ГЛОССАРИЙ

 

Новация (новшество) – результат научно-технической деятельности, новый или обновленный продукт чьей-либо творческой (новаторской) деятельности, предлагаемый потребителям (инноваторам) для дальнейшего преобразования и/или использования. Существует рынок новшеств (как новых товаров и новых услуг со своими рыночными па­раметрами).

Инновация (нововведение) – новшество, ставшее предметом инноваци­онного процесса; новшество приобретает это новое качество и становится но­вовведением с момента своего распространения и принятия потребителем (инноватором) для дальнейшего преобразования и/или использования.

Инновационный процесс (ИП) – совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния в конечное состояние. В процессе преобразования инноваций последние проходят ряд промежу­точных состояний: идея потребности, конструкторское и/или технологическое выражение идеи, экспериментальный, опытный и серийный образцы, новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология у по­требителя, новый социально-экономический эффект. ИП имеет черты дискрет­ности, непрерывности и цикличности. ИП осуществляется совокупностью уча­стников посредством их инновационной деятельности. ИП – элемент иннова­ционной системы.

Участники инновационного процесса – совокупность новаторов и инноваторов (отечественных и зарубежных), государственных, региональных и отраслевых учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, то есть всех субъектов инновационного процесса, играющих в нем определенную роль и выполняющих соответствующие функции.

Инновационная деятельность – совокупность действий участников ин­новационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в процессе и достигающих определенных результатов.

Инновационный механизм – рыночное и/или административное фор­мирование инновационных потребностей и спроса, с одной стороны, и иннова­ционного предложения, с другой. Выделяются рыночный, административный и смешанный механизмы. Инновационный механизм – элемент инновационной системы. Должны действовать три группы акций, воздействующих на иннова­ционные системы: а) стимулирование предложения новшеств; 6) повышение спроса на результат инновационного процесса; в) воздействие на условия, стимулирующие нововведения.

Инновационная система управления (ИСУ) – состав взаимосвязанных элементов, деятельность которых обеспечивает достижение инвестиционных целей. Элементами ИСУ являются иннова­ции, сам инновационный процесс и его участники, отношения и связи которых упорядочены организационной структурой, а также инновационный механизм.

Инновационная среда – дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение любого участника инновационного процесса, оказывающее косвен­ное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновацион­ной деятельности и ее результат. В качестве компонентов макросреды высту­пают научно-техническая, производственная, финансовая, экономическая, ад­министративная и правовая, природно-географическая, социальная, политиче­ская среды. Компонентами микросреды или как часто называют, инновацион­ной сферы принято считать рынок новшеств, рынок чистой конкуренции ново­введений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры, обслужи­вающие инновационный процесс.

Инновационный климат – благоприятствующие или неблагоприятствующие внешние или внутренние факторы влияния на инновационную дея­тельность участников инновационных процессов.

Инновационный цикл – это совокупность стадий инновационного про­цесса, регулярно повторяющихся независимо от класса инноваций, последова­тельно сменяющих друг друга, причем отдельные этапы и операции могут вы­полняться параллельно. Инновационный цикл представляет собой жизненный цикл инноваций, включающий стадии: научно-техническую (стадию НИОКР), производственную, реализации (стадию коммерциализации или стадию передачи в сферу потребления по договору), потребления. Поскольку жизненный цикл инноваций предполагает различные состояния инновации, на определенных стади­ях к инновации применимы понятия жизненного цикла изделия (продукта), технологии, товара.

Инновационная активность – степень интенсификации инновационной деятельности и поведения на рынках новшеств и нововведений, отражаемая в определенных количественных и качественных параметрах: продолжительно­сти инновационного цикла, обновления предметов и средств труда, объемах предложений и закупок результатов инновационной деятельности, ценового поведения, предложений развития инновационных механизмов и систем.

