Многонациональная Карелия

К началу XXI века (2002 г.) население Карелии сформировалось как весьма разнообразное сообщество народов и групп. Одним из первых народов, населивших территорию современной Карелии, были саамы (лопари). Позднее эти земли стали родиной для карельского, вепсского, русского населения. В твоем городе или селе сейчас наверняка живут представители разных национальностей. Некоторых из них ты узнаешь сразу – по необычной внешности. Но внешний облик – это не единственное различие между исконными или коренными жителями Карелии (теми, кто родился в Карелии и прожил большую часть своей жизни) и новоселами. Любой переселенец, по какой бы причине он не приехал на новое место жительства, приносит с собой «свой мир». И этот мир в большей или меньшей степени отличается от того мира, который существует здесь, в Карелии. Присмотрись, как по-разному жители Карелии украшают свое жилище: у кого-то в гостях ты увидишь рушники и иконы, у кого-то - полотняные половики и плетеные из бересты короба, у кого-то – полностью застеленный коврами пол и практически полное отсутствие мебели.

 

Трудно ли быть непохожим? Человек чувствует себя гораздо комфортнее в привычной обстановке. Если тебе приходилось надолго покидать свой дом, например, для поездки в лагерь, то наверняка ты начинал скучать. А теперь, представь, что по каким-либо причинам ты не можешь вернуться домой, и тебе необходимо приспособиться к новому месту жизни. Тебе захочется окружить себя всем тем, что тебе дорого: любимыми книгами, игрушками, каким-нибудь одеялом с любимым рисунком, любимыми картинами или даже обоями – всем тем, что было дорого в прошлом. Поэтому и люди, которые переезжают на новое место жительство, например в Карелию, стремятся окружить себя тем, что им привычно.

Приехав на новое место жительства, переселенцы стараются воспроизвести на новом месте «свой мир». Делают они это не только с помощью материальных предметов, но стараются быть рядом с людьми, близкими им. Часто ими становятся люди их национальности, волею судеб оказавшиеся с ними в одном месте. Это не случайно, т. к. их многое объединяет: и «свой» язык, на котором легко и привычно говорить, и «своя еда», которую тут, в Карелии никто, кроме них не готовит, и «свои праздники», которые никто более не празднует.

Быть «иным», непохожим на всех – трудно. И самый простой способ почувствовать это – поставить себя на место другого.

Религиозная мозаика Карелии

Среди населения Карелии есть люди разных религий. Традиционно Карелию считают православной республикой, т. к. православие, не считая язычества (многобожия), первым пришло на карельские земли и исторически сложилось так, что православных верующих было большинство. В XIX веке в Олонецкой губернии появились верующие и других конфессий. Из соседней Финляндии приехали финны-лютеране. Во второй половине XIX века здесь поселились поляки-католики и небольшое число мусульман.

 

Эти символы надо разместить по окружности

Иудаизм

 

Католицизм и протестантизм

 

Ислам

 

Православие

 

В годы советской власти больше стало неверующих людей. Произошло это по многим причинам. С одной стороны, советской властью проповедовались идеи неверия в бога (атеизма), происходили преследования служителей культа и простых верующих, вынужденных скрывать свою религиозную принадлежность. С другой стороны, развитие науки и техники, в особенности первые полеты в космос увеличивали число сомневающихся в существовании Бога.

В 1990-е годы в нашей республике, как и во всей стране, стали придерживаться свободы в религиозном выборе. Число верующих увеличилось, они стали объединяться в различные религиозные общины (приходы).