IV. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже.

1. В каждой группе осталось по (несколько) детей. По (окончание) лекции все собрались уходить. По (прибытие) на конференцию необходимо оформить документы. Хорошей погоды ждали по (много) дней. Рецензия (статья).

2. Согласно (распоряжение, приказ, решение, указание). Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). Вопреки (просьба, предположение, уговор). Характеристика (Петров). Отзыв (дипломная работа). Аттестация (Сидоров).

 

*V. Исправьте ошибки, связанные с управлением.

1. Уделите внимание на здоровье. 2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. 3. Заведующий больницы встретил нас «прохладно».4. Многие читатели уделяют внимание на рубрику «В мире книг». 5. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

 

VI. Найдите ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок радостно меня встретит. 2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась эта картина. 3. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался. 4. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают. 5. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

 

*VII. Исправьте предложения. Объясните допущенные ошибки.

1. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают. 2. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества. 3. Салют – это когда много огней и красиво. 4. За больным был установлен хороший уход и содержание. 5. Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного.

 

VIII. Как следует правильно сказать? Выберите нормативный вариант в парах.

1. Заведующая библиотеки или библиотекой? 2. Согласно приказа или приказу? 3. Выходить или сходить на остановке? 4. Актовый зал с девятистами пятидесятью или девятьюстами пятьюдесятью местами? 5. Чем я обязан вашему приходу, или чему я обязан вашим приходом, или чем я обязан вашим приходом? 6. Дожидаться сестры или сестру? 7. Бояться Валентину Петровну или Валентины Петровны? 8. Слушаться матери или мать? 9. Искать дороги или дорогу домой? 10. Прибавить газу или газ? 11. Искать правду или правды? 12. Не покупать хлеба или хлеб? 13. Не допускать несчастья или несчастье? 14. Не стирай белье или белья?

Литература

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник. М.: Высшая школа, 1978. С.85-124.

2. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М.: НОРМА - ИНФРА, 1998. С.264-278.

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. Учебное пособие. М.: ACADEMA, 2002. С.177-184.

4. Никишаева В.П. Пособие по русскому языку. Бийск: НИЦ БПГУ, 2001.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Книга о хорошей речи. М., 1997.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис, 1997. С.249-320.

7. Русецкий В.Ф. Культура речи учителя. Практикум. Минск, 1999. С.194-205.

8. Русский язык и культура речи :Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2000. С.330-339.