Создание учебного диафильма
Цель: научить студентов создавать учебные диафильмы на основе слайдов. Познакомить студентов с методикой создания диафильма с использованием персонального компьютера.
Оборудование: диапроектор, слайды, цифровой фотоаппарат, персональный компьютер, микрофон.
Внимание! Перед выполнением заданий познакомьтесь с методикой разработки и изготовления самодельных диафильмов и аудиовизуальных пособий.
Методика разработки и изготовления самодельных диафильмов и аудиовизуальных пособий разбивается на ряд этапов:
Первый этап. При выборе темы предпочтение нужно отдать тем темам, которые вызывают значительные трудности для преподавания и усвоения. Причины этих трудностей могут быть разными: слабое оснащение материала экспериментом, сложность материала, слабая иллюстративность соответствующей темы в учебнике, отсутствие или недостаточность нужных промышленных аудиовизуальных пособий. После выбора темы определяется дидактическое назначение будущего пособия, его роль и место в системе других наглядных пособий.
Второй этап. Практика показывает, что удобнее пользоваться пособием, которое имеет специальное назначение: для дополнения и разъяснения опытов или иллюстраций учебника, для объяснения материала, обобщающего повторения, для самостоятельной работы или опроса учащихся, для лабораторных занятий и т. п.
Третий этап. Разработка сценария диафильма.
Сценарий целесообразно разрабатывать в соответствии с приведенной ниже таблицей № 4.
Таблица № 4
№ Кадра | Что изображено | Надпись |
Задание 1. Создание сценария презентации.
1. Выберите тему презентации, подберите серию слайдов.
2. Продумайте виды межкадровых переходов.
3. Подберите текст к каждому кадру.
4. Заполните таблицу № 4. (письменно в тетради).
Задание 2. Съемка отдельных фотоснимков.
1. Установите на стол диапроектор с подобранными диапозитивами.
2. Подберите нужный размер изображения, наведите резкость.
3. Установите на штатив фотоаппарат, произведите съемку кадров.
Задание 3. Съемка отдельных фотоснимков из книг раздаточного материала и т.д.
1. Расположите на съемочном столе дидактический материал с подобранными иллюстрациями.
2. Установите на штатив фотоаппарат, произведите съемку кадров.
Задание 4. Создание диафильма - презентации.
· перенесите снимки с фотоаппарата в компьютер;
· с помощью программы «Power Paint» создайте презентацию;
· продемонстрируйте презентацию преподавателю.
Требования, предъявляемые к визуальной информации:
· использование четкой словесной информации (заголовка, надписи);
· основное место в кадре должно занимать изображение, а не текст;
· не спешите переснимать на слайды имеющиеся у вас плакаты, таблицы, схемы, так как к форме экранных пособий предъявляются несколько иные требования;
· управление восприятием за счет цветовой гаммы;
· управление восприятием за счет подчеркивания, выделения заключения в рамку;
· использование специальных знаков, символов;
· расположение в центре «главного случая» (основного правила), а исключений – на периферии зрительного восприятия;
· использование общеизвестной символики для ускорения расшифровки информации в кадре;
· использование прямого черного шрифта;
· для получения на экране четкого изображения надписей, высота заглавных букв должна быть 1/30 наибольшей стороны кадра, а строчных – 1/50, отношение высоты буквы к ширине – 5:3;
· источниками изобразительного материала могут быть иллюстрации из книг, энциклопедий, газет, слайдов и т.д.
Внимание! При создании презентации на основе слайдов учитывайте приведенные ниже рекомендации.
1. Читаемость кадра, которая оценивается по скорости и точности различения, опознания и интерпретации изображенного материала определяется выразительностью изображения, доступностью понимания и простотой. Поэтому изобразительный материал следует подбирать простой, выразительный и легко осматриваемый.
2. Не следует перегружать кадр лишней информацией. Обилие объектов и деталей в кадре рассеивает внимание. В одном кадре должно быть не более 3-5 объектов и деталей.
3. Уровень схематизации должен соответствовать возрастным особенностям развития обучающихся. При создании текстовых слайдов в кадре должно быть не более 5-9 строк по 25-30 знаков в каждой; толщина букв на белом фоне должна равняться 1/6 высоты, а белых на черном - 1/7-1/8 высоты. Не увлекайтесь текстовыми кадрами, так как основа экранного изображения - образ.
4. Средствами графического языка (толщина линий, план, штриховка, цвет, композиция) следует выделять главное, основное.
5. Центральную часть изображения располагают в центре кадра и выполняют крупным планом. Объемное изображение объектов используют тогда, когда плоское недостаточно четко дает представление об объекте.
6. Очевидны и другие требования к графическому представлению материала: изображения должны удовлетворять требованиям ГОСТа, соответствовать нормам проекционного черчения, отвечать принципу унификации.
7. Важно правильно подобрать контраст цветов, соотношение цвета и фона. Цвет в статических экранных пособиях должен стать обязательным элементом в эстетическом и функциональном решении.
Имеется два различных подхода к цветовому решению кадров. Согласно первому подходу в изображениях должны преобладать возбуждающие тона (яркие, насыщенные, контрастные). Согласно второму подходу рекомендуются ненасыщенные цвета, в основном зелено-желтые, как наиболее благоприятные для зрения. В любом случае необходимо учитывать, что монотонность цветов утомительна.
Контрольные вопросы
1. Как работает цифровой фотоаппарат?
2. Зарисуйте блок-схему цифрового устройства (фотоаппарат, видеокамера).
3. В какой из программ пакета MS-Office можно создать презентацию?
4. Что такое мультимедийная аппаратура?