Цели и задачи дисциплины

Для студентов экономического факультета

 

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова


 

Утверждено

кафедрой менеджмента

 

С о с т а в и т е л ь – д-р экон. наук, проф. Макарова И.К.

 

 

Учебно-методическийкомплекс дисциплины «Сравнительный менеджмент» / сост.И.К. Макарова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2013. – 32 с.

 

 

Подготовлен на экономическом факультете.

 

Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования

 

 

© Макарова И.К., 2013


Цели и задачи дисциплины

Расширение международных связей российского бизнеса диктует необходимость подготовки современных менеджеров, способных осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В индустриально развитых странах, вступивших в процесс глобализации раньше России, уже несколько десятилетий развивается направление, получившее название сравнительного менеджмента. Эта исследовательская и учебная дисциплина посвящена изучению принципов и практики менеджмента в различных национальных культурах. Сравнительный менеджмент позволяет оценить характерные черты и достоинства взглядов на специфику основных различий в ведущих школах менеджмента (американской, европейской и японской) и необходимость учета их в ходе практических взаимоотношений с организациями (компаниями), относящимися к соответствующей школе. Межстрановые экономические взаимоотношения должны опираться на культуру, историю и другие основополагающие факторы внешней среды в процессе бизнес-деятельности. Таким образом, сравнительный менеджмент является обязательной и необходимой частью в числе тех учебных курсов, которые формируют и определяют общепрофессиональную подготовку специалиста в области обеспечения внешнеэкономической деятельности организации.

Основными задачами курса являются:

· показать взаимосвязь общих подходов в менеджменте (международного менеджмента) и специфичных характерных черт различных школ, что и определяет основное содержание сравнительного менеджмента;

· раскрыть объективную зависимость каждой школы менеджмента от национальной культуры и специфики развития основных направлений в бизнесе региона и страны;

· выявить характерные черты в формировании, развитии основных тенденций в каждой школе (американской, европейской и японской);

· обосновать объективную зависимость формирования и развития школ менеджмента от процессов глобализации бизнеса и характерных черт национальной культуры и традиций во взаимоотношениях между людьми;

· охарактеризовать основные составляющие в подготовке менеджеров для успешной работы в крупных компаниях и в малом (национальном) бизнесе;

· познакомить студентов с реализацией функций менеджмента в различных бизнес-культурах;

· дать студентам представление о характере влияния национальной культуры на стиль менеджмента, показать пути и способы ведения бизнеса;

· подготовить студентов к международным контактам в рамках практической деятельности в качестве менеджеров.

Курс основывается на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как «Менеджмент», «Мировая экономика», «Внешнеэкономическая деятельность», «Организационное поведение» и других.

В результате изучения курса студенты должны:

· усвоить обязательную и объективную зависимость, характерные черты и подходы в менеджменте в зависимости от степени интеграционных и глобальных составляющих в крупном бизнесе (степень влияния международного менеджмента) и неотделимость малого и среднего бизнеса от национальной культуры страны;

· понимание культуры и специфики отношений между людьми (клиенты и «продавцы») позволит четко сформировать и охарактеризовать основные особенности менеджмента в той или иной стране;

· знать основные черты и специфику взглядов американской, европейской и японской школ менеджмента;

· сформировать и оценить основные тенденции в развитии и становлении менеджмента в условиях России.

Курс «Сравнительный менеджмент» читается в 9 семестре для студентов, специализирующихся по международному менеджменту специальности «Менеджмент организации».

Программа курса в полной мере отражает передовой зарубежный и отечественный опыт изучения сравнительного менеджмента, в образовательную технологию ее реализации заложено сочетание различных форм и методов проведения занятий: лекции, деловые игры, разбор кейсов, тестирование, содержание которых приближено к реальной международной практике.

Структура программы включает темы, посвященные наиболее важным проблемам международного менеджмента в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации».

Контроль знаний по данной дисциплине включает выполнение реферата и сдачу зачета.