Инновационный потенциал – способность, возможность, готовность участника инновационного процесса мобилизовать ресурсы и организацион­ный механизм на его осуществление в той части процесса, которая отражает роль участника, в заданные сроки и затраты. Учитываются функциональный (научно-технические, производственные, маркетинговые и др.), ресурсный (материально-технические, финансовые, человеческие, информационные) и системный (миссия, ценностные ориентации, опыт, компетентность общего руководства) потенциа­лы, а также инновационная гибкость.

Потенциал инновации – возможности данной инновации к развитию через трансформацию в другие предусмотренные состояния, к образованию других инноваций.

Инновационные стратегии – направление инновационного развития, иннова­ционной деятельности, поведения на рынках новшеств, методов использования ресурсов и организационного механизма

Инновационный трансферт – продвижение нового продукта к потреби­телям (инноваторам) вплоть до освоения и потребления. Выделяют этапы про­движения: идея – новатор, новшество – инноватор, новый продукт – рынок, рынок новшеств – потребитель (инноватор), продвижение в среде инноватора. Осуществляется различными способами: а) распространение в условиях по­вышенного спроса по обычным каналам сбытовых сетей; б) диффузия новше­ства через информацию об удачном опыте использования новшества, либо че­рез рекламу, либо через непосредственное ознакомление с опытом применения новшества и рекомендаций специалистов фирм, уже применивших новый про­дукт; в) внедрение – преодоление сопротивления новшествам, адаптация инно­вационной системы фирмы к новшеству.

Инновационные риски – риски, связанные с возможностью невыполне­ния обязательств инновационных фирм (ошибочная идея, низкий инновацион­ный потенциал фирмы), непреодолимыми барьерами инновационного транс­ферта, неблагоприятным инновационным климатом и многими другими об­стоятельствами. Риск также обусловлен большой неопределенностью результа­тов (по качественному уровню, срокам, затратам), свойственных процессам, включающим творческих характер труда. Отсюда повышенная вероятность появления случайных событий, стохастический характер инновационных процес­сов. Однако возможность все это компенсировать сверхвысокими доходами от реализации новых продуктов на рынке создает условия (нишу) для появления рискового капитала (венчурных фондов) и рисковых фирм – инноваторов. Ин­новационные риски структурируются по различным признакам. По мере про­движения от начального состояния инновационного процесса к конечному снимается все большая неопределенность и вероятность рисков резко падает. Существует система специальных мер, снижающих инновационные риски.

Инновационная идея – заявка о появившейся идее, замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инноваци­онного процесса (инвесторов, исследователей, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, администраторов, потребителей) для организа­ции работ по всем (или отдельным) стадиям и этапам инновационного никла.

Инновационное предложение – предложение по инвестированию инновацион­ного процесса с какой-либо стадии (этапа) инновационного цикла. Сопровождается бизнес-планом. Предложения, как правило, не связаны с большими инвестициями и не продолжительны по реализации.

Инновационный проект – относится к сложному, дорогостоящему и продолжительному комплексу работ, сопровождается большим объемом проектно-конструкторской и другой документации по установленным нормам, проводится технико-экономическое обоснование. Представляет собой обраще­ние к крупным инвесторам и инноваторам с высоким инновационным потен­циалом. В зависимости от масштаба проекта по инвестициям, количеству участников и числу входящих проектов выделяют моно-, мульти- и мегапроекты.


 

Литература

 

Баранчеев В.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М: ИМПЭ, 1997. – 98 с.

Баранчеев В.П., Гунин В.К, Ляпина С.Ю., Онищенко С.И., Усти­нов В.А.
Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / ГУУ. – М.: Финстатинформ, 2000. – 127 с.

Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инве­стиций / Пер. с англ. – М.: Интерэксперт: ИНФРА-М, 1995. – 528 с.

Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. – 2-е изд., испр. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.

Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. – М.: Филинъ, 1997. – 336 с.

Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического разви­тия. (Международный фонд Н.Д. Кондратьева). – М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.

Инновационный менеджмент / Под ред. Л.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М., 1998.

Медынский В.Т. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Инновационный менеджмент / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.

Яковец Ю.В. Эпохальные инновации ХХI века. – М.: Экономика, 2004.