ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ОТБОР ФАКТОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
При подготовке и написании курсовой работы по специальности особенно важно правильно и корректно определить информационную базу исследования: она должна включать нормативные акты по избранной проблеме (Кодексы, Законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента, Постановления Правительства, Постановления органов местного самоуправления, приказы, письма, телеграммы, методические указания и рекомендации отраслевых министерств и ведомств), научные труды ведущих специалистов, ученых и практиков, в изучаемой области (монографии, учебники, учебные пособия, публикации в периодической печати, разъяснения и комментарии).
По утвержденной теме курсовой работы студент самостоятельно подбирает литературу, используя формуляры научной библиотеки университета, методического кабинета экономического факультета. Красноярской краевой научной библиотеки, ресурсы сети Интернет В библиотеках имеются указатели литературы по различным темам, систематические и алфавитные каталоги, библиографические справочники.
При подборе литературных источников следует уделять внимание информационным изданиям, содержащим оперативную информацию о публикациях и наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания, в отличие от библиографических, оперируют не только сведениями о произведениях печати, но и идеями и фактами, заключенными в них. Выпуском информационных изданий занимаются институты и центры научно- технической информации. Различают три вида информационных изданий: библиографические, реферативные и обзорные.
Библиографические издания включают упорядоченную совокупность библиографических описаний по интересующему вопросу. Они имеют все необходимые выходные данные документа. Библиографические указатели (например, «Сигнальная информация» ВИНИТИ) содержат перечень отечественных и зарубежных источников по проблеме и состоят из перечня библиографических описаний без аннотаций.
Реферативные издания составляются из рефератов, включающих сокращенное изложение содержания опубликованных документов с основными фактографическими сведениями и выводами К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
Обзорные издания включают обзор материалов по одной проблеме, сообщая о состоянии или развитии отрасли науки или практики, содержат все существенные результаты, полученные в этой области знаний за последнее время.
При разработке темы наряду с новым литературным и фактографическим материалом необходимо использовать и ретроспективную информацию, отражающую накопленные и систематизированные знания по изучаемому вопросу. Такую информацию можно получить, изучая специализированную литературу: монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций.
Актуальная информация обычно содержится в периодических изданиях, как профильных, к которым относятся журналы «Бухгалтерский учёт и налоги», «Консультант», «Консультант бухгалтера», «Налоговый вестник», «Финансовые и бухгалтерские консультации», «Экономический анализ: теория и практика», так и изданиях общеэкономической тематики. Целесообразно изучить такие издания, как еженедельник «Экономика и жизнь», журналы «Банковское дело», «Вопросы экономики», «Дайджест-финансы», «Нормативные акты», «Прикладная эконометрика», «Рынок ценных бумаг», «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Финансы и кредит», «Финансовая аналитика: проблемы и решения», «Вестник банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит», «Банковские технологии».
Специалист по финансам, банковскому делу, ценным бумагам, налогам должен уметь работать с нормативными документами, находить и анализировать их, использовать в своей повседневной работе. Источником официальных публикаций нормативных документов федерального уровня является «Российская газета», правовых актов Красноярского края - газета «Красноярский рабочий», нормативных актов органов местного самоуправления г. Красноярска - газета «Городские новости». При поиске правовой литературы по вопросам исследования студент должен использовать информационно-справочные системы, такие как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Помимо прочего, информационно-справочные системы содержат тематически сгруппированные аннотации и подборки статей, официальные и профессиональные комментарии нормативных актов.
Большое количество фактографического материала и специальной информации по исследуемой теме содержит сеть Интернет. Используя ресурсы Интернета, студенту необходимо помнить о нормах научной и профессиональной этике: вся опубликованная информация защищена авторскими правами, ее применение в курсовой работе необходимо оформлять ссылками на первоисточник. Можно порекомендовать использование материалов, размещаемых на специализированных веб-сайтах: wwwbankir.ru, www.bisorg, www.cbrru, www.rbcru, www.finamru, www.finansist.ru, www.gaapru, www.consulting.ru,www.costechnology.com,www.cfin.ru,www.finexpert.ru,www.lgl.ru,www.ipbr.org,www.ifrsorg (для получения доступа к русским переводам МСФО необходимо зайти на страницу регистрации на сайте IASB по ссылке: http://www.iasborg/IASB+Registration.htm).
