История развития проекционной техники и дидактических материалов к ним

Аппараты для статичной проекции применяют в учебных заведениях давно. Но и в настоящее время они не утратили своего значения при проведении уроков и самых разнообразных внеклассных мероприятий.

«Волшебные фонари» — так раньше называли проекционные аппараты — появились в России в первой четверти XVIII в. Тогда они, по словам физика М. С. Хотинского (1866г.), «...были в большом ходу у магов и чародеев».

Применять диапозитивы в просветительских целях начали во второй половине XIX в. Демонстрировали их проекционным «волшебным фонарем», изобретенным еще в 1640 г. физиком Афанасием Кирхером. Виднейшие ученые профессора Московского университета К.А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, Д. Н. Анучин и другие сопровождали лекции показом диапозитивов.

Позже проекционный аппарат вошел почти во всеобщее употребление не только в высших учебных заведениях, но даже в полковых учебных командах и народных школах. В начале века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. Широкое применение они нашли в советской школе. В системе наглядных средств им отводят как самостоятельную роль, так и вспомогательную в качестве средства, уточняющего понятия, получаемые с помощью других технических средств - кинофильмов, теле- и радиопередач.

В 1895-1898гг. русскими изобретателями Е.А. Малиновским и Н.А. Пашковским были разработаны и изготовлены первые эпипроекционные аппараты, т. е. проекционные аппараты, служащие для показа непрозрачных иллюстраций.

Первые диафильмы на 35-миллиметровой целлулоидной пленке появились в России в 1904-1905 гг. и назывались они «проекционные фотограммы», «картинные ленты». Для проецирования на экран изготавливались диапозитивы на стекле, их размер – 45х60 и 50х50 мм.

Новый этап использования статичных экранных пособий начался в конце 50-х – начале 60-х годов двадцатого века, когда пособия стали выпускать несколько фабрик, в том числе и фабрика «Диафильм».

К средствам статической проекции относятся слайды, диафильмы, транспаранты, презентации. Традиционно диафильмы и наборы слайдов выпускались с методическими указаниями. Отличие диафильма от набора слайдов заключается в том, что диафильм – законченное произведение, где каждый следующий кадр связан с предыдущим не только визуальным рядом, но и титрами текста в каждом кадре.

Наборы слайдов компонуются таким образом, что в целом они тоже составляют законченный визуальный ряд, но при этом каждый кадр может быть использован учителем автономно, в зависимости от целей урока. Кроме того, отсутствие титров позволяет вписать такой кадр в любой контекст изложения.

Особенностью визуального ряда (диафильм, слайд и презентация) является единичность выражения, то есть конкретное изображение, не исключающее, однако, символического образа. В отличие от кадра кинофильма между кадрами диафильма имеется пропуск информации, где зритель (или учитель) заполняет эти пропуски, соединяя кадры в единую цепь. «Скачок» от кадра к кадру также важен для обучения, так как развивает фантазию зрителя и направляет его на поиск информации.

Главным средством монтажа диафильма является текст. Именно через субтитры протягивается связь от кадра к кадру, подготовка к восприятию следующего изображения. Если речь идет о наборе слайдов, то именно речь учителя будет выстраивать их в определенном порядке и создавать эмоциональную атмосферу урока.

Учебные демонстрации в ходе урока могут выполнять следующие функции:

– мотивация и ориентировка в учебном содержании;

– иллюстрация речи учителя или ученика;

– изложение новой учебной информации;

– формирование и формулировка условий проблемы;

– обобщение учебного материала, повторение с расширением и углублением темы.

Статические экранные пособия позволяют учителю организовать коллективные формы работы с классом: обсуждение увиденного, предъявление познавательных заданий, сочетание экранного изображения с натурной наглядностью. Особенностью статического изображения является также адаптация учебной информации к каждой конкретной аудитории, т. е. изображение можно держать на экране до тех пор, пока оно не будет понято всеми учащимися.

Учитель должен помнить, что процесс рассматривания изображения с экрана происходит в три этапа. На первом этапе идет целостный обзор изображения. В это время учитель делает паузу в течение 1-1,5 минут. Второй этап – комментирование деталей картины. В это время учитель не только показывает ученику (обычной или лазерной указкой), куда смотреть, но и рассказывает, что должен увидеть ребенок на экране. Третий этап включает синтез изображения после его анализа. Здесь опять учитель делает паузу и при рассматривании изображения связывает сюжет с анализом композиционных моментов, с формой и оценкой стиля художника.

(Текст составлен на основе кн: 1. Дрига, И. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе / И. И. Дрига, Г. И. Рах. – Москва: Просвещение, 1985. – 271 с. 2. Карпов, Г. В. Технические средства обучения в общеобразовательной школе / Г. В. Карпов, В. А. Романин. – Москва: Просвещение, 1979. – 271 с. 3. Ситникова, Н. А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения / Н. А. Ситникова. – Москва: Московский исихолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001. – 92 с.

Приложение № 4