Тематика рефератов

1. Содержание основных составляющих сравнительного менеджмента и их взаимосвязь.

2. Роль национальной культуры, истории и других составляющих в формировании характерных черт бизнеса в стране и организациях.

3. Влияние фактора глобализации бизнеса и национальные особенности как основные условия формирования школы менеджмента в стране (регионе).

4. Характерные черты, определяющие специфику национальной школы менеджмента.

5. Степень использования объективных и общих взглядов на менеджмент в различных школах.

6. Общие черты и различия в подготовке менеджеров в США, Японии и Евросоюзе.

7. Основная направленность в подготовке менеджеров для работы в крупных (национальных и межнациональных) компаниях и малом бизнесе.

8. Взгляды на подготовку менеджеров для различных иерархических уровней в основных школах менеджмента (США, Япония, Европа, Россия).

9. Содержание и сравнительный анализ моделей развития бизнес-деятельности на основе национальной культуры («Инкубатор», «Семья», «Управляемая ракета» и «Эйфелева башня»).

10. Корпоративная культура организации (компании) как следствие национальной культуры, специфики бизнеса и размера компании.

11. Корпоративная культура (фактор «работа») и ее взаимосвязь с факторами «семья» и «школа».

12. Характерные особенности корпоративной культуры организации и ее зависимость от специфики общественных отношений в бизнес-среде (модели построения общественных отношений).

 

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и основная направленность учебного курса «Сравнительный менеджмент».

2. Основные факторы, влияющие на подготовку и деятельность менеджеров в конкретных национальных условиях.

3. Почему для крупного бизнеса ближе «международный менеджмент», а для малого – «сравнительный»?

4. Перечислить и кратко охарактеризовать факторы, формирующие поведение людей в различных странах для определенных условий.

5. Показать значимость сравнительного менеджмента при изучении менеджмента в различных основных школах (американской, японской и европейской).

6. Почему в ходе сравнительного менеджмента принято рассматривать достижения американской, японской и европейской школ?

7. Соотношение концепции современного менеджмента и интерпретация ее различными школами менеджмента. Общие взгляды и различия.

8. Общие взгляды в различных школах менеджмента на роль квалификации (профессионализма), командность в работе и активность менеджеров.

9. Влияние национальной культуры на содержание подготовки менеджеров в различных школах менеджмента.

10. В чем заключается противоположность во взглядах международного и сравнительного подходов к менеджменту.

11. Оценить причины того, что при анализе бизнес-процесса его принято рассматривать как явление, не имеющее национальности, пола и возраста, а при изучении любой бизнес-системы (организации) необходимо учитывать пол, возраст, национальные особенности и другие характеристики сотрудников данной компании.

12. Объяснить причину «тяготения» международного менеджмента к внешней среде, а внутренних факторов – к сравнительному менеджменту.

13. Почему модели национальных культур принято рассматривать по отношению к централизации управления, дистанции власти, уровню формализации структурных составляющих и по степени ориентации на личности и межличностные отношения?

14. На основании каких квалификационных характеристик оценивают основные модели организационных культур: «Управляемая ракета», «Эйфелева башня», «Инкубатор» и «Семья»?

15. Показать системную взаимосвязь моделей различных организационных культур («Управляемая ракета», «Эйфелева башня», «Инкубатор» и «Семья»).

16. Оценить характер воздействия на организационную культуру (модель «работа») основополагающих составляющих в жизни сотрудников: «семья» и «школа».

17. Существует ли системная взаимосвязь различных людей, организационных культур и основных этапов в жизни каждого сотрудника («семья» – «школа» – «работа»)?

18. В процессе развития общественных отношений рассматривалась следующая последовательность: общинная, механическая, социо-техническая и политическая. Следует ли при формировании корпоративной культуры их учитывать и каким образом они могут определять формируемую корпоративную культуру?

19. Каким образом включение России в восьмерку наиболее развитых стран и сотрудничество российского бизнеса с ведущими ТНК влияет на развитие основных подходов к менеджменту?

20. Оценить тенденции развития менеджмента в России и Москве. Откуда берутся менеджеры для работы в международных и зарубежных компаниях в Москве?

 

Литература

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2003.

Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннели Д.Х. Организация: поведение, структура, процессы. – М., 1999.

Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001.

Корпоративная культура и управление изменениями. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – (Сер.: Классика HBR).

Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.: Дело, 2003.

Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента. – М.: Дело, 2003.

Шекшня С.В. Kak eto skasat׳ po-russki (современные методы управления персоналом). – М.; 2003.