В годы первой мировой войны
Общество возрождения Вьетнама и вооруженные антиколониальные выступления в 1914 — 1916 гг. В. И. Ленин справедливо отмечал, что первая мировая война содействовала росту революционного движения на Востоке. В борьбу империалистов Европы оказались втянутыми целые полки колониальных народов. «Империалистическая война,— писал В. И. Ленин,— разбудила и Восток, втянула его народы в международную политику»[1309].
Появление во Вьетнаме новых, свежих сил — представителей национальной интеллигенции, выражавшей интересы буржуазии,— обусловило характер национально-освободительного движения в этой стране в годы первой мировой войны: лозунгом освободительного движения здесь стало завоевание национальной независимости и объединение трех политико-административных частей страны в рамках буржуазно-демократической республики.
Под влиянием Синьхайской революции требование установления конституционной монархии было заменено требованием буржуазно-демократической республики. Фан Бой Тяу и его единомышленники предполагали осуществить свой план с помощью индивидуального террора и вооруженных мятежей, возлагая при этом определенные надежды на материальную помощь правительства кайзеровской Германии.
С какими же конкретными внешними и внутренними факторами было связано развитие различных форм национально-освободительной борьбы, и прежде всего борьбы вооруженной? Как протекал процесс пробуждения национального самосознания представителей различных слоев населения Вьетнама, включая и представителей национальных меньшинств? И, наконец, какие именно выступления, организованные Обществом возрождения Вьетнама, были наиболее крупными и значительными? Таковы вопросы, которые неизбежно возникают при анализе событий внутренней жизни Вьетнама в годы первой мировой войны.
В рассматриваемое время Общество возрождения Вьетнама, воспользовавшись неудачами Франции в первые годы войны на европейском театре военных действий, развернуло активную антифранцузскую пропаганду, начав готовить вооруженные выступления против колониального режима. Руководители Общества вступили в переговоры в Таиланде с германским консулом на предмет получения финансовой и военной помощи. В результате переговоров было достигнуто соглашение, по которому немцы обязались предоставить вьетнамским патриотам заем в сумме 10 тыс. индокитайских пиастров.
Получив финансовую помощь от Германии, Общество возрождения Вьетнама заметно усилило свою активность: за границей было закуплено оружие, началась вербовка бойцов для Армии возрождения Вьетнама, которая должна была стать основной ударной силой повстанцев. Вербовка в ряды этой армии велась преимущественно среди представителей национальных меньшинств Северного Вьетнама и китайских поселенцев. Руководство Общества возрождения Вьетнама серьезно рассчитывало на поддержку в ходе восстания некоторых антифранцузски настроенных землевладельцев, патриотически настроенных ши-фу и части мелкой и национальной буржуазии. Главные же надежды возлагались на вьетнамских солдат — служащих колониальной армии, и в первую очередь на Ханойский гарнизон.
В план восстания, разработанный лично Фан Бой Тяу, был полностью посвящен его соратник До Тян Тхиет, вступивший в контакт с вьетнамскими служащими французской железнодорожной компании «Шемен дю фер дю Юннань» и привлекший их для работы в ячейке Общества возрождения Вьетнама. Под руководством До Тян Тхиета члены ячейки провели среди местного населения большую подготовительную работу, закупили и доставили в условленные места необходимое оружие и боеприпасы, создали мастерские по производству гранат, пороха и т. д.
Общество возрождения Вьетнама не случайно делало основную ставку на вьетнамских солдат, в большинстве своем вчерашних крестьян. Руководство Обществом было хорошо осведомлено о большом недовольстве, царившем среди крестьян, насильно мобилизованных в колониальную армию.
И действительно, положение вьетнамских солдат в колониальных войсках Франции было чрезвычайно тяжелым. Об этом свидетельствует, например, следующее откровенное признание французского офицера Гарби: «Из дневного рациона одного французского солдата можно составить рацион четырех вьетнамских солдат»[1310].
Вьетнамских солдат использовали главным образом для несения службы в самых тяжелых в климатическом и географическом отношении районах страны. Условия жизни вьетнамских военнослужащих, находившихся в одном звании с французскими, были более тяжелыми, тогда как оплачивались значительно ниже. Так, младший лейтенант француз получал ежегодно 5 тыс. фр., тогда как младший лейтенант вьетнамец — только 900 фр. Аналогичная дискриминация наблюдалась и при продвижении по служебной линии (вьетнамский военнослужащий мог получить чин лишь младшего офицера).
Обращались с вьетнамскими солдатами самым бесчеловечным образом, наказывая за малейшую провинность. В то же время им всячески стремились привить чувство жестокости в отношении местного населения, что даже специально поощрялось французским командованием. Культивируя политику «разделяй и властвуй», колонизаторы сталкивали вьетнамских солдат с местными жителями, вызывая у них чувство злобы и недоверия к своим соотечественникам, одетым в военную форму.
С началом империалистической войны французские власти стали регулярно отправлять вьетнамских солдат на европейский фронт, где они использовались наряду с солдатами из других колоний в наиболее тяжелых и кровопролитных сражениях. В. И. Ленин, говоря об этом периоде, пророчески писал: «Англия и Франция вооружали колониальные народы и помогали им познакомиться с военной техникой и усовершенствованными машинами. Этой наукой они воспользуются против господ империалистов»[1311]. Участие вьетнамских солдат в империалистической войне на стороне Франции объективно способствовало пробуждению их политического самосознания, превращая их в важную боевую силу освободительного движения.
Согласно плану, разработанному Обществом возрождения Вьетнама, восстание должно было парализовать французский колониальный аппарат управления и тем самым создать благоприятные условия для перехода вьетнамской границы революционной армией Вьетнама из Китая. Против отдельных членов колониально-административного аппарата и чинов французской армии планировалось провести ряд террористических актов. Более того, руководство Общества возрождения Вьетнама рассчитывало на то, что французская армия в Индокитае сильно ослаблена. Дело в том, что в годы войны французские власти были вынуждены пойти на резкое сокращение своих вооруженных сил во Вьетнаме. По некоторым данным, к началу 1915 г. в Индокитае насчитывалось лишь 10 тыс. военнослужащих. Однако в результате проникновения в ряды Общества французского шпиона план восстания был раскрыт. До Тян Тхиет и 12 его единомышленников, возвратившихся из Китая, в сентябре 1914 г. были схвачены французской охранкой в Ханое и повешены. В результате репрессий ячейка Общества в Юннани и опорные базы, созданные в Ханое и других местах, распались. Армия возрождения, которой руководили Хоан Чонг Мау и Чан Хыу Лык, оказалась изолированной от организации и баз, действовавших в самом Вьетнаме. Вскоре после раскрытия плана восстания было арестовано 30 членов подпольной ячейки Общества во главе с Лыонг Минь Хиеном[1312]. Но уже в конце 1914 г., воспользовавшись неудачами французской армии на Западном фронте в Европе, зарубежный центр Общества возрождения Вьетнама заметно активизировал свою деятельность. Подготавливая почву для возможного скорого выступления, бойцы отрядов Армии возрождения, дислоцировавшихся в пограничных с Китаем районах, развернули среди местного населения активную антифранцузскую агитацию. Между руководителями отдельных опорных баз была достигнута договоренность об одновременном вооруженном выступлении в июне 1915 г. в провинциях Виньиен, Фукиен, Туенкуанг, Шонтэй, Хынгхоа, Хоабинь, Хадонг.
В этой связи газета «Ла депеш колониаль» отмечала, что еще в январе—феврале 1914 г. на китайско-тонкинской границе происходили вооруженные столкновения между французскими властями и вьетнамо-китайскими партизанскими отрядами: «На наших границах произошли инциденты, спровоцированные немецкой агентурой в Китае. Отмечались попытки вторжения со стороны Гуанси, была подкуплена народность ман для нападения на наши посты в верховьях Красной реки. Но все эти нападения были отбиты»[1313]. В рапорте Винсента, командира батальона первого военного округа, указывалось на раскрытие революционного заговора на территории округа. В рапорте на имя французского верховного резидента Тонкина от 14 декабря 1914 г. сообщалось о переходе границы вьетнамским революционером Нгуен Чонг Кыонгом, прибывшим в начале декабря для выяснения возможности вторжения в Тонкин через Монгкай.
