ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ КАРЕЛИИ

Десятки тысячелетий тому назад всю территорию Карелии покрывал ледник. Примерно 12 тысяч лет назад климат изменился, стало теплее и ледник начал таять. Вода тающего ледника стала наполнять все впадины рельефа.Появились сухие возвышенности, между которыми зашумели реки, заплескались озера. В эти водные потоки с юга пошла рыба, на покрывшиеся лесом и травой берега стали переселяться лесные звери. А туда, где есть лес, вода и добыча, обязательно должны были придти люди.

Следы их многочисленных стоянок и стойбищ современные ученые археологи находят по берегам Онежского и Ладожского озер, у Белого моря. По найденным вблизи стояноккостям животных ученые биологи установили, какие звери и птицы водились в ту пору.

Но как же ученые ботаники узнали, какие растения и деревья росли десятки тысяч лет назад? Ведь все это давным-давно бесследно истлело. Это так. Но зато в земле сохранились микроскопические комочки разнообразной формы – цветочная пыльца растений. По ним-то, как по паспорту, можно установить вид любого растения, жившего тысячи лет тому назад.

 

Ископаемая пыльца и соответствующие ей виды растений

 

Вот так, общими усилиями ботаников, биологов и археологов можно нарисовать такую картину.

После отступления ледника первой с юга добралась до Беломорья стройная зеленая красавица – ель европейская. Вслед за елью, за лесным зверем и рыбой в наши края пришли и люди. Было их очень немного – многочисленные племена просто не смогли бы прокормиться даже на самых богатых охотничьих угодьях и рыболовных тонях.

 

Стоянки были не долговременные, люди часто переселялись в более богатые зверем места.

Ученые-археологи во время раскопок стоянок первобытного человека даже по малейшему изменению цвета песка могут определить: «Вот здесь были вкопаны столбы для жилья, это темное пятно – кострище, тут – захоронение, а вот здесь была мастерская по изготовлению каменных наконечников для стрел и дротиков».

Прочитайте повесть А. М. Линевского «Листы каменной книги» и вы многое узнаете о жизни детей и взрослых в далеком каменном веке.
А. М. Линевский одним из первых обнаружил интереснейшие первобытные рисунки на скалистых берегах реки Выг, и это открытие со временем вдохновило его на художественную книгу. Героем повести он решил сделать мальчика по имени Льок, с которым и повел читателя по местам, где охотились и поклонялись духам леса и воды люди каменного века. Линевский описывает, как мужчины начинают весеннюю охоту, как учат охотничьим законам молодых. Древние люди считали, что духов леса надо хорошенько попросить, чтобы они даровали удачу. Поэтому изображения, которые выбивает Льок на прибрежной скале – колдовство: они должны приманить настоящих зверей и птиц.

Многое о занятиях и верованиях наших предков можно узнать из повести А. М. Линевского «Листы каменной книги» и наскальных изображений - петроглифов Онежского озера и Белого моря.

В одном из сюжетов показана зимняя охота на лосей. Это целый рассказ! Трое лыжников, вооруженных луками, выслеживают небольшое стадо, долго гонят его, один из охотников сумел подстрелить молодого лося. Двое его товарищей подоспели вовремя и богатая добыча стала им наградой за умение, сноровку и выносливость. Племя после такой охоты долго не будет голодать! А чтобы повлиять на такую же удачу в будущем (это называется охотничьей магией) и было выбито на камне повествование о трех лыжниках.

 

Сцена охоты

 

Первобытный житель Беломорья и Онежского озера обожествлял саму природу: воду, леса и их диких обитателей. В одном из погребений Оленеостровского могильника, найденного археологами на острове Южный Олений в нескольких километрах к востоку от острова Кижи, во время раскопок нашли искусно вырезанный из лосиного рога предмет. Это настоящее произведение искусства и одновременно – магический жезл, символ власти и силы. Он сразу дает всем понять: владелец жезла так же могуч и быстр, как самый крупный и выносливый таежный зверь. Такие жезлы в виде головы лося, оленя или медведя нередко встречаются археологам. Кому они могли принадлежать? Конечно, вождю племени или колдуну, шаману. Погребение, могила хозяина этого жезла была особенно примечательной. Во-первых, вместе с вождем-шаманом были погребены две женщины в богато расшитой одежде. Видимо, они должны были сопровождать его, прислуживать в потустороннем мире. Сам «хозяин» тоже был облачен в нарядное одеяние, украшенное целыми ожерельями из клыков хищных зверей и передних резцов бобра. И в могилу ему положили все, что служило в реальной жизни: стрелы с плоскими наконечниками, каменные ножи и даже всякие хозяйственные мелочи. О чем это говорит? О том, что первые жители Карелии верили в жизнь после смерти и готовились к ней. Узор из сохранившихся в земле клыков-украшений позволил ученым понять, как расшивали нарядную одежду, реконструировать костюм оленеостровца. А богатая коллекция зубов хищников и травоядных рассказала обо всех видах добычи, достававшейся охотникам с Оленьего острова.