Изучение литературных источников удобнее всего осуществлять в следующем порядке: сначала анализируются общие работы, дающие представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема (нормативно-правовые акты, общеэкономические издания, учебники и учебные пособия); затем проводится исторический ретроспективный обзор ключевых публикаций по теме исследования; в заключение осуществляется поиск нового материала, сообщающего о последних разработках в данной области.
При чтении литературы необходимо делать выписки определений, положений и наиболее значимых цитат (с указанием полного библиографического описания источника), записывать собственные мысли или критические замечания по прочитанному. Сделанные записи целесообразно группировать по отдельным главам и параграфам плана курсовой работы, для освещения которых они предназначены.
Студент должен глубоко осмыслить высказывания авторов, стоящих на различных теоретических позициях. Задача теоретической части научной работы состоит не в грамотном пересказе всего написанного по исследуемому вопросу, а в систематизации этого материала, его критическом осмыслении, переработке и анализе. Студент должен сформулировать авторскую позицию по изучаемому вопросу, доказать, какие из существующих по проблеме исследования мнений наиболее правильны с его точки зрения. Студент может согласиться с высказыванием полностью или частично, вносить свои поправки и дополнения, формулировать аргументы. Наконец, можно не согласиться ни с одной из имеющихся точек зрения, взвешенно и аргументировано сформулировав свое мнение по спорному вопросу. В этом случае необходимо опровергнуть позиции оппонентов, используя такие приемы как опровержение тезиса, критика аргументов или критика демонстрации.
Опровержение тезиса состоит в доказательстве несостоятельности исходного тезиса, через моделирование его последствий и сопоставление их с реальными фактами. Критика аргументов заключается в опровержении доводов, приводимых в критикуемом положении, выявлении их ложности или сомнительности. Критика демонстрации подразумевает выявление логической непоследовательности рассматриваемых утверждений и отсутствия связи между аргументами и тезисом.
Значительная часть информационной базы формируется студентом путем сбора практического материала при прохождении научно- исследовательской практики, по материалам, опубликованным СМИ, данным, распространяемым государственными органами и саморегулирующимися организациями.
Практический материал может включать: локальные нормативные акты предприятий (Устав, Учредительный договор, Приказ по учетной политике, Положение о внутреннем распорядке, Коллективный договор, трудовые контракты, Положение о премировании, Положение о документообороте, должностные инструкции, Регламент коммерческой тайны и др.), первичные учетные документы, информацию, получаемую из учетных регистров и дополнительную аналитическую информацию (отчет Совета Директоров, Протокол заседания собрания акционеров, отчет о маркетинге, отчет об использовании прибыли, бюджет предприятия); данные внешней и публичной отчетности; статистическую информацию, распространяемую органами государственной статистики, Торгово-промышленной палатой, биржами, банками, Министерством финансов РФ, Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Российской коллегией аудиторов, предприятиями и организациями.
При отборе фактографического материала необходимо помнить о том, что научный факт, составляющий практическую основу исследования, характеризуется точностью, объективностью и достоверностью. Достоверность фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера содержащейся информации.
Большое внимание следует уделять также методам обработки практического материала. Они должны быть достоверными, корректными, точными и основываться как на общеэкономических методах научного познания, так и специальных методических приемах, составляющих основу изучаемых дисциплин.
При использовании в работе большого массива практической информации, составляющей доказательную основу исследования, она может быть сгруппирована и вынесена в приложения. В приложения также выносятся громоздкие расчеты, таблицы, графики, иллюстрирующие процесс обработки практического материала и получения научных фактов, приложения также выносятся громоздкие расчеты, таблицы, графики, иллюстрирующие процесс обработки практического материала и получения научных фактов, положенных в основу выводов исследования.
Список подобранной по теме курсовой работы литературы и состав практического материала, который будет использоваться в исследовании, студент согласовывает со своим научным руководителем.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выбрав тему, студент совместно с научным руководителем разрабатывает план курсовой работы.
Структурно курсовая работа должна включать:
- титульный лист (приложение Б);
- содержание (с указанием страниц);
- введение;
- главы основной части, поделенные на параграфы;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Примерная структура курсовых работ по отдельным темам приводится в приложении В.
По мере выполнения курсовой работы ее план может уточняться и корректироваться студентом (по согласованию с научным руководителем).
Подготовка курсовой работы включает следующие этапы:
1) выбор темы;
2) подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
3) составление первоначального плана;
4) изучение отобранной литературы;
5) составление окончательного варианта плана;
6) сбор и обработка фактических данных на основе статистической информации, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение;
7) написание текста курсовой работы;
8) защита курсовой работы.