Особенности визуализации данных

эмпирического исследования[1]

Формы предоставления результатов эмпирического социологического исследования различны и во многом зависят от типа информации – текстовой, графической (качественной) или числовой (количественной).

Презентация качественной информации, полученной, например, в ходе глубинного интервью, может быть представлена в виде цитат, причем, допускается изменение кегля (12 кегль) при их оформлении.

Например:

«Демократические» механизмы могут использоваться в силу ряда их специфических функций. Так, вариант реализации механизма «обсуждение до формального обсуждения» имеет такую специфическую функцию как экономия времени:

«Нас всего три человека [директор, завуч, методист]. Также главный бухгалтер у нас есть… До этого бухгалтер была – мы вот с ней жили одним коллективом, одним миром, одним дыханием… А как иначе? … Можно сказать, все вопросы обсуждаем вместе» (Информант 6)».

Данные об информанте вносятся в примечания в конце страницы либо работы.

Например: Информант 6. Зам. начальника отдела по развитию персонала, жен., 25 лет.

Также «качественная» информация может быть представлена в виде рисунков и схем, на которых представлены классификации выделенных факторов, способы взаимосвязей различных факторов и т.п.

Графическая информация (например, фотографии, образцы плакатов, рисунков, этнографических объектов и т.п.) оформляются в работе в виде рисунков и представляются непосредственно в тексте работы либо в приложениях.

Наиболее распространенными формами представления количественных характеристик являются таблицы, графики разного вида (диаграммы, гистограммы), схемы. Все эти формы представления данных обязательно сопровождаются заголовками (либо «Таблица», либо «Рисунок»!) и нумеруются (причем, таблицы и рисунки нумеруются отдельно). Шрифт в таблицах, как правило, на 1 кегль меньше основного текста. Допустимо выделение заголовков полужирным шрифтом. На каждую иллюстрацию в тексте работы необходимо делать ссылку, например: «Представим социально-демографические характеристики выборки исследования (табл. 4)», «Из таблицы 3 можно заметить…», «Как видно по данным рисунка 2…» и т.п.

Таблицы могут быть как одномерными – содержать ряд данных, отражающих распределение одного признака (табл. 3), так и многомерными (табл. 4), с использованием информации различного измерения (процент, возраст, вес и т.д.). Чаще всего в таком виде объединяются данные о социально-демографических показателях выборки, проще говоря – «паспортички». В таком случае единицу измерения необходимо указывать не в названии таблицы, а в ячейках «шапки» таблицы.

 

Таблица 3 – Распределение менеджеров

в зависимости от их отношения к собственности организации (%)

Уровень управления Статус Итого
Наемный менеджер (Со)владелец организации
Линейный
Средний
Высший
В целом по выборке

 

 

В подобных таблицах рекомендуется добавлять столбец или строку «Итого», «Всего» или «В целом по выборке», чтобы было понятно, каким образом рассчитывается доля (%).

 


Таблица 4 – Основные характеристики выборки исследования

 

Уровень управления менеджеров Доля в выборке (%) Средний стаж работы в должности (лет) Пол (%) Образование Специальность (%)
Муж. Жен. Среднее спец. Высшее Гумани-тарная Техни-ческая
Линейный 4,1
Средний 3,6
Высший 5,8
Итого 4,4

 

Обратите внимание, что под таблицей могут находиться примечания со ссылкой на них в названии таблицы или одной из ее ячеек.

Графическое выражение числового ряда таблицы может быть представлено в рисунке в виде гистограмм – линейчатых, точечных, с областями, пузырьковых, лепестковых, биржевых, графиков и диаграмм (круговых гистограмм). При этом она может быть плоской и пространственной (трехмерной, см. рис. 1, 2). Пространственные гистограммы могут быть в форме параллелепипедов, цилиндров, конусов и пирамид.

Информация на каждом рисунке должна быть достаточной: должно быть исчерпывающее название, указаны единица измерения (доля, количество, частота), сравниваемые факторы и группы (например, степень использования нецензурной речи студентами, пол респондентов). Для упрощения гистограммы возможно использование так называемой легенды.