 

Древний оленеостровец

Рисунок

 

 

Шаг за шагом, кропотливыми раскопками, сбором остатков утвари и орудий труда, расшифровкой древних рисунков ученые помогли нам восстановить картину заселения Карелии в послеледниковое время.

 

Вопросы и задания:

1. Как ученые биологи узнают о растительном и животном мире древней Карелии?

2. Как ученые археологи узнают о жизни и занятиях первых жителей Карелии?

3. Почему первые стоянки людей находились на берегах рек и озер?

4. Используя рисунок и текст, опишите стоянку людей, их занятия, предметы их быта, орудия труда.

5. О чем могут рассказать наскальные рисунки древних людей – петроглифы?

 

Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по материальным предметам

Охотничья магия – вера в волшебную силу изображения удачной охоты

Петроглифы – наскальные изображения, рисунки на камне

Стойбище – временное поселение кочевников или охотников

Стоянка – остатки древнего поселения

Тоня – место рыбной ловли

Утварь – предметы домашнего обихода

Шаман – колдун, умеющий изгонять злых духов и привлекать удачу

 

 

Это интересно…

Древние захоронения на Оленьем острове были найдены совершенно случайно, когда в начале 1930-х годов там расширяли карьер для добычи известняка и получения строительной извести.

Ученые долго гадали, чем древние жители Карелии украшали свои глиняные сосуды. Оказывается, очень часто они оттискивали на свежей глине орнамент «штампом» из позвонковых рыбьих косточек.
ДЕРЕВНЯ НА БЕРЕГУ ОНЕГО

 

Представим, что нам удалось побывать на берегах Онежского озера в середине прошлого тысячелетия. Природа, скорее всего, изменилась незначительно, а вот жизнь людей будет очень отличаться.

И в древности, и в средние века Онежское озеро было своеобразным магнитом для вепсских, карельских и русскихплемен, совместно обживавших его берега. Прибрежные территории именовались Обонежьем, т. е. землей вокруг Онежского озера, а позже – Заонежьем.

Давайте заглянем в какую-либо деревню Обонежья. Первое, что замечаешь, – это внушительные размеры почти всех крестьянских домов. Оно и неудивительно – ведь хорошего строевого леса на севере много. По этой причине свои дома местные крестьяне величали хоромами. Но окна у этих хором были очень невелики и, казалось, подслеповато глядели на улицу с бревенчатых стен. Почему северные крестьяне старались делать их маленькими, догадаться нетрудно. Во-первых, чтобы лучше сохранялось тепло. Поэтому и двери в крестьянской избе небольшие: низкие и с высоким порожком, чтобы войти в нее, взрослому человеку обязательно приходилось нагибаться. Во-вторых, крестьянин всегда старался сделать свой дом как можно более прочным, а для большого окна надо перерезать несколько бревен. От этого прочность стены резко снижалась. В-третьих, на большое окно требуется много прозрачного или полупрозрачного материала. Но в это время оконного стекла еще и не знали, а прозрачные пластинки слюды для «застекления» окон были довольно дороги. Их надо было везти издалека, с берегов Белого моря.

Чаще всего окна в крестьянских домах затягивались довольно тонкой матовой пленкой. Это был, конечно, не искусственный, а материал животного происхождения: например, высушенный в надутом состоянии бараний желудок. Иногда окна заделывались еще более доступным материалом – грубой бумагой, пропитанной каким-нибудь жиром. От таких окон в избах даже днем царил полумрак, тем более что стены внутри жилого помещения были почти черными, словно просмоленными. Да это и была смола, вернее, смолистые вещества, которые при топке печей вместе с дымом оседали на стенах.

