От сословно-представительной монархии к самодержавию (XVII в.)

Территория и населениеВ XVII в. продолжалось расширение терри- тории России за счет включения новых земель Сибири, Южного При- уралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля.


 

 

Территория страны делилась на уезды, число которых достигло 250. По-прежнему уезды разбивались на станы и волости. Центром ста- нов было село. На землях, которые включались в состав России недавно, административная система сохранялась прежней.

Численность населения составила в конце XVII в. 10,5 млн человек.

Социальная структураXVII в. характеризовался консолидацией основных классов в классы-сословия. Сословие — социальная группа населения, обладающая закрепленными в обычае или зако- не и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и при- вилегий. В XVIIв. был принят царский указ, в соответствии с которым поместья могли преобразовываться в вотчины. В результате изменялась структура феодального землевладения. Шел процесс постепенного сближения правового статуса поместий и статуса вотчины.

Консолидация класса эксплуатируемых проходила противоречиво, но в соответствии с основными четырьмя группами крестьяновла- дельцев: феодальное государство, церковь и ее организации, правящая династия как вотчинник, отдельные феодалы. Крестьяне подразделя- лись исходя из этого на государственных крестьян, экономических, дворцовых и помещичьих.

Прослеживается тенденция к замкнутости сословий — удельный вес податного населения в конце XVII в. увеличился до 91,3%.

Происходит консолидация городского населения; в XVII в. ут- вердилось его название — посадские люди. В это время сложилась иерархия городского населения: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежом государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).

Гости, помимо торговых операций, осуществляли финансовую службу: заведовали таможнями, распределяли статьи доходов и расхо- дов, занимали должности голов и дьяков в присутственных местах, взимали пошлины с иностранных купцов, торговали государствен- ными товарами. Повышение роли купечества было связано с разви- тием в стране товарно-денежных отношений, началом формирова- ния всероссийского рынка. Государство поддерживало торговых людей. В XVII в. в России множественность торговых пошлин за- менили единой рублевой пошлиной; в целях защиты русских купцов от конкуренции иноземных был принят Новоторговый устав.

«Черные» посадские люди проживали на земле, являвшейся го- сударственной собственностью. На них возлагалось тягло в пользу государства. Свои земельные участки, на которых они проживали, они могли продавать только другим «чернотяглым» людям.

В XVIIв. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, по существу окончательно оформляется общегосудар-


 

 

ственная система крепостного права. Завершающий этап закрепоще- ния крестьян в России наступил в 1649 г., когда Соборное Уложение окончательно отменило Юрьев день, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями. Зависимость част- новладельческих крестьян от феодалов и государства усилилась. Зем- левладельцам предоставлялись широкие крепостнические права. Так, этим законодательным документом устанавливались наследствен- ность крепостного состояния, а также право землевладельца распо- ряжаться имуществом крепостного крестьянина. В то же время цар- ское правительство возложило на землевладельцев ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

Государственное управлениеОбщая тенденция развития государ- ственной системы России во второй половине XVII в. — переход от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии — к абсолютной.

Абсолютизм — это форма государственного правления, при ко- торой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. При абсолютизме феодальное государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветв- ленный аппарат, постоянная армия и полиция, деятельность орга- нов сословного представительства, как правило, прекращается.

Боярская думаБольшую роль в управлении государством играла в начале столетия Боярская дума. Считалось, что царь на Руси пра- вит страной вместе с Думой. В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин — боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих домов Древней Руси, а также старых московских боярских родов. Окольничими были князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наиболее древних и знатных фамилий1. Чин думных дворян получали дворяне, выбившиеся «в лю- ди» благодаря личным заслугам, долгой и верной службе государю: здесь не было ни одного князя. Исключение представлял Кузьма Ми- нин — нижегородский торговец, представитель «третьего сословия», получивший чин думного боярина за спасение Отечества в годину иноземного разорения. В целом думными дворянами стали в XVII в. представители 85 фамилий мелкого российского дворянства.

Думные дьяки выслужились из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. Они, как правило, были дельцами-бюрократами и играли большую роль в делах управления. В их функции входило доклады- вание дела в Думе и формирование ее решения.

Численный состав Боярской думы менялся. В конце 70-х гг. XVII в. в ней было 97 членов, из них 42 боярина, 27 окольничих,

 

1 Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989. С. 92.