В этом же донесении отмечалось, что немецкий консул в Шанхае обещал выделить крупную сумму вьетнамским националистам для организации беспорядков в пограничных районах, «этим преследуется цель поставить в затруднительное положение правительство Индокитая, лишив его возможности произвести новую отправку офицеров и солдат во Францию»[1314].
В докладе генерал-губернатора Индокитая от 28 декабря 1914г. на имя министра иностранных дел Франции говорилось, что руководители вьетнамских революционеров, находящиеся в Южном Китае, пытаются привлечь в ряды тайной организации вьетнамских служащих железнодорожной линии Ханой—Юннань. В том же докладе утверждается, что арестованный вьетнамец по имени До Тян Тхиен признался в этом. «После ареста он сознался, что стремился организовать внутри страны переворот, с тем чтобы парализовать нашу деятельность, тогда как члены революционных организаций, находящиеся в Китае, должны были перейти границу и заняться террористическими действиями против колониальных военных и гражданских властей»[1315].
В октябре 1914 г. в Ханое было арестовано несколько десятков вьетнамских националистов и захвачено значительное количество документов, пропагандистских материалов и оружия. Многие из этих лиц были сторонниками Фан Бой Тяу. Арестованные были переданы военным властям, приговорившим 18 человек из них к смертной казни. Был также раскрыт заговор в Футхо, в результате чего военный трибунал приговорил 6 человек к смертной казни и 17 человек к различным срокам тюремного заключения. Несмотря на жестокие репрессии, вьетнамские националисты-патриоты, и особенно сторонники Общества возрождения Вьетнама, продолжали вести борьбу против колонизаторов. На протяжении зимы 1914/15 г. в Тонкине и особенно вдоль вьетнамо-китайской границы отмечались многочисленные выступления. Французские власти вынуждены были признать, что «заговоры периодически возобновляются и нам не удается поставить их руководителей в условия невозможности продолжения антифранцузской деятельности, поскольку последние находятся за границей, пользуются статусом политических беженцев, а также поддержкой властей некоторых зарубежных стран»[1316].
В начале января 1915 г., почти на полгода ранее намеченного срока, отряд повстанцев из 150 человек под командованием Нгуен Ван Зяу и Нгуен Ван Нгуена совершил нападение на штаб французского гарнизона в провинции Футхо. Однако эта акция потерпела неудачу: отряд был разгромлен. Было арестовано 238 человек, которые вскоре предстали перед военным трибуналом. Французская полиция рассматривала события в Футхо как хорошо организованное выступление под руководством Общества возрождения Вьетнама и лично самого Фан Бой Тяу. В связи с этим полиция доносила: «Нападение в Футхо не следует считать обычным единичным нападением бандитов, продиктованным личными интересами кучки лиц, недовольных существующим режимом. Скорее всего это часть общего широкого плана, предусматривающего одновременные восстания в ряде фортов и провинций Вьетнама: в Виньиене, Фукиене, Тхайнгуене, Шонтэе, Хынгхоа, Хоабине, Хадонге»[1317].
В ответ на вооруженные выступления членов Общества возрождения Вьетнама колониальные власти усилили репрессии, арестовали и бросили в тюрьмы многих членов этой организации, а инициаторов и непосредственных исполнителей отдельных террористических актов казнили.
Индокитайскими властями был заключен тайный союз с реакционными властями Китая, Таиланда и с английской охранкой об арестах и высылке из этих стран членов Общества возрождения Вьетнама.
Французские власти в Индокитае использовали нападение, организованное членами Общества на пограничный с Китаем военный пост Талунг (март 1915 г.), в качестве предлога для широких репрессий против участников антифранцузских выступлений и ввели военное положение в Тонкине и Кохинхине. По всей стране были учреждены военно-полевые суды и проведены многочисленные аресты среди местного населения. Пытаясь оправдать подобные репрессии, верховный резидент Тонкина в отчете за 1914 г. писал: «Мы не можем покончить с антифранцузской пропагандой и попытками восстаний, если не примем энергичных мер, дабы воспрепятствовать Фан Бой Тяу и его единомышленникам организовывать заговоры и мятежи»[1318]. Тем не менее, несмотря на жестокие репрессии со стороны колониальных властей, патриоты Общества продолжали вести мужественную антиколониальную борьбу. Нападения отрядов, руководимых Обществом возрождения Вьетнама, продолжались в провинциях Ниньбинь и Монгкай (январь 1915 г.), в провинции Куангчи (сентябрь 1915 г.), провинциях Лаокай (август 1916 г.), Хазянг (март 1917 г.)[1319] и др. 28 сентября 1915 г. члены Общества возрождения Вьетнама провели операцию по захвату тюрьмы Лаобао (пров. Куангчи) — одной из основных политических тюрем Индокитая, где томились вьетнамские революционеры. В ходе этой смелой операции было освобождено 200 политических заключенных во главе с Лиеу Тханем и Ба Киеном (имя первого тесно связано с деятельностью «Донг Зу» и Обществом возрождения Вьетнама, второго — обществом «Зуи Тан»), которые, захватив оружие тюремной охраны, примкнули к повстанцам.
Несмотря на то что все упомянутые выступления Общества возрождения Вьетнама в 1914—1915 гг. так и не имели успеха и были жестоко подавлены ввиду отсутствия единого руководства и недостаточной согласованности действий, равно как и слабой организованности, они тем не менее сыграли весьма положительную роль в деле пробуждения национального самосознания и дальнейшего развития национально-освободительной борьбы вьетнамского народа.
В сентябре 1915 г. в Хюэ состоялась конференция руководящих деятелей Общества возрождения Вьетнама, на которой были подведены итоги деятельности этой организации, в частности среди вьетнамских солдат (на сторону Общества было привлечено почти 580 военнослужащих). Был также рассмотрен вопрос о снабжении восставших продовольствием[1320]. На упомянутой конференции были вскрыты серьезные разногласия среди руководителей Общества по вопросу о сроках всеобщего восстания. Одна часть, во главе с Ле Нгунгом, настаивала на немедленном восстании; вторая (Чан Као Ван и некоторые другие члены Общества) предлагала отложить восстание, считая население недостаточно подготовленным к нему. Следует отметить, что, для того чтобы придать восстанию по возможности более широкий размах, последние предлагали использовать авторитет и имя царствующего Зуи Тана.
В феврале 1916 г. в Хюз состоялась вторая конференция, на которой были рассмотрены план восстания и вопросы государственного строя в случае его победоносного исхода. Были утверждены национальный герб и флаг, а также знамя повстанческой армии.
По вопросу о форме государственной власти мнения участников конференции разделились. Одни из них, следуя политической линии, выработанной Обществом возрождения Вьетнама в 1912 г. в Гуанчжоу, предложили после изгнания колонизаторов провозгласить демократическую республику[1321]. Другие же, оказавшиеся в большинстве, считали, что единственно приемлемым вариантом может быть только конституционная монархия.
Упомянутая конференция утвердила конкретный план восстания, которое предполагалось начать в мае 1916 г. в Куангбине с дальнейшим развитием боевых действий в южном направлении. Чан Као Вану было поручено подробно информировать императора о ходе подготовки восстания. Конференция избрала руководящий комитет восстания в составе Тхай Фиена, Чан Као Вана, Фан Тхань Тая, До Ты, Ле Нгунга и Нгуен Шуи.