Рисунок 1 – Употребление студентами нецензурной речи (плоская гистограмма) Рисунок 2 – Отношение студентов к религии (пространственная гистограмма)  

Также для облегчения информационной нагрузки часть данных на рисунке может быть вынесено в прилагающуюся таблицу (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Средние показатели посещаемости студентами

библиотек, работы за компьютером и в сети Интернет

 

Линейчатая гистограмма обычно употребляется в тех случаях, когда необходимо представить графически параметры, сопровождающиеся большим по размеру текстом (рис. 4).

Рисунок 4 – Характеристика социально-психологического климата

в коллективе студентов

 

Особым видом гистограмм является кумулятивная (накопительная) гистограмма: простая либо со смещением. На такой гистограмме можно представить большое количество числовых рядов, но она имеет ограничения по количеству характеристик – 3–6 характеристик – не более! (рис. 5). Если в одном ряду представлено 7–8 характеристик – гистограмма становится трудночитаемой. Второе ограничение – трудность нанесения малых значений, что разрешаемо путем взаимного смещения элементов гистограммы (рис. 6).

Рисунок 5 – Наличие наркоманов в техникуме (кумулятивная гистограмма) Рисунок 6 – Социально-экономическая ситуация семей города N (кумулятивная гистограмма со смещением)

 

Большой наглядностью обладают круговые гистограммы – диаграммы. Круговая диаграмма представляет распределение какого-либо одного признака – анализируется числовой ряд, в сумме составляющий 100%. Объемные диаграммы часто смотрятся более выразительно, чем плоские (рис. 7).

Рисунок 7 – Отношение студентов к религии

(круговая диаграмма плоская и объемная)

 

В случае, если необходимо сравнить распределение 2-х и более признаков, целесообразно использовать сравнение диаграмм.

Если некоторые сегменты диаграммы очень малы, можно использовать диаграмму с вынесением мелких сегментов за ее пределы или с достройкой диаграммы (рис. 8).


 

Рисунок 8 – Сегментация электората (с достройкой круговой диаграммы)

В некоторых случаях достаточно наглядными являются так называемые диаграммы рассеяния, используемые для презентации результатов кластерного, факторного, регрессионного анализа. Как правило, при помощи них демонстрируются распределение случаев в моделируем пространстве (рис. 9), скопления случаев (кластеры, группы, рис. 10), проявления каких-либо тенденций, зависимостей (рис. 11).

Рисунок 9 – Расположение ролевых позиций в двухфакторном семантическом пространстве

(диаграмма рассеяния)

Рисунок 10 – Кластеры владельцев автомобилей (диаграмма рассеяния)

Рисунок 11 – График линейной зависимости между временем с момента запоминания

и качеством воспроизведения информации (диаграмма рассеяния)

Принадлежность к тому или иному кластеру, группе можно демонстрировать при помощи такого графического метода, как дендрограмма – «дерево» связей между группами (рис. 12).

 

 

Рисунок 12 – Иерархия кластеров профессиональных «антиценностей» менеджеров (дендрограмма)

 

Графики представляют числовой ряд в виде линии – прямой, ломаной, сглаженной. Графики лучше использовать для демонстрации какого-либо тренда, закономерности (рис. 13).

 

Рисунок 13 – Наличие наркоманов в университете (в зависимости от курса)

 

Также большим достоинством графиков является то, что в отличие от гистограмм, на него можно нанести достаточно большое количество линий. В то же время, чрезмерное количество линий может привести к их слиянию, что приводит к потере графиком информативности. Эту проблему можно решить, добавив к графику таблицу, уточняющую моменты, которые не очень хорошо просматриваются в графике.

Весьма наглядным способов визуализации данных являются социологические профили. Их широко используют для описания различных имиджевых характеристик. Так, возможны профили по типу семантического дифференциала (рис. 14) либо круговые (лепестковые) профили (рис. 15).