 

 

19 думных дворян и 9 думных дьяков1. Таким образом, аристокра- тический характер Думы сохранялся, хотя в Думу все больше про- никало дворян и дьяков.

На заседаниях Думы обсуждались по указанию царя наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопро- сы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распорядительным и контролирующим органом.

Председателем Думы был царь, в его отсутствие — знатный боярин по поручению царя. В случае, когда царя не было, решение Думы при- знавалось проектом и требовалось его окончательное утверждение госу- дарем. Особое внимание в Думе уделялось дипломатическим и воен- ным вопросам. Дума контролировала дипломатическую переписку. Для переговоров с иностранными послами Дума создавала времен- ные «ответные» комиссии, а потом заслушивала отчеты о ходе этих переговоров. Обязанности секретаря Думы по внешним связям ис- полнял дьяк, возглавлявший Посольский приказ.

XVIIв. был периодом существенного роста роли Боярской ду- мы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена и шла борьба за русский престол. Особенно повысилось значение Думы, когда в 1606—1610 гг. на престоле был Василий Шуйский (1552—1612). Он подчинился требованиям бояр и принял от них крестоцеловальную грамоту, что означало небывалое огра- ничение боярами власти царя. После его низложения на Руси даже был период, когда вся полнота власти временно перешла к Бояр- ской думе. Она состояла тогда из семи влиятельных бояр, поэтому ее правление в период междуцарствия получило в истории название семибоярщины. В эти годы Русь была на грани утраты своей государ- ственности, т.е. государственной самостоятельности.

В середине XVIIв. роль Боярской думы постепенно снижается, что было одним из признаков движения России к абсолютной монар- хии. Наряду с ней при царе существовала так называемая Ближняя или Тайная дума — узкий круг особо доверенных лиц, советников верховного правителя. Для управления текущими делами в случае отъезда царя из столицы Боярская дума создавала временные ко- миссии; более важные дела посылались «в поход» царю. При Бояр- ской думе с 1681 по 1694 гг. существовала Расправит палата, в ко- торую входило 11 и более членов. Это был особый судебный отдел для рассмотрения спорных гражданских дел.

Земские соборы В XVIIв. Земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась — возросло представительство дворян и посадских людей. В течение

 

Буганов В.И. Указ соч. С. 93.


 

 

XVII в. динамика значимости Земских соборов была неравномер- ной. Так, в начале столетия из-за социальных потрясений, ино- странных вторжений, ослабления государственной власти роль Зем- ских соборов сильно возросла.

Особая роль выпала на долю Земского совета (или Совета всей земли), созданного в период второго ополчения в 1612 г. В него вхо- дили представители боярства и духовенства, священного чина и по- садских людей. Этот Совет учредил в Ярославле временные приказы (Поместный, Разрядный, Восточный, Монастырский и др.) и де- нежный двор. Из этого перечня видно, что руководство народной армии, помимо ратных дел, решало многие другие вопросы — ди- пломатические, финансовые, церковные, земельные. По существу он превратился в верховный орган власти (и законодательной, и испол- нительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это было время, когда соборы играли наиболее важную и прогрес- сивную роль в общественно-политической жизни России. Например, приговор, вынесенный Земским собором 30 июня 1611 г. в «безгосу- дарное время», признается актом общеисторической значимости.

Исключительно важное значение имел Земский собор 1613 г., созванный с целью восстановления государственной власти в Рос- сии — избрания на русский престол нового царя. Для его созыва по стране были разосланы грамоты.

По своему составу этот Собор был самым представительным за всю историю Земских соборов России. В нем участвовало примерно 700—800 человек. Это был единственный Собор, на котором при- сутствовали, помимо высших сословий, представители стрельцов, казаков, дворцовых и черносошных крестьян. По оценке В.О. Клю- чевского, этот Собор можно признать первым достоверным опытом действительного представительства.

Как известно, царем был избран шестнадцатилетний Михаил Романов(1613—1645).

Новая царская династия Романовых утвердилась на русском престоле с 1613 г., ее представители правили страной 300 лет. За царями Романовыми утвердился пышный титул: «Божией милостью Великий государь, царь и Великий князь, Всея России самодер- жец», где, как видим, главенствует идея о божественном происхож- дении власти. В XVII в. сложилась концепция богоизбранности Ро- мановых; ее автором был келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын (7—1626). Его перу принадлежит «Сказание Ав- раама Палицына» — свод исторических повестей публицистического характера, содержащих ценные сведения по истории России XVII в.

