Создание учебного диафильма

Цель: научить студентов создавать учебные диафильмы на основе слайдов. Познакомить студентов с методикой создания диафильма с использованием персонального компьютера.

Оборудование: диапроектор, слайды, цифровой фотоаппарат, персональный компьютер, микрофон.

Внимание! Перед выполнением заданий познакомьтесь с методикой разработки и изготовления самодельных диафильмов и аудиовизуальных пособий.

Методика разработки и изготовления самодельных диафильмов и аудиовизуальных пособий разбивается на ряд этапов:

Первый этап. При выборе темы предпочтение нужно отдать тем темам, которые вызывают значительные трудности для преподавания и усвоения. Причины этих трудностей могут быть разными: слабое оснащение материала экспериментом, сложность материала, слабая иллюстративность соответствующей темы в учебнике, отсутствие или недостаточность нужных промышленных аудиовизуальных пособий. После выбора темы определяется дидактическое назначение будущего пособия, его роль и место в системе других наглядных пособий.

Второй этап. Практика показывает, что удобнее пользоваться пособием, которое имеет специальное назначение: для дополнения и разъяснения опытов или иллюстраций учебника, для объяснения материала, обобщающего повторения, для самостоятельной работы или опроса учащихся, для лабораторных занятий и т. п.

Третий этап. Разработка сценария диафильма.

Сценарий целесообразно разрабатывать в соответствии с приведенной ниже таблицей № 4.

Таблица № 4

№ Кадра Что изображено Надпись
     

Задание 1. Создание сценария презентации.

1. Выберите тему презентации, подберите серию слайдов.

2. Продумайте виды межкадровых переходов.

3. Подберите текст к каждому кадру.

4. Заполните таблицу № 4. (письменно в тетради).

Задание 2. Съемка отдельных фотоснимков.

1. Установите на стол диапроектор с подобранными диапозитивами.

2. Подберите нужный размер изображения, наведите резкость.

3. Установите на штатив фотоаппарат, произведите съемку кадров.

Задание 3. Съемка отдельных фотоснимков из книг раздаточного материала и т.д.

1. Расположите на съемочном столе дидактический материал с подобранными иллюстрациями.

2. Установите на штатив фотоаппарат, произведите съемку кадров.

Задание 4. Создание диафильма - презентации.

· перенесите снимки с фотоаппарата в компьютер;

· с помощью программы «Power Paint» создайте презентацию;

· продемонстрируйте презентацию преподавателю.

Требования, предъявляемые к визуальной информации:

· использование четкой словесной информации (заголовка, надписи);

· основное место в кадре должно занимать изображение, а не текст;

· не спешите переснимать на слайды имеющиеся у вас плакаты, таблицы, схемы, так как к форме экранных пособий предъявляются несколько иные требования;

· управление восприятием за счет цветовой гаммы;

· управление восприятием за счет подчеркивания, выделения заключения в рамку;

· использование специальных знаков, символов;

· расположение в центре «главного случая» (основного правила), а исключений – на периферии зрительного восприятия;

· использование общеизвестной символики для ускорения расшифровки информации в кадре;

· использование прямого черного шрифта;

· для получения на экране четкого изображения надписей, высота заглавных букв должна быть 1/30 наибольшей стороны кадра, а строчных – 1/50, отношение высоты буквы к ширине – 5:3;

· источниками изобразительного материала могут быть иллюстрации из книг, энциклопедий, газет, слайдов и т.д.

Внимание! При создании презентации на основе слайдов учитывайте приведенные ниже рекомендации.

1. Читаемость кадра, которая оценивается по скорости и точности различения, опознания и интерпретации изображенного материала определяется выразительностью изображения, доступностью понимания и простотой. Поэтому изобразительный материал следует подбирать простой, выразительный и легко осматриваемый.

2. Не следует перегружать кадр лишней информацией. Обилие объектов и деталей в кадре рассеивает внимание. В одном кадре должно быть не более 3-5 объектов и деталей.

3. Уровень схематизации должен соответствовать возрастным особенностям развития обучающихся. При создании текстовых слайдов в кадре должно быть не более 5-9 строк по 25-30 знаков в каждой; толщина букв на белом фоне должна равняться 1/6 высоты, а белых на черном - 1/7-1/8 высоты. Не увлекайтесь текстовыми кадрами, так как основа экранного изображения - образ.

4. Средствами графического языка (толщина линий, план, штриховка, цвет, композиция) следует выделять главное, основное.

5. Центральную часть изображения располагают в центре кадра и выполняют крупным планом. Объемное изображение объектов используют тогда, когда плоское недостаточно четко дает представление об объекте.

6. Очевидны и другие требования к графическому представлению материала: изображения должны удовлетворять требованиям ГОСТа, соответствовать нормам проекционного черчения, отвечать принципу унификации.

7. Важно правильно подобрать контраст цветов, соотношение цвета и фона. Цвет в статических экранных пособиях должен стать обязательным элементом в эстетическом и функциональном решении.

Имеется два различных подхода к цветовому решению кадров. Согласно первому подходу в изображениях должны преобладать возбуждающие тона (яркие, насыщенные, контрастные). Согласно второму подходу рекомендуются ненасыщенные цвета, в основном зелено-желтые, как наиболее благоприятные для зрения. В любом случае необходимо учитывать, что монотонность цветов утомительна.

Контрольные вопросы

1. Как работает цифровой фотоаппарат?

2. Зарисуйте блок-схему цифрового устройства (фотоаппарат, видеокамера).

3. В какой из программ пакета MS-Office можно создать презентацию?

4. Что такое мультимедийная аппаратура?