IV. Укажите в предложениях слова, на которых основаны каламбуры.

1. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают. 2. Жаль, что и близкие иногда бывают недалекими. 3. Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться.

 

V. Найдите в предложениях речевые ошибки. Отредактируйте, используя справочные материалы.

1. В газете было опубликовано информационное сообщение. 2. Неожиданный сюрприз принес знаменитый художник. 3. Согласно этому соглашению они согласились. 4. Лес нарядился в свой белоснежный наряд. 5. Березовые листья пожухнели. 6. В середине 11 класса я столкнулся с этим университетом, и выбор был сделан. 7. Главное, что все ясно, а это уже основное. 8. Мне хотелось престижную профессию. 9. Цены тут дешевле.

 

VI. Оцените лексическую сочетаемость подчеркнутых слов.

О, как мучительно тобою счастлив я (А.С. Пушкин).

 

VII. Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки.

1. (Удешевить, снизить) себестоимость; (сделать, совершить) поступок; (написать, нарисовать) картину; (сделать, доставлять) горе.

2. (Делать, приносить) пользу; (играть, иметь) значение, роль; (надевать, одевать) платье, куклу.

 

*VIII. Какие из указанных в скобках слов более уместны в предложениях?

1. С запада (плыла, шла, тащилась) туча. 2. С черного ее крыла (капал, струился сочился) дождь. 3. Поили (лошадей, коней, лошадушек) в пруду. 4. Над платиной (горбились, сутулились, горбатились) под ветром (унылые, грустные, меланхоличные) вербы. 5. В воде, покрытой (застойной, застоялой) зеленью и чешуей убогих волн, отражаясь, коверкалась молния. 6. Ветер скупо (брызгал, кропил, прыскал) дождевыми каплями, будто (подаяние, милостыню, подачку) сыпал на черные ладони земли.

 

IX. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности.

1. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 2. Вагонные слесари постукивают молотками по чугунным колесам. 3. Кто крайний за билетами? 4. Коренные жители Северной Америки – индийцы – значительно ущемлены в своих правах. 5. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 6. Помещица Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.

 

*X. Объясните значение и происхождение одного из указанных фразеологических оборотов.

Как белка в колесе, по щучьему велению, не все коту масленица, Фома неверующий, Танталовы муки, Двуликий Янус, яблоко раздора, Авгиевы конюшни, Прометеев огонь, ящик Пандоры, Гордиев узел, Сизифов труд, нить Ариадны, Ахиллесова пята, Прокрустово ложе, рог изобилия, Троянский конь.

 

Литература

1. Введенская Л.А., Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. С.65-79; 138-167.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник. М.: Высшая школа, 1978. С.124-233.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Учебное пособие. М.: Айрис, 1997. С.4-109.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М.: НОРМА - ИНФРА, 1998. С.264-278.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. Учебное пособие. М.: ACADEMA, 2002. С.82-86.

6. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? М., 1988.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Книга о хорошей речи. М., 1997.

8. Русский язык и культура речи :Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2000. С.293-324.

9. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.