Сразу же после окончания работы конференции члены комитета разъехались, приступив к подготовке восстания. И хотя подготовка эта велась неравномерно (в то время как в провинциях Куангнам и Куангнгай все приготовления были закончены, в других провинциях к ним еще только приступили), император Зуи Тан предложил начать восстание раньше намеченного срока — 3 мая 1916 г.[1322]. Такой перенос срока Зуи Тан мотивировал необходимостью сорвать назначенную на 10 мая отправку во Францию нового контингента вьетнамских солдат.
Как это неоднократно случалось и раньше, о плане восстания стало известно французским властям. Последние поспешили стянуть крупные воинские части и ввели военное положение. Вьетнамские солдаты были разоружены и заменены французскими легионерами. Начались повальные аресты. Основные руководители восстания были казнены, многие его участники сосланы на о-в Пулокондор. Сам император Зуи Тан был схвачен в мае 1916 г. и сослан на о-в Реюньон[1323].
Таким образом, планам Общества возрождения Вьетнама не суждено было сбыться. В этом в немалой степени были повинны сами его руководители, ибо они не увидели глубоких перемен, которые переживало в это время вьетнамское общество, и по-прежнему рассчитывали на императора. Сектантские позиции, на которых стояли эти руководители Общества, помешали им понять, что императорский феодальный режим, каким бы относительно прогрессивным он ни был, уже не мог пользоваться авторитетом в народе. Феодалы как класс в рассматриваемый период уже находились на стороне империалистов, превратясь в их опору.
Отмечая, что первая мировая война стала эпохой кризиса для наций Западной Европы и для всей системы империализма, В. И. Ленин писал, что в результате этого кризиса движение угнетенных народов и наций усилилось. «В колониях,— писал В. И. Ленин,— ряд попыток восстания, которые, конечно, угнетающие нации при содействии военной цензуры всячески старались скрыть. Известно тем не менее, что англичане зверски расправлялись в Сингапуре с восстанием своих индийских войск; что были попытки восстания во французском Аннаме... и в немецком Камеруне...»[1324].
Деятельность тайных религиозных обществ. Одной из форм национально-освободительного движения во Вьетнаме была активная деятельность тайных религиозных обществ, объединявших крестьян и служителей культа (буддийских и конфуцианских монахов). Эта форма движения была особенно широко распространена в Кохинхине и частично в Тонкине. Указанные тайные организации ставили своей целью свержение колониального гнета и восстановление национальной независимости. Фактически тайные религиозные общества являлись политическими организациями, скрывавшими свою подлинную направленность под видом религиозных сект. На Дальнем Востоке политические общества обычно пропагандировали какую-нибудь псевдорелигию для воздействия на неграмотную и доверчивую массу. Количество тайных обществ и религиозных сект, скрывающих свое истинное назначение, на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии всегда было значительным. В прошлом деятельность подобных обществ была обычно локализована в определенном районе, границы которого она не переходила. В XX в. развитие путей сообщения способствовало созданию более крупных обществ, лучше организованных и более умело руководимых, которые стремились объединиться в единую организацию.
Политические объединения возникали и развивались при наличии в правящих классах большого числа недовольных существующим режимом. Такие противники объединялись в тайные общества под девизом «Объединение порождает силу»[1325]. Руководители вьетнамского Общества возрождения Вьетнама Кыонг Де и Фан Бой Тяу следовали традиционной тактике своих китайских предшественников, создавая в стране большое число тайных обществ. Наиболее известным примером такого политико-религиозного общества является секта Там Тхань («Трех святых») в Тонкине[1326]. В отчете верховного резидента Тонкина за IV квартал 1911 г. говорилось о поступивших от резидента Хадонга сведениях об усилении в этой местности культа Там Тхань. Это новое религиозное учение, основывающееся на таоизме, исходит из пагоды Нгок Сон, расположенной на небольшом озере в Ханое. На собраниях последователей этого культа божественные духи при помощи медиума предсказывают им будущее. Медиум обычно бывает человеком неграмотным. Находясь во время сеанса в сомнамбулическом состоянии, он чертит знаки, «подсказанные» ему духами. В этом сеансе участвует и просвещенный человек, который транскрибирует эти знаки, придавая им поэтическую форму. Затем эти материалы печатаются и распространяются в деревнях. Составленные таким образом поэмы в большей своей части безобидны, но главная их опасность таится в комментариях к ним, которые делаются студентами и просвещенными лицами, призывающими к мятежам и восстаниям. В комментариях к таким произведениям содержались неблагожелательные высказывания в адрес французских властей. В этих произведениях колонизаторов именовали «гадкой пылью» и «нечистой расой», следы которой следует стереть[1327]. Колониальные власти предавали суду и приговаривали издателей и владельцев таких книг к тюремному заключению. Так, резидент Хадонга запретил исполнение обрядов культа Там Тханя в общественных пагодах и общинных домах — динях. В том же отчете указывалось на необходимость строгой проверки бонз: «В настоящее время бонзой может стать любой человек. Число узаконенных бонз и бонз-самозванцев, пользующихся доверчивостью народа, огромно, поэтому трудно проследить за поведением всех этих священнослужителей, являющихся одновременно и учителями и врачами».
Наибольшее число упомянутых тайных религиозных организаций отмечалось в Кохинхине. Так, в провинции Митхо действовали общества «Нгиа хоа ти хой», «Зуй тан хой», «Тхи тинь хой», «Фук хынг хой», в провинции Шадек — «Хой ай куок», в провинции Бария — «Нян хоа дыонг» и др.
Самой популярной и влиятельной организацией этого типа являлось «Общество неба и земли» («Тхиен диа хой»), созданное в провинции Тхузаумот вьетнамцем Беп Хаем[1328]. Задача организаторов этого Общества облегчалась наличием в Кохинхине большого числа китайцев, среди которых было много подготовленных людей, обладавших опытом создания тайных религиозных обществ. По французским данным, «Общество неба и земли» выделилось из китайского общества «Нгиа хоа ти хой»[1329], в основе которого была взаимопомощь всех его членов, сбор членских взносов для проведения антиманьчжурской пропаганды. Многие вьетнамцы, жившие в Кохинхине, вступали в это общество для того, чтобы, с одной стороны, избежать притеснения со стороны китайцев, а с другой — чтобы иметь возможность под его покровительством притеснять своих соотечественников, не являющихся его членами. В указанное Общество вступило огромное число вьетнамских крестьян, стремившихся обезопасить себя и свои владения. В скором времени число вьетнамцев, вступивших в эту организацию, значительно превысило ее китайский состав, и китайцы стали испытывать серьезное беспокойство за собственные позиции в ее руководстве. Этим объясняется стремление выделить вьетнамцев из своего состава в новое общество — под названием «Небо и Земля».
До Синьхайской революции большая часть взносов «Общества неба и земли» вносилась в кассы китайской революционной партии. Во французских материалах отмечается, что «наивность кохинхинцев и страх, который им внушали китайцы, были так велики, что они не порывали связей с этими иностранцами, которые их изрядно эксплуатировали. Вьетнамцы, добровольно делавшие пожертвования в пользу китайской революции, в настоящий момент недовольны тем, что китайцы не ответили взаимностью».
«Общество неба и земли» распространяло свою деятельность на многие районы Кохинхины. Эта широкая религиозная организация состояла из множества секций в различных провинциях Кохинхины (Зядинь, Биенхоа, Шадек, Лонгсуен, Митхо, Сайгон—Телон и др.).
Начало активной деятельности «Общества неба и земли» приходится на 1911 г. Именно тогда Нгуен Хыу Чи и Тхуен Ван Хиеп, руководившие Обществом, провозгласили 20-летнего юношу Фан Фат Шаня главой общества, распространив слух, что последний якобы является наместником бога и призван занять императорский трон под именем Фан Сить Лонга.