Другого способа обогрева жилья в деревнях пока и не знали. Только у очень богатых людей (воевод да купцов) имелись печи с дымоходами. В крестьянских избах дым из очага шел прямо под потолок, и только после того как прогорали все угли, специальной задвижкой на потолке закрывали дымовое отверстие. Такие дома, топившиеся «по-черному», сразу можно узнать даже по внешнему виду жилья: вместо кирпичной трубы у них на крыше виднеется деревянная труба-дымник. Кровля у крестьянских изб дощатая, безгвоздевая. Тоже из-за дороговизны гвоздей, которые в кузницах делали вручную, поштучно. Крышу мастерили из длинных досок-тесин. Вверху они придавливались тяжелым выдолбленным снизу коньковым бревном, а нижний конец досок вставляли в желоб длинного бревна-потока. Поток поддерживали массивные деревянные крюки (их называли курицами).

К дому, как правило, были пристроены разные хозяйственные сооружения: хлев, конюшня, над которыми был устроен сеновал. Туда можно было въехать с улицы по наклонному бревенчатому настилу.

Свиней в ту пору в селах Карелии не держали, а коровы чаще всего использовались в хозяйстве не только как молочный скот. Дело в том, что на севере буренки были некрупными и малоудойными, поэтому больше ценились как «производители» ценного сельскохозяйственного удобрения – навоза.

К жилью примыкали и амбары, которые обычно называли «репными». Привычных нам крахмалистых клубней картофеля, свеклы, моркови, лука и огурцов в ту пору на Севере еще не знали, поэтому в большом количестве выращивали репу. Из-за опасности пожаров подальше от домов располагали риги и овины – строения для сушки зерна открытым огнем. По этой же причине на берегу, зачастую прямо в воде, стояли баньки, тоже топившиеся «по-черному».

 

 

Курная изба. Фото начала XX века.

 

Если заговорить с первым встречным подростком, одетым в традиционную будничную одежду из домотканого холста, то он ответит на языке, в котором будет больше карельских слов, чем русских. Это и не удивительно. Пока что в окрестностях будущей столицы Карелии большинство жителей говорит на языке своих карельских и вепсских предков. Маленькие дети, те совсем не знают русского языка, потому что родители дома не говорят на нем. Вот вне дома – другое дело.

Крестьянский мальчик.

Художник К. Маковский

 

 

Взрослые знают оба языка: без русского невозможно объясниться на ярмарке, составить купчую грамоту(документ, подтверждающий право на владение). Русский – это государственный, официальный язык. Москва ведь не только собирает налоги со своих окраин, она и поможет в случае нужды, пришлет стрельцов для защиты от врага, выручит хлебом в неурожайный год.

Из рассказа паренька мы поймем, что ему уже приходится помогать взрослым. Местные крестьяне раз в три года очищают от леса большую поляну. Вся семья участвует в этом: деревья надо вытащить непременно с корнем: подкопать, повалить и очистить от сучьев. Сучья и корни надо сжечь, а золу разбросать по вспаханной земле и посеять на этом участке репу. Зола обеспечит хороший урожай на пару лет. Потом нужно снова раскорчевывать лесной участок. И так же тяжело дается все, чем живет северный крестьянин. Чтобы на столе было молоко, масло и сыр, он должен не один день от восхода солнца косить сено на дальних пожнях. Должен сеять и убирать рожь, ячмень и овес, чтобы иметь хлеб и толокно. Пшеница – растение привередливое. На каменистых и холодных почвах Карелии созревает плохо. Белую булку или пряник даже зажиточные крестьяне могли позволить себе только по праздникам: пшеничную муку покупали на ярмарках, когда ее привозили зимой с берегов Волги.

 

Пахота и сев в Олонецкой губернии.

Фото начала XX века

 

На ярмарке продавали шкурки белки, бобра, лисицы, волка, рыси, а то и медведя. Охотники умели ставить хитрые ловушки на любого зверя. Деревенские мальчишки помогали взрослым охотникам. Зимой на лыжах они объезжали «петли» (ловушки, сплетенные из конского волоса) на зайцев и тетеревов в любую погоду – иначе волк да лисица могли украсть добычу!

А еще жители деревень рыбачили. Зимой ловили налимов, а летом и осенью самую разную – от корюшки до лососей. Каждой деревне отводилось свое место. Летом и осенью обязанностью детей была заготовка грибов и ягод. Все это привычные для деревенских жителей хлопоты. Гораздо хуже, когда случится неурожай или нападали «свейские немцы» (шведы). Тогда взрослых могли побить или взять в плен, а дети оставались сиротами. Как говорит летопись, они шли «под окны волочитца», то есть милостыню просить. Такая напасть в те времена случалась нередко. Жизнь на Севере требовала много сил, энергии, предприимчивости и немалого мужества.

 

 

Вопросы и задания: