ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ОТБОР ФАКТОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

При подготовке и написании курсовой работы по специальности осо­бенно важно правильно и корректно определить информационную базу ис­следования: она должна включать нормативные акты по избранной проблеме (Кодексы, Законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента, Постановления Правительства, Постановления органов местного самоуправ­ления, приказы, письма, телеграммы, методические указания и рекомендации отраслевых министерств и ведомств), научные труды ведущих специалистов, ученых и практиков, в изучаемой области (монографии, учебники, учебные пособия, публикации в периодической печати, разъяснения и комментарии).

По утвержденной теме курсовой работы студент самостоятельно под­бирает литературу, используя формуляры научной библиотеки университета, методического кабинета экономического факультета. Красноярской краевой научной библиотеки, ресурсы сети Интернет В библиотеках имеются указа­тели литературы по различным темам, систематические и алфавитные каталоги, библиографические справочники.

При подборе литературных источников следует уделять внимание ин­формационным изданиям, содержащим оперативную информацию о публи­кациях и наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания, в отличие от библиографических, оперируют не только сведениями о произведениях печати, но и идеями и фактами, заключенными в них. Вы­пуском информационных изданий занимаются институты и центры научно- технической информации. Различают три вида информационных изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания включают упорядоченную совокупность библиографических описаний по интересующему вопросу. Они имеют все необходимые выходные данные документа. Библиографические указатели (например, «Сигнальная информация» ВИНИТИ) содержат перечень отече­ственных и зарубежных источников по проблеме и состоят из перечня биб­лиографических описаний без аннотаций.

Реферативные издания составляются из рефератов, включающих со­кращенное изложение содержания опубликованных документов с основными фактографическими сведениями и выводами К ним относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Обзорные издания включают обзор материалов по одной проблеме, со­общая о состоянии или развитии отрасли науки или практики, содержат все существенные результаты, полученные в этой области знаний за последнее время.

При разработке темы наряду с новым литературным и фактографиче­ским материалом необходимо использовать и ретроспективную информацию, отражающую накопленные и систематизированные знания по изучаемому во­просу. Такую информацию можно получить, изучая специализированную литературу: монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций.

Актуальная информация обычно содержится в периодических издани­ях, как профильных, к которым относятся журналы «Бухгалтерский учёт и налоги», «Консультант», «Консультант бухгалтера», «Налоговый вестник», «Финансовые и бухгалтерские консультации», «Экономический ана­лиз: теория и практика», так и изданиях общеэкономической тематики. Целесообразно изучить такие издания, как еженедельник «Эконо­мика и жизнь», журналы «Банковское дело», «Вопросы экономики», «Дай­джест-финансы», «Нормативные акты», «Прикладная эконометрика», «Рынок ценных бумаг», «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Финансы и кре­дит», «Финансовая аналитика: проблемы и решения», «Вестник банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит», «Банковские технологии».

Специалист по финансам, банковскому делу, ценным бумагам, налогам должен уметь работать с нормативными документами, находить и анализировать их, ис­пользовать в своей повседневной работе. Источником официальных публика­ций нормативных документов федерального уровня является «Российская га­зета», правовых актов Красноярского края - газета «Красноярский рабочий», нормативных актов органов местного самоуправления г. Красноярска - газе­та «Городские новости». При поиске правовой литературы по вопросам ис­следования студент должен использовать информационно-справочные систе­мы, такие как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Помимо прочего, информационно-справочные системы содержат тематически сгруппирован­ные аннотации и подборки статей, официальные и профессиональные ком­ментарии нормативных актов.

Большое количество фактографического материала и специальной ин­формации по исследуемой теме содержит сеть Интернет. Используя ресурсы Интернета, студенту необходимо помнить о нормах научной и профессио­нальной этике: вся опубликованная информация защищена авторскими пра­вами, ее применение в курсовой работе необходимо оформлять ссылками на первоисточник. Можно порекомендовать использование материалов, разме­щаемых на специализированных веб-сайтах: wwwbankir.ru, www.bisorg, www.cbrru, www.rbcru, www.finamru, www.finansist.ru, www.gaapru, www.consulting.ru,www.costechnology.com,www.cfin.ru,www.finexpert.ru,www.lgl.ru,www.ipbr.org,www.ifrsorg (для получения дос­тупа к русским переводам МСФО необходимо зайти на страницу регистрации на сайте IASB по ссылке: http://www.iasborg/IASB+Registration.htm).

Изучение литературных источников удобнее всего осуществлять в сле­дующем порядке: сначала анализируются общие работы, дающие представ­ление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема (нормативно-правовые акты, общеэкономические издания, учебники и учебные по­собия); затем проводится исторический ретроспективный обзор ключевых публикаций по теме исследования; в заключение осуществляется поиск ново­го материала, сообщающего о последних разработках в данной области.

При чтении литературы необходимо делать выписки определений, по­ложений и наиболее значимых цитат (с указанием полного библиографиче­ского описания источника), записывать собственные мысли или критические замечания по прочитанному. Сделанные записи целесообразно группировать по отдельным главам и параграфам плана курсовой работы, для освещения которых они предназначены.

Студент должен глубоко осмыслить высказывания авторов, стоящих на различных теоретических позициях. Задача теоретической части научной ра­боты состоит не в грамотном пересказе всего написанного по исследуемому вопросу, а в систематизации этого материала, его критическом осмыслении, переработке и анализе. Студент должен сформулировать авторскую позицию по изучаемому вопросу, доказать, какие из существующих по проблеме ис­следования мнений наиболее правильны с его точки зрения. Студент может согласиться с высказыванием полностью или частично, вносить свои поправ­ки и дополнения, формулировать аргументы. Наконец, можно не согласиться ни с одной из имеющихся точек зрения, взвешенно и аргументировано сфор­мулировав свое мнение по спорному вопросу. В этом случае необходимо оп­ровергнуть позиции оппонентов, используя такие приемы как опровержение тезиса, критика аргументов или критика демонстрации.

Опровержение тезиса состоит в доказательстве несостоятельности ис­ходного тезиса, через моделирование его последствий и сопоставление их с реальными фактами. Критика аргументов заключается в опровержении дово­дов, приводимых в критикуемом положении, выявлении их ложности или со­мнительности. Критика демонстрации подразумевает выявление логической непоследовательности рассматриваемых утверждений и отсутствия связи ме­жду аргументами и тезисом.

Значительная часть информационной базы формируется студентом пу­тем сбора практического материала при прохождении научно- исследовательской практики, по материалам, опубликованным СМИ, данным, распространяемым государственными органами и саморегулирующимися ор­ганизациями.

Практический материал может включать: локальные нормативные акты предприятий (Устав, Учредительный договор, Приказ по учетной политике, Положение о внутреннем распорядке, Коллективный договор, трудовые кон­тракты, Положение о премировании, Положение о документообороте, долж­ностные инструкции, Регламент коммерческой тайны и др.), первичные учет­ные документы, информацию, получаемую из учетных регистров и дополни­тельную аналитическую информацию (отчет Совета Директоров, Протокол заседания собрания акционеров, отчет о маркетинге, отчет об использовании прибыли, бюджет предприятия); данные внешней и публичной отчетности; статистическую информацию, распространяемую органами государственной статистики, Торгово-промышленной палатой, биржами, банками, Министер­ством финансов РФ, Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Российской коллегией аудиторов, предприятиями и организациями.

При отборе фактографического материала необходимо помнить о том, что научный факт, составляющий практическую основу исследования, харак­теризуется точностью, объективностью и достоверностью. Достоверность фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера содержащейся информации.

Большое внимание следует уделять также методам обработки практиче­ского материала. Они должны быть достоверными, корректными, точными и основываться как на общеэкономических методах научного познания, так и специальных методических приемах, составляющих основу изучаемых дис­циплин.

При использовании в работе большого массива практической информа­ции, составляющей доказательную основу исследования, она может быть сгруппирована и вынесена в приложения. В приложения также выносятся громоздкие расчеты, таблицы, графики, иллюстрирующие процесс обработки практического материала и получения научных фактов, приложения также выносятся громоздкие расчеты, таблицы, графики, иллюстрирующие процесс обработки практического материала и получения научных фактов, положенных в основу выводов исследования.

Список подобранной по теме курсовой работы литературы и состав практического материала, который будет использоваться в исследовании, студент согласовывает со своим научным руководителем.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбрав тему, студент совместно с научным руководителем разрабаты­вает план курсовой работы.

Структурно курсовая работа должна включать:

- титульный лист (приложение Б);

- содержание (с указанием страниц);

- введение;

- главы основной части, поделенные на параграфы;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Примерная структура курсовых работ по отдельным темам приводится в приложении В.

По мере выполнения курсовой работы ее план может уточняться и кор­ректироваться студентом (по согласованию с научным руководителем).

Подготовка курсовой работы включает следующие этапы:

1) выбор темы;

2) подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;

3) составление первоначального плана;

4) изучение отобранной литературы;

5) составление окончательного варианта плана;

6) сбор и обработка фактических данных на основе статистической информации, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение;

7) написание текста курсовой работы;

8) защита курсовой работы.