По свидетельству историка Чан Хюи Лиеу, «ввиду того что общество было прикрыто как бы мистической вуалью, члены его и люди вне его рассматривали это Общество как нечто сверхъестественное и грозное»[1330], ниспосланное для борьбы с иностранными поработителями. Основной своей целью Общество ставило изгнание колонизаторов, борьбу против их приспешников в лице феодалов-помещиков и восстановление национальной независимости.
«Общество неба и земли» поддерживало связь с Кыонг Де и Фан Бой Тяу. Еще в 1906 г. члены этого Общества начали вести: в Кохинхине националистическую пропаганду. Наибольшую активность в этом проявил Буй Ти Нюан, находившийся в Бангкоке. Руководство Общества держало в тайне истинную цель этой организации и его связи с Кыонг Де и Фан Бой Тяу. Более того, французские власти не могли узнать, кто стоит во главе Общества. Последнее руководствовалось в своей деятельности традиционными методами и подчинялось тайному начальству, члены: его не имели определенного места встреч, они только имели опознавательные знаки для установления взаимного доверия. В каждой деревне или кантоне имелся патрон (онг тью) или своего рода; почетный член Общества, и его помощники — коад юторы (кео). На 50 членов Общества приходился один кео. Рядовые члены Общества не знали в лицо своего патрона, а имели дело только с кео. Выдача патрона колониальным властям влекла за собой: немедленное физическое уничтожение предателя. От патрона исходили решения и приказы, которые передавали кео. Опознавательные знаки были весьма разнообразными и часто менялись; они помогали членам Общества повсюду опознавать друг друга по манере здороваться. Вновь принятые члены Общества давали клятву, предусматривавшую «помогать друг другу в беде, быть, верным общему делу на жизнь и на смерть» и т. д.[1331]. Помимо клятвы вновь вступившие подвергались различным испытаниям, наиболее распространенным из которых было испытание раскаленным углем. При этом новый член Общества не должен был никак реагировать на боль. Далее испытуемый должен был порезать, себе палец и кровью начертить не менее двух иероглифов на листке бумаги. Прошедшие указанные испытания зачислялись в категорию ань-хынг (стоящих людей). Вступление в члены Общества посредством испытаний именовалось «чуй», что означает процесс ковки раскаленного железа; лиц, не прошедших испытаний, называли низшей категорией. Клятва и дисциплина в Обществе считались священными.
Доход Общества составляли взносы, при этом особо вознаграждалось ограбление богатых домов. Воинствующие члены Общества (ань-хынг) были всегда готовы выполнить любой приказ, даже если их жизни грозила опасность.
В Кохинхине в годы первой мировой войны имелось около 80 патронов и секций «Общества неба и земли». Руководящий комитет Общества был известен только патронам. Комитет заседал в предместье Сайгона либо в горах. Он: имел связь с Кыонг Де и Фан Бой Тяу, которые находились за границей. Связь с последними осуществлялась через связных, постоянно курсировавших между Сайгоном и Бангкоком, Гонконгом и Сингапуром.. Упомянутое Общество не имело четкой организационной, структуры. Однако все члены каждой из многочисленных секций соблюдали строгую конспирацию, прибегая к особому жаргону в разговоре друг с другом. Неграмотные крестьяне видели в лице «Общества неба и земли» всемогущего избавителя от всех бед, учителя и наставника в деле борьбы с колонизаторами. Наибольшим авторитетом у населения пользовались служители культа — монахи Нгуен Ван Сы из провинции Шадек, Нгуен Ван Ван из провинции Тяудок и Нгуен Ван Хиеп из провинции Бенче.
Чтобы парализовать деятельность членов «Общества неба и земли», колониальные власти учредили в Сайгоне специальные суды по уголовным делам, делая попытки арестовать и судить его руководителей. Однако это было чрезвычайно сложно, так как лица, заинтересованные в деятельности Общества, располагали значительными средствами, при помощи которых они подкупали полицейских и местных властей. В своей практической деятельности члены «Общества неба и земли» широко использовали тактику индивидуального террора. Наряду с убийством местных реакционных феодалов и помещиков, старост и чиновников Общество вело среди населения агитационную антиколониальную кампанию, распространяя листовки и литературу антиколониального содержания. Многие пагоды служили для членов Общества не только местом собраний и встреч, но зачастую и опорными базами. Члены «Общества неба и земли» вели беседы среди крестьян на темы «Любовь и верность», «Долой несправедливость»[1332]. Руководство «Общества неба и земли» приняло решение о выступлении против колониальных властей. В соответствии с этим решением по инициативе Нгуен Хыу Чи, Нгуен Ван Хиепа и самого Фан Фат Шаня на границе с Камбоджей, в горах Тхатшон (пров. Тяудок), были созданы вооруженные опорные базы. В ночь на 24 января 1913 г. члены Общества совершили ряд террористических актов в Сайгоне — Телоне. Спустя несколько дней 600 крестьян, вооруженных топорами и ножами, из провинций Зядинь, Танан и Виньлонг двинулись на Сайгон, чтобы свергнуть власть колонизаторов и посадить на престол Фан Сить Лонга (Фан Фат Шаня). Колониальные войска жестоко расправились с участниками этого похода. Фан Сить Лонг был арестован и приговорен к пожизненному тюремному заключению.
После выступления в Сайгоне, организованного упомянутым Обществом, губернатор Кохинхины докладывал генерал-губернатору Индокитая следующее: «В заключение данного доклада считаю необходимым еще раз обратить ваше внимание на заговоры, которые продолжают осуществляться в Кохинхине сторонниками Фан Бой Тяу и Кыонг Де. Среди лиц, представших перед уголовной комиссией Ханоя, среди повстанцев, укрывшихся в соседних иностранных портах, находится большинство тех, кто обвинялся в 1909 г. по делу Жильбера Тиеу; сообщается о нахождении многих молодых аннамитов из богатых семей в учебных заведениях Китая и Японии. Напомню также о попытках распространения ассигнаций так называемой Аннамской республики, о заговорах, которые в настоящее время расследуются в Виньлонге и в которых также обнаружено присутствие бывших сторонников Ж. Тиеу. Таким образом, заговоры Фан Фат Шаня осуществлялись в ограниченных масштабах. В конечном итоге они не имели серьезных последствий и не нанесли серьезного ущерба нашему престижу и нашему владычеству. Однако пропаганда, которая продолжается вестись в определенных кругах зажиточных слоев населения, откуда партия находящихся за границей повстанцев, по всей вероятности, черпает весьма значительные средства, привлекает наше самое пристальное внимание»[1333]. Несмотря на принятые меры, Общество продолжало активизировать свою деятельность. На такой же позиции стояли и руководители Общества возрождения Вьетнама. Еще в 1913 г. его руководство установило контакт с агентами кайзеровской Германии, и прежде всего с германским консулом в Гонконге Форестом[1334]. В годы первой мировой войны эти связи еще более укрепились. Активизировались встречи с германскими агентами на Дальнем Востоке, велись переговоры о посещении Кыонг Де Германии. Именно в это время были распространены среди индокитайского населения слухи о военной слабости Франции по сравнению с Германией.
В 1916 г. колониальные власти в Индокитае приняли решение о расширении вербовки «добровольцев» во французскую армию. Это решение натолкнулось на сопротивление населения Кохинхины. Сам губернатор Кохинхины Курбе предостерегал власти о том, что «этот призыв не найдет в Кохинхине должного отклика. Во всяком случае, там легче найти рабочих, чем стрелков, так как вьетнамцы не знают, что такое оружие, и не желают отправляться сражаться в дальние края».
Несмотря на указанные настроения и предупреждения, генерал-губернатор Индокитая дал указание произвести вербовку солдат второй очереди для отправки во Францию, признав, однако, что против вербовки солдат выступал не только Курбе, но и многие другие. «Если бы я, — писал генерал-губернатор, — к ним прислушался, то я должен был бы признаться в невозможности выполнить требования метрополии в отношении Индокитая и мы не могли бы с легкостью, которая в целом опровергает пессимистические прогнозы, обеспечить отправку 20 тыс. стрелков и дополнительно 30 тыс. рабочих»[1335].
