Форма именительного падежа множественного числа существительных мужского рода
Нормативные варианты | Колебание нормы | |||
Адреса | кителя | погреба | бункеры – бункера, возы – воза | |
бега | колокола | потроха | годы – года | |
бока | купола | профессора | коробы – короба, лекари – лекаря | |
века, но: в кои веки | кучера | стога | пекари – пекаря, хлевы – хлева | |
вороха | невода | сторожа | токари – токаря, томы – тома | |
голоса | обшлага | тенора | слесари – слесаря | |
города | окорока | терема | тракторы – трактора, якори – якоря | |
директора | округа | тетерева | флигели – флигеля | |
доктора | ордера | фельдшера | прожекторы – прожектора | |
жемчуга | паруса | хутора | ястребы – ястреба | |
закрома | паспорта | шелка | тополи – тополя | |
катера | писаря | штемпеля | инспекторы – инспектора |
6. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа (пять килограммов / килограмм апельсинов /апельсин) связаны в своем возникновении и развитии с рядом причин: историей отдельных типов склонений имен существительных, влиянием диалектов, фразеологизацией и пр. Дублетные формы отмечаются у существительных мужского, женского и среднего рода (см. таблицу № 5).
Таблица 5
Варианты окончаний существительных в родительном падеже множественного числа
Нулевое окончание | Формально выражено (-ов/-ев) |
1. Имеют существительные мужского рода с основой на твердый согласный, именующие: | |
а) парные предметы: пара сапог, чулок, без погон, ботинок, бот, бутс, кед | без носков |
б) лиц по национальности: англичан, грузин, болгар, цыган, румын, осетин | негров, киргизов, калмыков, таджиков, монголов, узбеков |
в) воинские группы, род войск: отряд партизан, солдат, драгун, кадет | минеров, саперов |
г) единицы измерения, употребляющиеся с числительными: (несколько) ампер, ватт, микрон, ампер, вольт | граммов, килограммов, каратов, динаров, гектаров |
д) овощи, фрукты: яблок, баклажан | абрикосов, апельсинов, помидоров, баклажанов |
2. Имеют следующие существительные среднего рода: : | |
блюдец, захолустий, побережий, снадобий, плеч, зеркалец, одеялец, полотенец, кушаний, мест, зданий, дел | верховьев, устьев, низовьев, платьев, доньев |
3. Имеют существительные женского рода: | |
вафель, кочерег, кровель, песен, свадеб, сплетен, усадеб, нянь, простынь, туфель, сотен, барж, копий, пустынь | пеней, пригоршней, свечей, долей,ладоней |
7. Не соответствует нормам литературного языка соединение в одном прилагательном обеих форм сравнительной степени типа более интереснее. Также следует избегать в речи избыточные сочетания типа самый способнейший студент.
8. Обратите внимание на употребление в речи собирательного числительного оба / обе.
Падежи | Мужской и средний род | Женский род |
Им. п. | оба (друга) | обе( руки) |
Р. п. | обоих друзей | обеих рук |
Д.п. | обоим друзьям | обеим руками |
В.п. | как И. или Р. | как И. или Р.п. |
Т.п. | обоими друзьями | обеими руками |
П.п. | об обоих друзьях | об обеих руках |
9. Собирательные числительные двое, трое, четверо,…десятеро сочетаются в речи с определенным кругом слов, а именно:
1) с существительными, называющими:
а) лиц мужского и общего рода, например, двое друзей, трое сирот, трое мальчиков;
б) детенышей животных: трое волчат, четверо медвежат (зверят);
в) парные предметы: двое туфель, трое сапог (носков, чулок, валенок, рукавиц, брюк);
2) с существительными, имеющими только форму множественного числа: двое (саней, ножниц, часов, суток);
3) с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;
4) при слове часы / механизм / употребляется собирательное числительное или добавляется слово штука: не хватает шестерых часов – не хватает шести штук часов.
10. При употреблении в речи дробных числительных следует помнить, что первая часть их склоняется как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая – как порядковое во множественном числе. Существительное при таком числительном ставится в родительном падеже, например, две пятых сотки, от двух пятых сотки, с двумя пятыми сотки, о двух пятых сотки.
11. Числительные полтора, полтораста употребляются в речи в дух формах, существительные при числительных изменяются по падежам в форме множественного числа:
Падежи | Мужской и средний род | Женский род |
Им. п. | полтора часа, полтораста шагов | полторы минуты |
Р.п. | полутора часов, полутораста шагов | полутора минут |
Д.п. | полутора часам полутораста шагам | полутора минутам |
В.п. | полтора часа, полтораста шагов | полторы минуты |
Т.п. | полутора часами, полутораста шагами | полутора минутами |
П. п. | о полутора часах, в полутораста шагах | о полутора минутах |
12. Числительное один согласуется с существительным во всех падежах как прилагательное: один стул, одного стула, одному стулу, об одном стуле.
13. Числительное четыре в творительном падеже имеет форму четырьмя.
14. Числительные сорок девяносто, сто при употреблении в речи имеют только две формы: сорок (ОТ, К, С, О: сорока), девяносто (ОТ, К, С, О: девяноста), сто (ОТ, С, К, О: ста).
15. Склонение числительных, обозначающих целое число, сверяйте с таблицей № 6.
Таблица 6
Падежи | Составное числительное 1888 |
И. п. | тысяча восемьсот восемьдесят восемь (домов) |
Р.п. | тысячи восьмисот восьмидесяти восьми домов |
Д.п. | тысяче восьмистам восьмидесятивосьми домам |
В.п. | тысячу восемьсот восемьдесят восемь домов |
Т.п. | тысячей восьмьюстами восьмьюдесятью восьмью домами |
П.п. | о тысячевосьмистах восьмидесяти восьми домах |
16. Местоимение «сколько» склоняется как прилагательное во множественном числе: скОлько, скОльких, скОльким, скОлькими, о скОльких.
17. От «недостаточных» глаголов (победить, убедить, очутиться, ощутить, пылесосить) не образуются простые формы единственного числа настоящего или будущего времени, а возможны описательные / аналитические/ формы, например, (смогу, захочу, сумею) победить, ощутить.
18. Глаголы «изобилующие» (полоскать, плескать, мурлыкать, махать, метать, двигать, капать, брызгать) имеют двоякие формы настоящего времени, различающиеся стилистически, например, формы полоскает, мурлыкает, двигает употребляются в разговорной речи, или различаются по смыслу. В паре двигает - движет – первая форма имеет значение «перемещать, толкая или таща что-нибудь», а вторая – «побуждать, руководить».
План практического занятия №11-12