая совокупного спроса (AD)

Совокупный спрос определяется следующими факторами.

Первый фактор — чем выше уровень цен, тем меньше ре­альные запасы денежных средств — (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег (М) и скорости их обращения (V), а следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Поэтому кривая AD имеет нисходящий характер. Отрицательный наклон кривой AD объяс­няется еще двумя факторами: эффектом богатства и эффектом импортных закупок.

Второй фактор — эффект богатства. При более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательная способность накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится. Население реально станет беднее, поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы.

Третий фактор — эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары и услуги выше цен на импортные товары и услуги, то совокупный спрос на отечественные товары снижается.

Все три фактора приводят к изменению величины спроса на национальный продукт. Допустим, первоначально совокупный спрос находился в точке А, ей соответствовали уровень цен — P0, объем выпуска — Y0. Повышение уровня цен до Р1 привело к сокращению выпуска, который будет куплен, до Y1; а понижение уровня цен до Р2 — к увеличению реального совокупного выпуска – Y2.

Действие неценовых факторов на совокупный спрос прояв­ляется в изменении совокупного спроса, что отражается сдвигом кривой AD вправо или влево в положение AD1 (уве­личение спроса) или в положение AD2 (уменьшение спроса).

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все то, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государст­венные расходы, чистый экспорт. Данные факторы представле­ны в табл.3.1.

 

 

Таблица 3.1.