Вербовка началась на месяц позднее установленного срока — в середине января 1916 г., а нехватка судов привела к продолжительным задержкам, что совпало с приближением новогоднего праздника Тэт. Более того, при вербовке так называемых «добровольцев» местными властями в различных провинциях были допущены многочисленные злоупотребления, которые произвели крайне неблагоприятное впечатление на настроение местного населения. В своем донесении от 29 марта 1916 г. министру колоний Франции генерал-губернатор Индокитая писал следующее: «В провинциях Шадек, Зядинь, Биенхоа нотабли оказали настоящее давление на население, чтобы набрать предписанное число волонтеров... Чтобы выполнить разнарядку на вербовку солдат, в деревнях, на предприятиях, рисовых полях, где сельскохозяйственные работы были в полном разгаре, производились облавы, людей заносили в списки вопреки их желанию, силой доставляли в Сайгон»[1336].
Естественно, что описанные условия вербовки солдат порождали большое недовольство местного населения. Многочисленные повстанческие отряды, укомплектованные членами тайных обществ, вооруженные ножами и бамбуковыми палками, совершали частые нападения на вербовочные пункты, убивали колониальных чиновников, вербовщиков, расправлялись с отличившимися своей жестокостью помещиками, сжигали их дома и имущество[1337].
В январе 1916 г. члены тайных обществ развернули среди населения широкую агитацию против колонизаторов. 15 февраля 1916 г. многочисленные толпы крестьян из провинций Баклиеу, Шадек, Ратьзя, Бенче и др. двинулись на Сайгон с целью захватить его и освободить Фан Сить Лонга[1338]. Во многих провинциях Кохинхины вспыхнули волнения. В провинции Митхо, где влияние Кыонг Де было наиболее сильным, было произведено нападение на сайгонскую тюрьму.
Все это, конечно, не могло не вызвать серьезной озабоченности в колониальном аппарате Индокитая. Так, губернатор Кохинхины в своем отчете от 3 марта 1916 г. с тревогой отмечал: «Это второе после 1913 г. открытое выступление против властей. После 1913 г. многое изменилось. Теперь мы столкнулись не с робким выступлением манифестантов, прибывших в Телон днем без оружия, и не с подпольным складом бомб в лесу, хотя выступавшие в большинстве те же самые лица, они осмелились ныне без колебаний появиться с оружием в руках в самом Сайгоне»[1339].
Однако попытка захватить сайгонскую центральную тюрьму закончилась неудачей: колониальные власти жестоко подавили это выступление населения Кохинхины. Генерал-губернатор спешил доложить министру колоний, что «колониальные власти восстановили порядок».
Генерал-губернатор оценил выступления населения Кохинхины как очень опасные для французских властей и подтвердил то, о чем писали ранее французские дипломаты из Китая и Сиама: «Инициаторами волнений в Кохинхине являются именно те, кто избежал репрессий в 1913 г. по делу Фан Фат Шаня. Эти волнения являются не чем иным, как новой фазой антифранцузского заговора, начавшего осуществляться в Сайгоне—Телоне в начале 1913 г.». В том же донесении генерал-губернатор признавал: «Мы находимся перед лицом антифранцузского движения, спровоцированного в благоприятный момент партией аннамитских повстанцев (имеется в виду „Общество возрождения Вьетнама"), состоящих в несомненном контакте с австро-германцами, которые разместили в Бангкоке и южно-китайских провинциях очаги активной пропаганды». Из цитированных служебных архивных материалов генерал-губернатора Индокитая явствует, что выступления крестьян Кохинхины в 1913 и 1916 гг., организованные «Обществом неба и земли», были направлены против колониального господства. Колониальные власти считали, что в 1913 г. главные инициаторы крестьянских выступлений были упущены и что удар был нанесен по второстепенным лицам. Генерал-губернатор признавал, что «служба местной полиции действовала неудовлетворительно со всех точек зрения» и что налицо «опасность, представляемая этими организациями, и беспомощность французской юрисдикции в деле применения репрессий».
Члены «Общества неба и земли», воспользовавшись слабостью колониальной администрации Кохинхины, развернули активную деятельность среди солдат колониальной армии и легко привлекали на свою сторону крестьянство и трудовой народ Сайгона—Телона и членов различных тайных обществ. В своем докладе министру колоний Франции генерал-губернатор вынужден был констатировать, что «в последнее время участились случаи дезертирства резервистов»[1340].
Департамент по политическим делам при генерал-губернаторе Индокитая сообщал, что «документы, приобретенные из первых рук, подтверждают, что тайные общества Кохинхины хорошо организованы, они могут поставлять антифранцузским элементам вполне подготовленные кадры сначала для ведения пропаганды, а затем и для практической деятельности. Сейчас,— указывал далее генерал-губернатор,— можно уже не сомневаться в том, что эти тайные общества так или иначе входят более или менее открыто в широкую антифранцузскую организацию, именуемую „Общество возрождения Вьетнама", главой которой является Кыонг Де»[1341].
21 февраля 1916 г. были приведены в исполнение приговоры, вынесенные сайгонским военным советом по делу о нападении на центральную тюрьму. 15 марта военный совет вынес смертный приговор еще 13 осужденным.
После расправы с восставшим населением Кохинхины колониальные власти приняли решение о проведении реорганизации колониальной администрации с целью установления еще более жесткого контроля и преследования революционных сил. Генерал-губернатор просил министра колоний издать специальные декреты об учреждении в Сайгоне и Ханое двух уголовных судов и выделении специальных уполномоченных для разбора политических преступлений. Он также предлагал произвести реорганизацию полицейской службы, ибо, по его признанию, сайгонские события обнаружили уязвимость организации полицейской службы в Кохинхине. «Находясь почти полностью в руках местных властей и нотаблей, полиция (состоящая из отщепенцев) действует в провинциях без реальной эффективности, при нехватке материальных средств, технического руководства и способных агентов»[1342]. Тот же генерал-губернатор писал: «Лично я могу подтвердить, что критика в адрес организации местной полиции в Кохинхине является обоснованной. К тому же я предписывал изучить возможности реорганизации этой службы на более рациональной основе, предоставив отрядам местной охраны выполнять роль жандармерии. Существование широкой политической конспиративной организации,— указывал генерал-губернатор,— стремящейся распространить свою деятельность по всей стране и пустить корни во всех слоях общества, требует необходимости наличия широкой тайной полиции».
Несмотря на жестокую расправу колониальных властей с выступлениями повстанческих отрядов религиозных обществ, борьба последних явилась одной из важных сил национально-освободительного движения. Наибольшая активность упомянутых организаций приходится на годы первой мировой войны, и особенно на 1916 г.
Восстание в провинции Тхайнгуен. В августе 1917 г. вспыхнуло восстание вьетнамских солдат французских колониальных войск, дислоцированных в провинции Тхайнгуен (Северный Вьетнам). По свидетельству историков СРВ, это было самое крупное вооруженное выступление во время первой мировой войны[1343], получившее широкий отклик по всей стране и впервые за всю историю национально-освободительного движения увенчавшееся победой революционных сил.
Успеху восстания немало способствовали революционные традиции, глубоко укоренившиеся в указанной провинции: у местного населения большим авторитетом пользовались идеи «кан-вы-онга» и движения, возглавлявшегося Де Тхамом. Восстание готовилось зарубежным центром Общества возрождения Вьетнама в условиях строжайшей конспирации. Был избран комитет, принявший решение начать восстание в ночь с 30 на 31 августа 1917г. Восстание началось штурмом городской тюрьмы под руководством сержанта колониальной армии Чинь Ван Кана (известен также как Чинь Ван Дат) и Лыонг Нгок Куена (он же Лыонг Лап Ням — сын основателя «Донг кинь нгиа тхук» Лыонг Ван Кана), который, находясь в тхайнгуенской тюрьме, установил связь с тюремной охраной и лично с сержантом Чинь Ван Каном[1344].