После изгнания интервентов в первые годы правления Михаила Федоровича страна переживала разруху, испытывала огромные фи- нансовые трудности. И царь нуждался в поддержке со стороны раз- личных слоев населения, особенно торговых людей, владеющих де- нежными средствами. В этот период Земские соборы заседали почти


 

 

непрерывно. Они превратились в органы распорядительной власти, где решающую роль играли представители дворянства и посадских людей, и первое время по-своему выражали волю «всей земли». Од- нако после возвращения из польского плена в Москву в 1619 г. ми- трополита Филарета (1554/55—1633), отца царя Михаила Романо- ва, и образования постоянного правительства роль Земских соборов и соборных депутатов понизилась, они стали собираться реже. Если в период 1613—1622 гг. Соборы действовали почти непрерывно, то с 1622 по 1632 гг. они не собирались, хотя, может быть, найдутся источники, архивные документы, свидетельствующие об обратном. В период 1632—1653 гг. Земские соборы собирались редко, но во- просы, которые они рассматривали, были очень важными: Собор- ное Уложение 1649 г., восстание в Пскове, русско-польские, русско- крымские отношения, воссоединение Украины с Россией, вопрос об Азове. Земские соборы этого периода характеризуются активным вы- ступлением сословных групп, предъявляющих требования правитель- ству. После 1653 г. деятельность соборов затухает, и только в 1683— 1684 гг. отмечается небольшой взлет, оказавшийся кануном их падения. Эта тенденция выражала перерастание сословно-представительной мо- нархии в абсолютную.

ПриказыXVII в. занимает в развитии аппарата государственного управления в России особое место. В этот период в России развива- лись товарно-денежные отношения, зарождались буржуазные связи, возникали мануфактуры, обострилась классовая борьба и расшири- лись задачи, стоящие перед феодальным государством. Именно в этом столетии вместо немногочисленной и в определенной мере случай- ной по составу группы лиц к работе в государственных учреждени- ях России приходит особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей. Приказные люди — специ- альная, сформировавшаяся в XVII в. в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государст- венных учреждениях в центре и на местах1.

Государственное учреждение имеет такой определяющий при- знак, как подчинение центральной власти, наличие постоянного штата и бюджета.

Процесс консолидации верхушки служилого сословия в класс дворянства, охватывающий XV—XVII вв., нашел отражение в изме- нении формы государственного правления, в постепенном перерас- тании сословно-представительной монархии в абсолютную. Выше было показано, как шла эволюция таких институтов верховного правления, как Боярская дума и Земские соборы, как уменьшалась их роль и укреплялась власть царя. Показатель укрепления самодержа- вия — также происходившая бюрократизация исполнительных орга-

 

1 Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формирова- нии абсолютизма. М., 1987.


 

 

нов в центре и на местах. Это проявилось в складывании и разраста- нии их штатов, без чего невозможно осуществление самодержавного правления. Эта корпорация в XVII в. только формировалась и была беспрекословным проводником решений верховной власти.

Историки считают, что первая половина XVII в. — время рас- цвета сословно-представительной монархии в России. Этому этапу соответствует и расцвет приказной системы и постепенного внедре- ния ее во все отрасли управления. Сложилась эта система, как было показано, в XVI в., а в XVII в. она все более проникала в сферу ме- стного управления. Этот процесс сопровождал расцвет деятельности Земских соборов и усиление Боярской думы. Когда в 10—20-е гг. XVII в. восстанавливалась система государственного управления, разрушенная бурными событиями Смутного времени, начали функ- ционировать примерно 20 прежних центральных учреждений. Необ- ходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности приказов. Поэтому были оформлены четвертные приказы, создан ряд новых постоян- ных и временных центральных учреждений по сбору налогов (при- каз Большой казны).

Выдвижение в ходе борьбы с польской интервенцией таких со- циальных групп, как дворянство и казачество, предопределили воз- рождение Поместного приказа, ведавшего массовой раздачей земель, и Казачьего приказа.

Новым для приказной системы было формирование Патриар- шего управления в связи с возрастанием роли в управлении государст- вом патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (го- сударственные приказы, дворцовые, патриаршие), тогда как в XVI в. деление было двухчастным.

Особенностью приказов первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформля- лись законодательным актом о создании, с определением их функ- ций, штата, бюджета и назначением главы. Отличались они от по- стоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, быстротой и оперативностью работы.

За XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглавляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т.е. служба дьяков одновре- менно в двух приказах. Боярин Б.И. Морозов, например, был одно- временно судьей в пяти приказах.

Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22—27 человек. Особую группу пред- ставляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 человека), Большого дворца (73 человека), Казанского дворца (46 человек), Разрядный (45 человек).


 

 

В 1637 г. в системе приказов появился новый территориальный приказ — Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями.

Приказы издавали разнообразные документы: жалованные гра- моты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должно- стным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов — уставных грамот.

Во второй половине XVII в. в социально-экономической жизни России происходят существенные изменения: окончательно оформи- лось крепостное право, в то же время развиваются буржуазные связи, формируется всероссийский рынок, углубляется социальное расслое- ние деревни, происходят городские восстания, вспышки национального движения в Поволжье и Сибири, мощная крестьянская война Степана Разина. Одновременно удается вернуть основную часть утраченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Сибирь, оборонитель- ная линия продвигается на юг, юго-восток, юго-запад — осваиваются новые плодородные земли, создаются новые города.

Все эти процессы не могли не сказаться на надстроечных институ- тах. В этот период сословно-представительная монархия изживает себя, так как больше не соответствует задачам, стоящим перед государством.

После принятия Соборного Уложения 1649 г., удовлетворившего основные требования дворянства и верхушки посада, их политиче- ская активность ослабела. Дворянство было больше всего заинтере- совано в подавлении сопротивления закрепощенных крестьян. Но так как старый государственный аппарат не справлялся с этими задачами, то потребовалось изменить формы правления путем уси- ления абсолютистских начал и перестройки армии.

Эти изменения коснулись всех ступеней системы государствен- ных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управ- ления, падает значение соборов — сужается поле их деятельности. Уменьшается значение Боярской думы — в конце века она превра- щается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Как отмечалось, в 1681—1694 гг. выделилась специальная Расправная палата, что было признаком бюрократизации Думы. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее неродовитой части — дум- ных дьяков (от 2—3 до 11—12 человек).

Происходят существенные изменения в приказах как централь- ных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы для управления освобожденными русскими землями и присоединенной частью Украины {Литовской и Малороссийской), а также два приказа, связанных с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рей- тарский, созданный для организации управления войсками нового строя, постепенно сменявшими дворянское ополчение.

Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось вос- становить только к началу 30-х годов столетия. С 1630 г. в России


 

началось создание полков регулярного строя — солдатских, рейтар- ских, драгунских. Через 20 лет после этого стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы сни- жалась. Если в 1651 г. дворян и детей боярских было 37,5 тыс. че- ловек, то в 1680 г. — 15,8 тыс.1 Численность солдат резко возросла. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы.

Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и карабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные фанаты.

Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем, созданный в 1654 г. и просущество- вавший до 1675 г. Он был учреждением нового типа, осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего он был личной канцелярией царя.

 

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧПо смерти Михаила Федоровича Рос- сия присягнула его 16-летнему сыну Алексею Михайловичу. Он в пер- вые годы своего царствования подчинился влиянию своего воспитателя боярина Морозова, который и сделался его ближайшим советником. Влияние это еще более усилилось, когда Морозов породнился с царем. Алексей Михайлович женился на Марии Ильинишне Милославской, а несколько дней спустя Морозов женился на ее сестре...

Внутреннее состояние государства еще не устроилось: народ страдал под тяжестью налогов. Налог на соль и неудовольствия против Милославского, который раздавал выгодные места своим родствен- никам, притеснявшим народ своим лихоимством, все это вызвало мя- теж (1648 г.). Следствием этого мятежа было удаление от дел Морозова и ссылка его в Кириллов монастырь. В 1649 г. созван был в Москве Земский собор, результатом деятельности которого было издание но- вого свода законов, известного под названием «Соборного Уложения». Царствование Алексея Михайловича ознаменовалось громадным мятежом, в котором участвовали казаки и крестьяне и руководителем которого был казак Степан Разин. Знаменитое восстание украинских казаков против польской аристократии окончилось отложением Мало- россии от Польши и присоединением ее к Москве в 1654 г. Вождем этого восстания явился Богдан Хмельницкий. За обладание Малорос- сией Алексею Михайловичу пришлось вести две войны с Польшей: первая война — 1654—1656 гг., вторая — 1658—1667 гг. В 1657 г. умер Богдан Хмельницкий. Война со шведами окончилась Кардис- ским миром в 1661 г. За свою доброту Алексей Михайлович получил название «тишайшего». Был женат два раза — на Марии Милослав- ской, от которой было два сына, Федор и Иоанн, и несколько доче- рей, а от брака с Натальей Нарышкиной родился в 1672 г. сын Петр

(Иллюстрированная хронология... С. 90—92).

