К слову

 

Знаете, как стоматологи смотрят телевизионные музыкальные передачи? Когда появляется очередной артист, один стоматолог говорит другому: «А ну‑ка, сейчас дадут крупный план – пломбочки посмотрим». Это, конечно же, шутка, но, как говорится – «в каждой шутке…»

 

Итак, делаем соответствующие выводы и в дальнейшем одеваемся стильно, с изюминкой, с присущим вам вкусом. Ведем себя не нагло, но уверенно, всем своим видом намекая, что можем за небольшую, скажем прямо, весьма условную плату осчастливить заказчика десятком‑другим «нетленных» строк. Это третье.

Сама собой смоделировалась типичная ситуация, которую мы называем ведение переговоров. Как правило, в ней участвуют одномоментно или на протяжении довольно длительного времени (вместе или по отдельности) четыре заинтересованные стороны: продюсер (или его представитель), артист (или группа артистов), композитор и поэт‑песенник. Каждый представляет собственные интересы, но все делают вид, что «болеют» исключительно за конечный успех проекта. Общение обычно происходит на принятом в эстрадной среде профессиональном новоязе, в чем‑то похожем на обычную русскую речь, но перемежаемую некоторыми специальными жаргонными словечками. Для удобства нашей дальнейшей работы я приведу краткий перечень самых необходимых слов и словосочетаний, чтобы вы были, как говорится, «в материале» и не чувствовали себя в этой ситуации «белой вороной».

 

 

Ад либитум – Вне ритма, свободно, произвольно

Берлять – Кушать

Бэки – Подпевки, второстепенные вокальные партии

Весло – Электрическая гитара

Голубец – Гомосексуалист

Голяшка – Аккордеон

Живаго – Исполнение песен без фонограммы

Кикс – Неправильно взятая нота

Корпоратив – Банкеты, свадьбы, похороны

Косить, накосить – Много работать, много заработать

Лабух, лабать – Музыкант, музицировать

Лажа, лажать – Ошибка, ошибаться

Мажор, в мажоре – Принятое на эстраде обозначение веселого настроения

Макар – Андрей Макаревич

Мартышка – Самый известный артист в сборной концертной программе, тот, который обеспечивает «кассу»

Мини‑диск – Музыкальный формат, часто используемый для сценической работы

Минор, в миноре – Принятое на эстраде обозначение грустного настроения

Минус, минусовка – Фонограмма без основного голоса

Мулька, фишка – Оригинальная особенность

Писюхи, писюшки – Девочки младше пятнадцати лет

Подтекстовка – Слова, которые пишутся на уже готовую музыку

Сборная солянка – Концертная программа, составленная из неоднородных номеров

Скрипунцы – Струнная группа оркестра

Совковый (ая) – Все, что типично для СССР

Спонсор – Мифическое существо с неограниченными финансовыми возможностями, одержимое непреодолимым желанием расстаться со своими деньгами

Сучок – Кларнет

Умца‑умца – Быстрый темп, наиболее часто применяемый в кабацкой и диско‑музыке

Фанера – Фонограмма, исполнение под фонограмму

Чес – Большое количество концертов

 

 

Конечно, это не тянет даже на минимальный словарный запас, но к концу наших занятий ваш «багаж» должен значительно пополниться, так как в процессе обучения я буду оперировать некоторыми часто употребляемыми терминами и оборотами, не вошедшими в данный словарик, потому что их нужно использовать только в определенном контексте и в связке с определенными понятиями.

Разумеется, переговоры именно в таком составе вовсе не обязательны. Иногда поэту‑песеннику заказывают текст, просто предоставляя «рыбу». Попробую пояснить, что она из себя представляет. Обычно это куплет и припев, состоящие из одних «та‑та‑та», с указанием слогов, на которые падает ударение, плюс рассказ о схеме самой песни – сколько куплетов, в какой последовательности чередуются и т. д. Правда, когда у меня на заре моей творческой деятельности возникала необходимость в написании текста на мои мелодии, я вместо «та‑та‑та» предлагал поэтам моментально набросанный мною не очень связный набор слов, чтобы им было проще работать. Вот, к примеру, фрагмент «рыбы» для мелодии, которая потом стала песней «Плот» (прил.1):

 

Мой замшевый пиджак

На три размера меньше.

Я в нем пленяю женщин,

И все они визжат.