Согласно французским данным, в результате штурма тюрьмы удалось освободить заключенных, которые влились в ряды повстанцев. Вскоре около 600 повстанцев, среди которых были крестьяне из отряда Де Тхама, овладели центром одноименной провинции[1345]. Руководящим комитетом восстания был издан манифест, провозгласивший независимость провинции Тхайнгуен и призвавший местное население поддержать повстанцев. 1 сентября 1917 г. колониальные власти Тонкина срочно телеграфировали генерал-губернатору Индокитая о событиях в Тхайнгуене: «Освобождение заключенных было осуществлено отрядом взбунтовавшихся местных охранников, которые убили своего командира-инспектора европейца и сержанта, затем они разграбили склад оружия, где хранилось 200 или 300 винтовок и 40 тыс. патронов. В последнем, полученном вчера вечером донесении военного коменданта говорится, что европейский гарнизон из 60 человек из состава 9-го колониального полка и отделение пулеметчиков удерживают кассу и казарму, однако бунтари подожгли канцелярию, укрылись в тюремном помещении для местной охраны, тогда как командир гарнизона вынужден принять меры обороны против 300 хорошо вооруженных туземцев». Далее сообщалось о желании получить подкрепление и о том, что прибывший накануне в Ханой генерал готов послать роту европейцев из Ханоя. «Причина восстания, по-видимому, вызвана строгостями тюремного режима,— указывалось в донесении,— последствиями которого были принудительные работы членов туземной охраны, во время которых они вступили в контакт с наиболее опасными заключенными из Тонкина, среди которых находились стойкие революционеры, такие, как Лыонг Нгок Куен, сын Ван Кана»[1346].
В другой телеграмме, датированной 6 сентября, говорилось, что «мятеж в Тхайнгуене исключительно серьезный, поскольку он порожден соглашением между полицейскими силами и известными революционерами. Его революционный характер без необходимости проведения предварительного расследования совершенно свидетельствует самим фактом участия в нем крайнего и неисправимого националиста Лыонг Нгок Куена, получившего военное образование в Японии и в Китае, знакомого с Сунь Ятсеном и большинством высокопоставленных реформистов, на помощь которых он опирается в деле освобождения Аннама от французского закабаления». В той же телеграмме указывалось, что во время мятежа распространялись листовки, написанные иероглифами, что говорит «о существовании организации, преследующей цель вербовки военнослужащих в революционные войска».
Колониальные власти Тонкина требовали немедленного и беспощадного подавления восстания в Тхайнгуене, в связи с чем верховный резидент Тонкина Галлен писал: «Я глубоко сожалею о том, что наши войска, принимающие участие в операциях, не осуществляли сразу же правосудие над захваченными с оружием в руках мятежниками, разграбившими кассу, руки которых еще обагрены кровью обезглавленных ими наших соотечественников. Мне кажется, что возможным решением было бы объявление чрезвычайного положения в провинции Тхайнгуен и учреждение военного трибунала...»[1347].
Отсутствие революционного опыта у руководителей восстания помешало им разработать четкую программу действий. К тому же в самом руководстве не было единства мнений по многим важным вопросам. Это наиболее ярко проявилось на одном из заседаний комитета в ходе восстания, где были высказаны две противоположные точки зрения по вопросу о методах дальнейшей борьбы — наступательная и оборонительная. Так, сторонники первой точки зрения Ба Куок, Бак Лам (командиры отрядов Де Тхама) и Ту Хой Суан настаивали на широком внезапном наступлении в провинциях Фукиен, Бакзянг, Баккан и др. Противником этой тактики выступил Лыонг Нгок Куен, который предложил другой план: сконцентрировать все силы в китайской провинции Гуанси, создать там опорные базы, закупить достаточное количество оружия и боеприпасов, пополнить ряды повстанческой армии и лишь после этого начать освобождение страны. Лыонг Нгок Куен предлагал использовать при этом помощь некоторых иностранных держав, и в частности Германии[1348]. В конце концов Чинь Ван Кан согласился с доводами Лыонг Нгок Куена, чем вызвал большое недовольство сторонников наступательной тактики.
Восставшим удалось установить революционную власть в административном центре Тхайнгуен, что было с энтузиазмом встречено населением окрестных деревень. Повстанческая армия была пополнена 300 добровольцами-крестьянами и 50 шахтерами из Фанме и Лангхит[1349]. Руководящий комитет восстания обнародовал новый манифест, излагавший задачи повстанцев и содержавший призыв к народу активно включаться в антиимпериалистическую борьбу. После получения сообщения о падении крепости Тхайнгуен штаб французских войск в Ханое направил в указанную провинцию специальные карательные отряды. Однако на подступах к городу последние были разбиты силами Чинь Ван Кана. И только после того, как французы бросили крупные силы, им удалось овладеть городом. В этом бою геройски погиб Лыонг Нгок Куен.
С большими потерями повстанцы вынуждены были отступить через горы Тамдао сначала в провинцию Виньиен, а затем и в провинцию Фукиен. Блокированные со всех сторон превосходящими силами французов, лишенные возможности пополнить свои отряды, повстанцы в начале января 1918 г. прекратили сопротивление. Чинь Ван Кан покончил жизнь самоубийством.
Во французских архивных документах имеются данные о небольших группах, сражавшихся в отдельных районах, пограничных с Китаем, и о том, что у восставших не было продовольствия, что они испытывали большой недостаток в оружии и людских силах, в связи с чем делался вывод о том, что «дальнейшее преследование мятежников становится чисто полицейской операцией, оно должно быть возложено на гражданские власти»[1350]. Восставшие действовали тремя отрядами: первым отрядом командовал Кан, вторым — Ба Лам, а третьим — Хау.
Руководитель второго отряда Ба Лам покончил жизнь самоубийством, а члены его отряда частично сдались резиденту Фу-лангтхыонга, остальные скрылись. Третий отряд, действовавший в районе Фулангтхыонга в провинции Хайзыонг, отказался сдаться колониальным властям и провел ряд успешных операций против французских войск. Однако 28 декабря колониальным войскам удалось окружить и уничтожить этот отряд. Первый отряд, действовавший в горном районе Кимбанг и впоследствии перебазировавшийся в местечно Нуйфао, в конце декабря был в основном уничтожен. 4 января 1918 г. остатки этого отряда покинули Нуйфао и направились на северо-запад в Хынгшон, по направлению к Нуитшону. Последний отряд восставших был разбит 4 марта 1918г.
Колониальные власти жестоко расправились с участниками тхайнгуенского восстания, руководители которого были приговорены к смертной казни, многие его участники сосланы на пожизненную каторгу.
Восстание в Тхайнгуене длилось 184 дня, распространившись, на пять провинций Северного Вьетнама. Большая часть повстанцев состояла из бывших солдат колониальной армии. Однако в восстании непосредственно участвовали также крестьяне, ремесленники, шахтеры.
Каковы же причины поражения повстанцев в Тхайнгуене? Восстание было, по существу, солдатским и не затронуло широкие народные массы. Повстанцы не имели четкой и конкретной политической программы. Создание революционного аппарата власти на местах имело формальный характер и не сопровождалось коренными социальными преобразованиями, призванными сломать старую государственную машину. Руководители восстания полагались исключительно на регулярные повстанческие отряды и недооценивали роль местного ополчения. Восстание не имело необходимого военно-политического центра. Руководство восстанием не всегда следовало правильной тактике. Так, уже в самом начале оно допустило большую тактическую ошибку, не предприняв наступления прямо на французский гарнизон в Тхайнгуене. После того же, как повстанцы вынуждены были покинуть город, они действовали без четкого плана ввиду тактических разногласий среди руководства.