 

 

Дл я этого времени характерно развитие дворцовых учреждений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специаль -

 

Буганов В.Н. Указ соч. С. 119.


 

 

ный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х годов создан Счетный при- каз, контролировавший финансовую деятельность приказов. В 80-е го- ды провели реформу по укрупнению приказов, что обусловило со- кращение их числа до 37—38.

Во второй половине XVII в. по-прежнему практиковалось со- вмещение управления несколькими приказами, создавались вре- менные приказы.

В 1682 г. отменено местничество, т.е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и на- значение на должности, сожгли. С этого времени утвердился прин- цип служебного соответствия.

Так как местные учреждения не справлялись с поиском беглых крестьян, то организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658—1663 гг. из Поместного приказа было отправ- лено на места 25 комиссий. С 60-х годов создание комиссий при- няло массовый характер.

Второй момент в развитии приказов этого периода — резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказ- ных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 человек, то в 90-е оно увеличилось почти в три раза и достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 че- ловек — в местных государственных учреждениях1.

В связи с ростом численности бюрократического аппарата, оп- лата их труда становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить окла- ды чиновников и приостановить рост их численности.

Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в под- готовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка бы- ла организована при самом многолюдном Поместном приказе.

Местное управлениеТяжелое положение страны в годы иностран- ной интервенции, а также крестьянская война Ивана Болотникова (?— 1608) обнажили несовершенство губных и земских органов управ- ления, которые оказались беспомощными. Поэтому дополнительно к ним учреждаются воеводы. Назначались они Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались Боярской думой и царем. Это означало усиление центральной власти на местах в ущерб принципу выборности. В большие города назначалось несколько воевод, но один из них считался главным. Воеводы получали государево жало- вание и не могли самовольно обирать местное население — в этом состояло их отличие от кормленщиков.

Одной из главных функций воевод был финансовый контроль, поэтому воеводы должны были вести учет количества земли и до-

 

1 Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формирова- нии абсолютизма. М., 1987. С. 37.


 

 

ходности земельных участков всех хозяйств. Осуществляли воеводы и контроль за старостами и целовальниками, которые непосредст- венно проводили сбор налогов.

Другая задача воевод — набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Для этого воеводой составлялись списки и велся учет, проводились смотры, проверялась готовность к службе. Воевода направлял военнослужащих на места службы, которые опре- делялись Разрядным приказом. В его обязанности входило наблюде- ние за состоянием крепостей. Он ведал стрельцами и пушкарями.

Несмотря на то что местное управление отставало от централь- ного, в нем произошли тоже существенные перемены. С середины XVII в. количество приказных изб резко увеличилось, что объясня- лось расширением границ государства. Во вновь присоединенных районах создавались новые города-крепости. В конце XVII в. насчи- тывалось 300 поселений городского типа. В большинстве городов устанавливалось воеводское управление с избами при нем. К середи- не 70-х годов повсеместно утвердился термин приказная изба. Воз- главлял приказную избу дьяк.

Таким образом, в местном управлении этого периода сложилось противоречие — назначаемый сверху воевода должен был руково- дить выборными органами — губными и земскими избами. В про- цессе развития воеводской системы эти органы все в большей степе- ни подчинялись воеводам, прежде всего по военным и полицейским вопросам. Поскольку регламентация прав и обязанностей воевод была неопределенной, то создавались возможности произвола, ко- торыми воеводы широко пользовались — взятки были хорошим дополнительным источником доходов сверх царского жалованья. Особенно значителен был произвол воевод в Сибири.

В эволюции государственного аппарата России XVII в. можно выделить два этапа, грань между которыми определяется изменени- ем формы правления:

10—50-е гг. XVII в. — время становления и оформления при- казного начала в рамках сословно-представительнои монархии;

60—90-е гг. XVII в. — время резкого перелома в сторону абсолю- тистской формы правления. Именно на втором этапе образовалась небывалая по численности категория людей, занятых вопросами управ- ления, и был создан тип учреждений, функционировавших в центре и на местах. Именно на этой основе в последние десятилетия века складывается исполнительный аппарат русского абсолютизма, окон- чательно оформившийся в XVIII в.

Государство и церковьВ период складывания абсолютизма, во второй половине XVII в., крепнущее самодержавие не желает мириться с притязаниями церкви на вмешательство в государственные дела, ее неудержимым стремлением к приумножению своих богатств. Между церковью и светской властью растут разногласия — прави-


 

тельство пытается ограничить рост монастырского землевладения, а также судебные и фискальные иммунитеты духовных служителей.

В XVII в. в России проведена церковная реформа, в которой была заинтересована центральная власть и феодалы, не одобрявшие уве- личение земельных владений церкви. К этому вела и потребность унификации церквей, их богословской системы и обрядовой прак- тики в России и на Украине в связи с воссоединением. Эту реформу с согласия царя Алексея Михайловича провел патриарх Никон (1605— 1681). Однако реформа встретила протест со стороны феодалов- церковников, боявшихся, что перемены подорвут авторитет церкви. В русской церкви произошел раскол. Реформу Никона отказывались признать приверженцы старых порядков {старообрядцы), среди ко- торых выделялся протопоп Аввакум (1620 или 1621—1682). Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс.

Соборное Уложение закрепило ликвидацию «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих слобод в городах, что было ощутимым ограничением церковного землевладения. Осложнились отноше- ния церкви с государством. Соборное Уложение запретило патриарху и прочим высшим иерархам приобретать новые земли. Однако Ни- кон нарушил этот запрет и, получив от царя земли для трех новых монастырей, сам стал владельцем этих обителей. Никон использо- вал власть не только в духовных, но и в мирских делах.

Церковь удерживала привилегии — право производить суд над жителями своих владений, иметь служилых людей, иметь свои при- казы. Вместе с царем Никон именовался великим государем. Он по- лагал, что духовная власть выше светской власти, царской. Однако светская власть в этот период целенаправленно шла по пути центра- лизации и бюрократизации, и царь уже не мог мириться с претен- зиями патриарха. Недовольный Никоном царь Алексей Михайло- вич перестал посещать службы, приглашать патриарха во дворец. Произошел разрыв патриарха с царем. В 1660 г. церковный собор лишил Никона патриаршего сана.

Развитие праваКрупнейший законодательный памятник XVII в. — Соборное Уложение 1649 г. Это свод феодального права Российского государства, впервые изданный типографским способом, переве- денный почти на все европейские языки и представляющий значи- тельный шаг вперед по сравнению с законодательством предыдуще- го периода. Отличительная особенность этого закона состоит в том, что в нем регулировались не отдельные группы общественных от- ношений, а все стороны общественно-политической жизни России того времени. В нем отражены правовые нормы различных отрас- лей права — гражданского, уголовного, процессуального.

Судебная системаВ XVII в. эволюция судебной системы включает создание системы судебных приказов (Московский, Владимирский,


 

 

Дмитровский, Казанский и др.), выполнявших функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы вместе с Челобитным слились в единый Судный приказ.

В начале XVII в. Разбойный приказ, созданный в XVI в., был преобразован в Разбойный сыскной приказ, а к концу XVII в. — приказ Сыскных дел (Сыскной приказ). В его подчинении находились все губные старосты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа. Он ведал делами о разбойниках и «лихих людях».

Судный приказ был высшей судебной инстанцией по граждан- ским делам. Выступал как суд второй инстанции по решениям, ко- торые вынесли низовые суды наместников, воевод и губных ста- рост. Его деятельность строилась по территориальному принципу.

 

Основным общественно-политическим процессом второй поло- вины XV—XVI вв. в истории России было продолжение объединения Русских земель в единое централизованное государство, который за- вершился при Иване III. Отличительной особенностью формирова- ния Российского государства был его многонациональный характер. На XV в. приходится окончательное освобождение от татаро-мон- гольского ига.

Происходят существенные изменения в социальной структуре об- щества. На историческую арену выдвигается военно-служилое дворян- ство, являвшееся социальной опорой центральной власти, что вело к утверждению новой формы феодального землевладения (помест- ной), изменению положения боярства и его состава, а также станов- лению государственной системы крепостничества.