 

 

 

Этот стишок сохранился случайно в одном из блокнотов и, когда я его обнаружил несколько лет назад, сильно меня позабавил. Правда, сегодня, после более детального ознакомления с современными текстами, я бы уже не относился к нему как к «рыбе». Но тогда я только‑только начал осваиваться в столице и еще не был уверен в себе. Конечно же, ничего путного именитые поэты‑песенники мне не написали, и пришлось все сочинять самому. После того как судьба свела меня с некоторыми будущими коллегами, «маститыми» и не очень, мое понимание ремесла вылилось в стихотворение, которое я позволю себе поместить на этих страницах:

 

Композитор, музычку придумав,

Показал ее текстовику.

Текстовик с пера пылинки сдунул

И «нащупал» первую строку:

 

«Повстречались мы с тобою в мае!» –

Понял, что начало одолел,

И продолжил, кошку обнимая:

«А расстались в снежном феврале!»

 

То ли вдохновения не хватило,

То ли рифмы ветром унесло,

Только с текстом вдруг закоротило –

Ни одной идеи. Как назло!

 

Подходил к столу четыре раза,

Позабросил важные дела,

Только привередливая фраза

В этот день, зараза, не пришла.

 

Поразмыслив, что заняться нечем,

Что пора набраться свежих сил,

К Дому литератора под вечер

Текстовик подъехал на такси.

 

Возле гардероба встретил друга.

С ним был незнакомый мрачный тип.

Тот, помяв протянутую руку,

Предложил зайти и «пропустить».

 

Друг сказал, что нет в кармане «мани»,

Что уже полгода «на мели»…

Обошлось без тягостных ломаний –

Мрачный тип расщедрился. Зашли…

 

Здесь куда ни плюнь – везде приятель,

Здесь куда ни глянь – кругом свои.

После поцелуев и объятий

Заказали столик на троих.

 

Выпили без видимых усилий,

Скушали «цыплят‑на‑вертеле»,

После третьей снова закусили,

Закурили. Друг повеселел,

 

Рассказал десяток анекдотов,

Выдал новый матерный стишок.

К ним придвинул стул четвертый кто‑то,

Снова пили. Стало хорошо.

 

Текстовик сказал, что ищет Тему,

Что грядущей книгой увлечен,

Но мешает мелкая проблема, –

И хмельной компании прочел:

 

«Повстречались мы с тобою в мае,

А расстались в снежном феврале».

Друг сказал: четвертая такая:

«Видно, так бывает на земле!»

 

Выпили за вечное искусство,

Опьянели. И уже внизу

Целовались от большого чувства,

Утирая пьяную слезу.

 

Тот, четвертый, в водочном угаре

Чей‑то бюст в объятиях душил.

Наконец, уже на тротуаре,

Друг воскликнул: жертвую, пиши!

 

«Мы с тобою повстречались в мае,

А расстались в снежном феврале.

Что мне делать, я не понимаю!!!

Видно, так бывает на земле!»

 

Текстовик в ответ промямлил что‑то,

Записал куда‑то и порвал,

Выбросил. С улыбкой идиота

Снова записал. Потом – провал…

 

Утром было гадко и тоскливо:

Как мартен гудела голова,

Как большой любви, хотелось пива,

Как от ветра, путались слова.

 

День прошел на редкость бестолково,

Следующий канул в суете.

Только на четвертый «мастер слова»

С горем пополам закончил текст.

 

Композитор с рифмами не спорил.

Спонсор тоже в творчество не лез.

Закрутилось, понеслось, и вскоре

Песня зашагала по земле.

 

Томная грудастая блондинка,

Что знакома всем наверняка,

Записала песню на пластинку,

Песня «пронеслась» по кабакам.

 

В утренних эфирах прозвучала,

В сборники попала, наконец

Незаметно, скромненько скончалась,

Не задев ни мыслей, ни сердец.

 

Я недавно слышал, как динамик

Из окна орал на весь район:

«Видно, так случилось между нами,

В январе со мной расстался он!..»

 

Значит, снова, музычку придумав,

Кто‑то дал ее текстовику,

Чтобы нас вгонять эстрадой‑дурой

В тупость, безнадегу и тоску.

 

Как же быстро все меняется в этом мире… Стихотворение, безусловно, принадлежит к тому времени (1983 год), ведь сегодня ситуация в песенном цехе абсолютно иная – и в Доме литератора литераторов не найдешь, да и механизмы «раскрутки» стали другими. Вот только подход к работе остался прежним…