Восстанием руководил зарубежный центр Общества возрождения Вьетнама, плохо и неоперативно информировавшийся о положении в стране. Кроме того, и само Общество, как уже неоднократно отмечалось, не имело социальной опоры в широких народных массах[1351].
Несмотря на поражение, это восстание имело большое историческое значение, явившись первым мощным толчком, возвестившим о значительном росте революционных сил в тылу империализма, в одной из ведущих колоний Франции на Дальнем Востоке. Этому немало способствовала первая империалистическая война, которая, по выражению В. И. Ленина, «окончательно разбудила спящие, полусонные, косные массы и в Америке, и в Европе, и в отсталой Азии»[1352].
Верховный резидент Тонкина Ле Галлен в своем докладе от 18 декабря 1917 г. на имя генерал-губернатора Индокитая пытался проанализировать итоги восстания в Тхайнгуене с военной и политической точки зрения и его последствия[1353]. С военной точки зрения он просил генерал-губернатора обратить внимание на упущение командира гарнизона Тхайнгуена в момент, когда план мятежников был раскрыт, на достойную сожаления тактику, которая была применена в борьбе с мятежниками, позволившую последним отступить без потерь из Тхайнгуена, а также на слабые результаты преследования мятежников. Ле Галлен, критикуя недостатки, допущенные колониальными властями при подавлении восстания, приходит к следующему выводу: «...для подавления мятежа мы не извлекли полезных выводов из прошлого, и напрашивается настоятельная необходимость коренного и срочного изменения организации и методов работы наших местных полицейских сил. Я убежден в необходимости этого». В связи с этим верховный резидент Тонкина предлагал произвести реорганизацию полицейских сил с целью их улучшения и усиления их наступательной эффективности. Он далее отмечал: «Во всех обстоятельствах действия гражданских и военных властей должны быть согласованы, дабы обеспечить совместные действия, согласие и взаимное доверие между властями должно быть более полным, чем в нынешних операциях».
С политической точки зрения верховный резидент Тонкина считал бесспорным, что «случившееся в Тхайнгуене является мятежной акцией против французских властей, против колониального режима». Колониальные власти вынуждены были признать, что режим принудительных работ заключенных был чрезвычайно тяжелым, что привело к восстанию. «Суровый сам по себе режим,— писал Галлен,— существовавший в Тхайнгуене, применялся с такой строгостью, которая, возможно, послужила причиной, предопределившей возникновение мятежа». Верховный резидент Тонкина упрекал французского резидента провинции Тхайнгуен Дарле в жестокости и грубости, граничивших с насилием, признавая, что «мятеж в Тхайнгуене стоил им больших забот, людских потерь и финансовых затрат... тогда как за пределами Индокитая это восстание породило надежды во вьетнамских революционных кругах»[1354].
Вооруженные выступления национальных меньшинств против французских колонизаторов. Национально-освободительное движение во Вьетнаме в период первой мировой войны было отмечено широким участием в нем различных народностей и племен, населяющих эту страну. Движение «кан-выонг», деятельность обществ «Зуи Тан» и «Возрождение Вьетнама», вооруженное выступление крестьян под предводительством Де Тхама, а также восстание солдат в Тхайнгуене в значительной мере содействовали пробуждению многочисленных национальных меньшинств. Уже в конце XIX в. освободительное движение в районах национальных меньшинств приобрело серьезный размах. Районы Донгбака (северо-восток), Тзйбака (северо-запад) и Вьетбака (Северный Вьетнам) служили надежным убежищем для революционеров из Общества возрождения Вьетнама, видевших в малых национальностях, населяющих Вьетнам, своих надежных союзников. Так, народность ман, населяющая высокогорные плато Бакки (с наибольшей концентрацией населения в провинциях Туенкуанг, Иенбай, Футхо, Хазянг и Хай-нинь), неоднократно поднималась на борьбу с французскими колонизаторами, добиваясь значительных успехов[1355]. Наиболее активно народность ман выступила в годы первой мировой войны. Так, в октябре 1914 г. началось восстание народности ман в форте Лукнам. В декабре того же года была предпринята попытка захватить крепость Монгкай. Не менее активными были и представители народности мео, которые заметно активизировали свою антиколониальную борьбу накануне первой мировой войны. Районами с наибольшей концентрацией населения этой народности являются провинции Хазянг, Лаокай, Иенбай, Лайтяу. Несмотря на жестокие репрессии и подкупы со стороны колонизаторов, выступления мео продолжались несколько десятилетий — с конца XIX в. до конца первой мировой войны. Значительных успехов антиколониальная борьба мео добилась в 1911 г. в Донгкуанге провинции Хазянг, распространившись на всю эту провинцию, вплоть до вьетнамо-китайской границы[1356].
Повстанческая армия мео уже насчитывала в одном только районе Донгтхыонг до 900 человек. В другом районе — Майло — силы повстанцев исчислялись в 800 человек. Помимо примитивного оружия повстанцы были также вооружены ружьями.
В ноябре 1918 г. под руководством Общества возрождения Вьетнама вспыхнуло крупное восстание в районе форта Бинглиеу (Северо-Восточный Вьетнам), в ходе которого его участники захватили форт и убили французского командира[1357]. В восстании кроме народностей ман, нунг и хань приняли также участие шанги и мои. Распространившись на значительную территорию, восстание приобрело характер широкой партизанской борьбы. Колониальные власти были вынуждены перебросить в мятежные районы крупные силы карательных войск, которым долгое время не удавалось достигнуть сколько-нибудь значительного успеха, ибо восставшие пользовались поддержкой местного населения. «Население деревень и местные власти,— признавали сами французы,— настроены против нас».
Не будучи в состоянии подавить восстание силой, французское командование пошло на хитрость. Воспользовавшись разногласиями, возникшими среди повстанцев, оно вступило с ними в переговоры о перемирии, с тем чтобы выиграть время для переброски дополнительных сил. Когда же подкрепление подошло, французское командование прервало переговоры и отдало приказ о наступлении. Основные силы повстанческой армии были разгромлены, и лишь некоторым отрядам удалось укрыться на территории соседнего Китая.
В 1918—1921 гг. в провинциях Лайтяу и Тхайнгуен вспыхнули восстания народностей мео и тхыонг. Восстанием мео руководил уроженец Дьенбьенфу Зянг Та Тяй, провозгласивший себя законным наследником императора (по французским источникам известен как Бат Тяй, или Бат Чай)[1358]. Зянг Та Тяй призвал население Лайтяу к вооруженному выступлению против колониального режима, используя для этого листовки, в которых содержался призыв вступать в повстанческую армию. На его призыв в июне 1918 г. откликнулись мео в Тафине. Однако вооруженное выступление в Тафине закончилось неудачей, и после разгрома повстанцев в этом районе Зянг Та Тяй сформировал новый отряд, насчитывавший около ста бойцов, который начал действовать в районе Дьенбьенфу. По мере роста численности отряда его действия распространялись на все новые и новые районы. К отряду охотно присоединились другие повстанческие отряды мео. К началу 1919 г. восстанием был уже охвачен весь район Дьенбьенфу. Французские власти с тревогой признавали, что движение под командованием Зянг Та Тяя «перестало носить местный характер и слилось с борьбой отрядов мео на территории Верхнего Лаоса»[1359]. Восстание под предводительством Бат Тяя прошло в своем развитии три этапа. "Первый этап охватывает начало 1918 — февраль 1919 г. На этом этапе отмечалось расширение его масштабов. На втором этапе (март 1919 — апрель 1920 г.) влияние Бат Тяя как руководителя повстанцев распространилось не только по всему Лайтяу, но и в Верхнем Лаосе. Под знамя Бат Тяя встали мео, проживавшие на левом берегу р. Меконг, а также в Дьенбьенфу, в Самнеа (Лаос) и Чанмини. Военные действия на этом этапе проходили на территории в 40 тыс. кв. км при удержании инициативы армией Бат Тяя.
