Вспомните, что вы знаете об эпосе «Калевала»?

«Калевала»

- эпическая поэма, созданная на основе древних карельских и финских народных песен.

Ежегодно, 28 февраля, отмечается День «Калевалы». Именно в этот день в 1835 году финский ученый и поэт Элиас Лённрот, создатель этой уникальной поэмы, передал рукопись в типографию, однако, окончательная версия была опубликована только в 1849 году.

Э. Лённрот (1802 - 1884) родился в Саммати на юго-западе Финляндии в семье сельского портного. Элиас рано приобщился к крестьянским работам. Он ловил рыбу, ставил в лесу силки на птиц, капканы на зверя, помогал отцу в портняжном деле, плотничал и столярничал, делал лыжи и кантеле. Элиас рано научился читать. Хозяйка соседней усадьбы поднимала по утрам своих детей словами: «Эй, сони, вставайте! Элиас уже давно с книгой на дереве сидит». Мальчик обладал выдающимися способностями и феноменальной памятью. В школьные годы он выучил латинско-шведский словарь, именно знание латыни позволило ему стать учеником аптекаря и поступить в университет, где Лённрот сначала изучал филологию, а потом медицину. Долгие годы Лённрот работал врачом в городе Каяни. Отсюда он совершал длительные путешествия за народными песнями по Финляндии и Карелии. Во многих деревнях Лённрот встречался с десятками талантливейших рунопевцев, от которых записал много песен, послуживших основой «Калевалы».

«Калевала» - огромное эпическое произведение, в котором использованы мотивы и фрагменты древних песен самых разных жанров: эпических, лирических, свадебно-обрядовых, охотничьих, пастушьих, песен-заклинаний, сказок, пословиц. В «Калевале» нашли отражение и мифологические песни карелов и финнов о сотворении мира из утиного яйца, о создании кантеле и волшебной игре на нем; о тайне рождения огня, железа; о загадках звездного неба; о волшебном сампо, дающем изобилие.

Калевала в «Калевале» - поэтическая страна, где живут Вяйнямёйнен, искусный певец, смастеривший кантеле сперва из щучьих костей, потом из ствола березы; Илмаринен – умелый кузнец, сковавший чудесную мельницу сампо; Лемминкяйнен – беззаботный задира, приходящий на чужие пиры без приглашения. Калевале противопоставлена Похьела, где живет Ловхи (Лоухи) – умная и хитрая хозяйка этой страны, куда ездят герои за невестами и откуда похищают сампо.

 

(По А. Мишину)

 

 

Вопросы и задания:

Когда отмечается День «Калевалы»? С каким событием это связано?

Подготовьте рассказ об Э. Лённроте.

Каких героев «Калевалы» вы знаете? Выразительно прочитайте песни о героях «Калевалы»?

Найдите в тексте «Калевалы» фрагменты древних мифов, прочитайте их.

Выучите наизусть понравившийся вам отрывок из песни.

 

Былины

 

Русское население, проживающее на территории Карелии, прославило себя в былинном творчестве. Былины – стихотворные сказания о богатырях, их подвигах и деяниях. Богатыри - главные действующие лица былин. Они та могущественная и непобедимая сила, которая совершает подвиги ради мира и благополучия Русской земли. Каждый из богатырей – личность исключительная: они необычно рождаются и уже в детстве обретают неимоверную силу, легко побеждают своих врагов, совершают необыкновенные поступки. У каждого богатыря - свое имя, своя биография, свой круг действий и подвигов.

И все это есть в былинах, записанных на территории Карелии: они рассказывают и об Илье Муромце (былины «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Калин-царь»), и о Добрыне Никитиче («Добрыня и Змей», «Добрыня и Настасья», «Добрыня и Василий Казимирович», «Добрыня и Попович Алеша»), и о Волхе Всеславьевиче, о Вольге и Микуле, Святогоре, Дунае, Сухмане, Михайле Потыке, Ставре Годиновиче, Дюке Степановиче, местном богатыре Рахте Рагнозерском и многих других героях русских былин.

Особо стоит былина «Садко», самый развернутый и совершенный вариант которой записан именно в Карелии. Он объединяет три сюжета о Садко: «Бедный гусляр Садко благодаря своему искусству чудесным образом получает богатство», «Садко состязается с новгородскими купцами» и «Садко у Морского царя». В отличие от перечисленных былин, которые мы называем героическими, эта былина сказочного характера. Она относится к новгородским былинам, так как ее центр не Киев, а древний Новгород, славившийся высокой художественной культурой, рыбным промыслом и морской торговлей. И главный герой – не богатырь и не воин, а художник, который благодаря своему таланту музыканта из бедного купца превращается в богатого. Трижды богатые купцы не зовут его на почéстен пир, трижды он идет к Ильмень-озеру, играет на своих гуслях яровчатых, вызывая восхищение самого водяного, а затем Морского царя. Из глубокой древности идет этот мотив вознаграждения, как позднее и мотив путешествия в подводный мир и жертвоприношения морю.

А й как начал играть во гусли во яровчаты,

А играл он с утра как день теперь до вечера.

А й по вечеру как по позднему

А й волна уж в озере как сходилася,

А как ведь вода с песком теперь смутилася,

А й как тут вышел царь водяной теперь со озера,

А й как сам говорит царь водяной да таковы слова:

- Благодарим-ка, Садко да новгородский!

А й спотешил нас теперь да ты во озере,

А у меня было да как во озере,

А й как у меня столованье да почестен пир,

А й как всех развеселил да на честном пиру

А й любезныих да гостей моих.

А й как я не знаю теперь, Садко, тебя да чем пожаловать:

А ступай, Садко, теперь да во свой во Новгород,

А й как завтра позовут тебя да на почестен пир,

А й как будет у купца столованье почестен пир,

Ай как много будет купцов на пиру много новгородскиих.

 

На пиру Садко выигрывает у новгородских купцов богатство, которое использует на благо родного города:

А й как выстроил он палаты белокаменные,

А й как сделал Садко да в своих он палатушках,

А й как обделал в теремах всё да по-небесному:

А й как на небе пекет да красное уж солнышко -

В теремах у него пекет да красно солнышко;

А й как на небе светит млад да светел месяц -

У его в теремах да млад светел месяц;

А й как на небе пекут да звезды частые -

А у его в теремах пекут да звезды частые.

А й как всем изукрасил Садко свои палаты белокаменные…

Необычны не только герои былин, но и былинный стих, который не похож на привычные стихи, необычен и язык былины. Это совершенно особый художественный мир, который не встречался вам в литературных произведениях.