По форме государственного устройства Русь оставалась феодаль- ной монархией, в которой власть князя существенно усиливалась, начиная с оформления цезаризма в конце XV в., утверждения титула царя при Иване IV и возведения его в титул самодержца в XVII в. Такая эволюция верховной власти поддерживалась соответствующей идеологией как представителями православной церкви, так и обще- ственностью эпохи. Однако, несмотря на единодержавие, власть царя еще нуждалась в сословно-представительных органах, которы- ми были Боярская дума (с XV в.), Земские соборы (с XVI в.), при- казы (с XVI в.).

С XVI в. Русь стала сословно-представительной монархией. Рас- цвет такой формы правления относится к первой половине XVII в. В это время усиливается роль Земских соборов и Боярской думы. Однако после принятия в 1649 г. Соборного Уложения, удовлетво- рившего основные требования господствующих сословий и оконча- тельно установившего крепостное право, в России обозначается общая тенденция развития государственной системы от сословно-


 

 

представительной монархии к абсолютизму. Это прослеживается во всех звеньях государственного аппарата, как центрального, так и ме- стного, его всемерной бюрократизации и росте численности, паде- нии роли Боярской думы и Земских соборов, в отношениях государ- ства и церкви, в зарождающейся регулярной армии, приобретающей все большее значение в поддержании и укреплении в России само- державно-монархического строя.

В отличие от европейских средневековых государств сословно- представительные учреждения в России возникли позже: если в Ис- пании они появились в XII—XIIIвв., в Германии, Португалии и Анг- лии — в XIIIв., во Франции — в XIV в., то в России дата первого известного собора — 1549 г. Более позднее оформление сословно- представительной монархии в России историки связывают с тяже- лыми условиями татаро-монгольского ига, когда были разорены го- рода, ослаблены их политические организации, задержалось развитие сословного строя. Но на основании летописного известия о созыве собора великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1211 г. полагают, что этот собор был прообразом будущих Земских соборов. Таким об- разом, возникновение сословно-представительных учреждений в об- щегосударственном масштабе в России можно отнести к XIIIв., но чужеземное иго надолго прервало их развитие.

В то же время Земские соборы и сословно-представительные уч- реждения в европейских государствах (кортесы, парламент, генераль- ные штаты, рейхстаг и др.) аналогичны друг другу, явления однопо- рядковые.

Так же, как и в западных странах, сословно-представительная монархия возникла в России на стадии развитого феодализма.

Так же, как и в западных странах, в России крестьяне на соборы не допускались (за некоторым исключением). Аграрный характер экономики, слабость русских городов и городского строя обусловили ограниченную роль третьего сословия в политической жизни.

Функции сословно-представительных учреждений в России и за- падных странах были схожими — право вотирования налогов, пода- чи и рассмотрения (разбора) петиций, утверждение постановлений и указов.

Порядок созыва сословно-представительных учреждений, их непрерывность и продолжительность действия и в России и на За- паде были неустойчивы. Во всех странах их возникновению и созы- вам предшествовали политическая и классовая борьба. События не только совпадали по странам, но и перекликались. Когда русский царь узнал о казни английского короля Карла I, Соборное Уложе- ние 1649 г. взяло под охрану царскую жизнь, честь и здоровье: за преступление против государевой чести теперь в России полагалась казнь или членовредительство.

10 3


 

 

Вопросы для повторения

1.Какиеизмененияпроизошливполномочияхвластивеликогокнязяпоме- рескладыванияцентрализованногогосударства?

2.Охарактеризуйтесдвигивсоциальнойструктуре,произошедшиевРоссии в XV-XVIIee.

3. Какую роль играла Боярская дума в управлении государством в России, кактрансформироваласьонавXV—XVIIвв.?

4. Что такое система приказов, когда она возникла, как развивалась в XV1-XVU вв. ?

5.КакиеформыгосударственногоустройствапережилаРоссиянапротя- женииXV—XVIIвв. Чембылообусловленоихизменение?

6. Раскройте тенденции перехода России в XVII в. от сословнопредста- вительноймонархиикабсолютной.

7. Какую роль в управлении государством в России играли Земские собо- ры? Можно ли провести аналогию с органами управления в западно- европейскихстранах?

8. Какими были взаимоотношения государства и церкви в России, оста- валисьлионинеизменными?

9. Как менялась система местного управления в России по мере склады- ванияцентрализованногогосударства?

 

 

Государственное устройство и аппарат управления

XV—XVIвв.