Третий этап восстания длился с мая 1920 по февраль 1921 г., характеризуясь временным спадом боевых действий. Однако повстанческая армия по-прежнему вела широкие боевые действия на огромной площади от Верхнего Лаоса до Лайтяу. Несмотря, на широкие карательные операции, авторитет Бат Тяя оставался непоколебленным вплоть до окончательного подавления восстания. В район боевых действий были спешно стянуты крупные силы карателей. После ожесточенных и кровопролитных боев, в ходе которых был тяжело ранен и сам Зянг Та Тяй, восстание было подавлено. Однако прошло еще немало времени, прежде чем волнения улеглись. Лишь в конце 1922 г., после убийства Зянг Та Тяя, движение было окончательно подавлено.
Зарождение рабочего движения. Рабочее движение во Вьетнаме на первых порах проявилось в форме стихийных протестов и бунтов против тяжелой и бесчеловечной эксплуатации.
В конце XIX в. зафиксированы первые выступления рабочих: 28 февраля 1885 г. около 200 рабочих железнодорожных мастерских Деокуана (пров. Лангшон) оставили работу и разошлись по домам. На различных участках строительства железной дороги Ханой — Лангшон отмечались многочисленные случаи бегства рабочих[1360]. 3 апреля 1892 г. рабочие, занятые на строительстве железной дороги в Лангшоне, выступили в поддержку крестьянских повстанческих отрядов, атаковавших французские войска на одном из участков дороги, ведущей из Шуонгеня в Бакле[1361]. В июле того же года рабочие железной дороги в районе Лангшона совместно с повстанческим отрядом крестьян выступили против колонизаторов.
В начале 1893 г. повстанцы Ланьфа, действуя в районе рудников Куангиен, вместе с рабочими рудников захватили Хавок, западнее рудника Кайбау, превратив его в свой опорный пункт. В рассматриваемый период бегство рабочих со строительства железных дорог приняло массовый характер, распространившись на многие местности: Фулангтхыонг, Каоай, Лангзяй, Деоба и др. Численность беглых рабочих составила одну пятую общего числа рабочих, занятых на строительстве железной дороги Фулангтхыонг[1362].
В марте 1894 г. 446 рабочих из общего числа 826 человек оставили работу на строительстве железной дороги на участке Тханьмыой — Лангзяй, протестуя против продления рабочего дня. Одновременно почти все рабочие, занятые на строительстве железнодорожного моста в районе Лангшона, покинули работу, протестуя против жестокого обращения с ними управляющего и против нерегулярной выплаты жалованья.
В 1894 г. на многих участках строительства железных дорог рабочие по различным причинам оставили работу. К апрелю 1894 г. численность беглых рабочих со строительства дорог составила 7% общего числа рабочих в десяти провинциях Северного Вьетнама[1363].
Как видим, наиболее распространенными формами рабочего движения во Вьетнаме в рассматриваемый период были саботаж, отказ работать и самовольный уход со строительства железных дорог и шахт, похищение французских предпринимателей и сожжение домов колонизаторов. Это были еще низшие формы борьбы рабочих против своих хозяев. Вражда рабочих к капиталу выражалась в острой ненависти к своим эксплуататорам, в смутном осознании своего угнетения и рабства и в страстном желании отомстить за бесчеловечное обращение и жестокую эксплуатацию. Рабочие еще не понимали того, что источником их нищеты и угнетения является не само по себе оборудование шахт или фабрик, а весь существующий политико-экономический строй полуфеодального и колониального Вьетнама. Эта борьба проявлялась как в форме одиночной борьбы с хозяином, так и в разрозненных стихийных выступлениях рабочих, разрушавших здания, ломавших машинное оборудование, избивавших фабричное начальство и т. д.
В рабочем движении указанного периода проявлялось стремление к солидарности с борьбой французских моряков, выступавших против колониальных властей, а также с китайскими рабочими. Так, в мае 1895 г. французские матросы на корабле «Святой Людовик» в Хайфоне отказались работать, потребовав увеличения жалованья[1364]. В знак солидарности с ними вьетнамские матросы и портовые рабочие также бросили работу, присоединившись к их борьбе, и направили свои требования капитану корабля, в которых они жаловались на жестокое обращение. Колониальные власти расправились как с французскими, так и с вьетнамскими матросами[1365].
В марте 1898 г. численность шахтеров в районе Кайбау достигла 2886 человек, из которых 972 человека составляли китайцы, прибывшие из Гонконга, 730 человек — из числа китайских эмигрантов Монгкая, 719 человек — вьетнамцы и 465 человек были заключенными вьетнамскими кули[1366]. Владельцы шахт Кайбау часто задерживали выплату жалованья рабочим, иногда в течение нескольких месяцев, тогда как жизнь постоянно дорожала. Возмущенные несправедливым отношением, 19 октября 400 рабочих организовали манифестацию, направившуюся к порту Баллу, где находилась резиденция владельцев шахт. Рабочие потребовали от администрации выплатить жалованье за прошедшие месяцы и разрешить рабочим вернуться в родные края[1367]. В результате этой борьбы 300 рабочих добились права вернуться домой. Китайские рабочие потребовали от администрации шахт выплатить жалованье деньгами, а не рисом. После того как администрация отказалась удовлетворить их требование, шахтеры подняли бунт. Лишь с помощью войск владельцам шахт удалось подавить выступление шахтеров. Начальство шахт пыталось разъединить вьетнамских и китайских рабочих. Однако, оказавшись бессильной перед настойчивостью рабочих, администрация рудников была вынуждена согласиться уплатить рабочим задержанное жалованье и отпустить рабочих в родные края. Шахтеры, работавшие на упомянутых шахтах, нередко нападали на охранные войска, ломали машинное оборудование, пускали под откос вагонетки с углем, совершали побег с работы. Одновременно с этими формами борьбы рабочие участвовали также в митингах и демонстрациях. Так, в 1900 г. произошла демонстрация рабочих в Онлау (пров. Хай-зыонг)[1368], где наряду с рабочими-вьетнамцами работали и китайцы. Демонстрация эта была вызвана низкой оплатой труда. В ходе демонстрации рабочие потребовали от хозяина повышения жалованья. Получив отказ, рабочие собрались на митинг перед воинскими казармами. Митинг был разогнан французскими войсками, были арестованы 23 человека. В столкновении с войсками был тяжело ранен и вскоре скончался рабочий-активист Зыонг Ли. В архиве генерал-губернатора Индокитая, находящемся ныне во Франции, в г. Экс-ан-Прованс, имеются некоторые материалы о рабочем движении во Вьетнаме исследуемого периода. В этих материалах, в частности, указывается, что весной 1901 г. произошла забастовка солеваров. В донесении колониального инспектора Фрезола генерал-губернатору Индокитая о забастовке солеваров и мерах, принятых для ее подавления и обеспечения снабжения Тонкина солью, говорилось следующее: «Имею честь информировать Вас о некоторой разрядке напряженности на соляных копях Ванли. Забастовщики, недовольные отъездом аннамитского священника из Кыонгдьена и арестом главных зачинщиков, кажется, колеблются. Как только окажется возможным вернуть им трудовые книжки, конфискованные с целью их обезвреживания, работа должна возобновиться повсюду. Но то, что в мае не было добычи сырья для производства одной из лучших солей, может иметь серьезные последствия для обеспечения Тонкина»[1369].
В другом документе из того же архива упоминалось о забастовке солеваров Намдиня в июле 1901 г.: «Ханой. 4 июля 1901 г. Генерал-губернатору (по телеграфу). Имею честь информировать Bас о том, что на основании последних полученных мною сведений забастовка солеваров в районе Намдиня может считаться законченной. Солевары возобновляют работу повсеместно. Им были возвращены трудовые книжки, причем это произошло без какого-либо вмешательства со стороны администрации».