 

Известный Родной Красивый Трудолюбивый Гостеприимный Дорогой Развивающийся Предприимчивый Промышленный Культурный Приветливый Дружелюбный Яркий Современный Демократичный Столичный Богатый Вежливый Спокойный Независимый Благоустроенный безопасный Тихий Чистый   Неизвестный Чужой Уродливый Праздный Неприветливый Дешевый Деградирующий Безынициативный Торговый Некультурный Недоброжелательный Агрессивный Серый Старинный Авторитарный Провинциальный Бедный Грубый Тревожный Послушный Неблагоустроенный Опасный Шумный Грязный  
Рисунок 14 – Профиль Нижнего Новгорода (семантический дифференциал)

 

 


 
 

 


Рисунок 15 – Типология личностей (круговой (лепестковый) профиль)

 

Лепестковая диаграмма является вариантом социологического профиля, позволяющая сравнивать распределение признака в двух и более группах, например, сравнение необходимых качеств юношей и девушек (рис. 16).

 

Рисунок 16 – Профиль необходимых качеств юношей и девушек

 

Лепестковая диаграмма может представлять не менее трех параметров, а пределы по количеству параметров связаны только с возможностью рассмотреть пространство между осями. Такие диаграммы выглядят весьма разборчивыми при 18– 20 параметрах.

Отдельно необходимо указать на оформление результатов открытых вопросов. В данном случае рекомендуется составление частотной таблицы с указанием выделенных групп ответов (см. например, табл. 5).


Таблица 5 – Как Вы относитесь к прошедшему 12 июня «Маршу миллионов»?(открытый вопрос)[2]

Отрицательно (Задавался тем, кто относится к «Маршу миллионов» отрицательно, – 14% респондентов*) Положительно (Задавался тем, кто относится к «Маршу миллионов» положительно, – 13% респондентов*)
Эти акции бессмысленны, безрезультатны (3%) «Не верю, что подобные митинги что-то изменят»; «митингами ничего не добьешься»; «таким образом ничего изменить не получится»; «не вижу смысла»; «не добьются ничего». Это выражение мнения народа, власти должны услышать его (5%) «Свобода слова предполагает выражение своего мнения – это и есть демократия»; «народ пытается показать свое отношение к происходящему сегодня»; «все-таки народ свое мнение высказывает»; «требования людей надо слышать»; «чтобы правительство услышало о том, чего хотят люди»; «пусть знают, что люди у нас о них думают»; «чтобы власть уважала свой народ и прислушивалась к нему»; «это сигнал нашим государям».
Такие акции усугубляют политическую ситуацию в стране, провоцируют, будоражат людей (2%) «Дестабилизация в стране»; «митинги дестабилизируют общество»; «эти марши дестабилизируют политическую обстановку в стране»; «это может привести к непредсказуемым последствиям»; «направлено на расшатывание системы управления, создание хаоса»; «баламутят людей»; «мозги людям затуманивают». Это выражение протеста, недовольства властями (4%) «Давно надо проводить митинги, потому что у нас законы сделаны против людей, – люди нищие большинство»; «законы не соблюдает сама власть»; «люди высказывают свое несогласие с действием правительства»; «люди высказывались против этой власти»; «люди не согласны с существующим режимом, так как идет репрессия»; «власть заелась, всё хочет подмять под себя».
В этих акциях участвуют бездельники, им надо заняться делом (2%) «Идут те, кому делать нечего»; «дурака валяют от праздной жизни»; «эти люди – бездельники, тунеядцы»; «надо делами заниматься, а не митинговать»; «надо работать, а не маршировать». Это проявление гражданской позиции людей, признак развития гражданского общества (2%) «Люди выражают свою активную гражданскую позицию»; «это возросшая активность людей»; «эти марши – зарождение гражданского общества»; «мы всю жизнь молчали. Надо защищать свои интересы»; «доказывают, что в нашей стране не все являются равнодушным скотом»; «наконец-то народ проснулся»; «народ уже не хочет быть быдлом».
Непонятны цели этой акции (1%) «Не знаю, что им нужно»; «нет у них конкретных целей»; «не предлагается программа действий»; «шумят без программы»; «разношерстные группы без программы»; «это недовольные люди, не знающие, чем они недовольны, имеющие энергию, не знают сами, зачем пришли, чего хотят». Это попытка что-то изменить, повлиять на власть (2%) «Попытка людей повлиять на власть»; «может быть, чего-то добьются»; «есть надежда, что власть поймет, что нужно работать на народ»; «надо что-то делать – так жить невозможно»; «надо что-то менять. Если есть такие люди, – молодцы»; «хоть как-то бороться с системой».

*Данные в % от всех опрошенных.