Задания к тесту
Практическое занятие № 5
Динамическая природа языковой нормы
ПОДГОТОВЬТЕ ОТВЕТЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
1. Для людей каких профессий владение нормами литературного языка - показатель профессиональной пригодности?
2. Какая из норм более недвижна — произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, грамматическая? Расположите их в порядке нарастания подвижности.
3. В чем отличие орфоэпической нормы от фонетических законов языка? Покажите на конкретном примере.
4. Что означает феномен лексической нормы? Как он связан с основными свойствами слов?
5. Нарушение норм может быть обусловлено противоречиями в самом языке. Докажите это на примере слов; пальто, кенгуру, очутиться, чудить, жать, писать, победить.
6. Какие употребления следует считать ненормативными? Какие можно отнести к «младшей» норме? Какие варианты следует считать разговорными?
A[дју]тант, не[л’]зя, до[шт’], ко[н]сервы, ве[з]де, пе[н]сия, ско[к]о, mo[д]a; [сч]ет, [ш’ч]итывать, ки[н]те, и[з]менник, щ[а]велъ, [зв’]eрь, е[ж ]ай, не е[з]дий, у меня е[с’].
6. Можно ли считать современную литературную норму РЯ ужеустоявшейся и стабильной?
7. В какой мере актуальным для нормы представляется общественная регламентация и общественное признание варианта?
8. Определите действие социальной оценки применительно к норме, опираясь на собственное языковое чутье.
Практические задания:
1) Разработайте для учащихся старших классов урок-лекцию: Типы норм современного русского литературного языка.
2) Подготовьте для факультативного занятия по культуре речи сообщение «Как изменялись нормы русского языка», используйте следующие материалы: 1)Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971; 2) Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 1990.
3) В произведениях художественной литературы найдите ненормативные единицы. Определите характер нарушения языковых норм, попробуйте дать объяснение, почему автор использовал ненормативные единицы в тексте.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Головин. Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
2. Введенская Л,А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на Дону, 1995.
4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
5. Кохтев Н.Н.. Риторика. М., 1994.
6. Основы культуры речи. Хрестоматия // Под ред. Л.И. Скворцова. М., 1984.
7. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1999.
Практическое занятие №6.
Тренировочный тест
Задания к тесту
(Тест состоит из трех уровней)
1 Уровень включает следующие виды заданий:
1. Обозначить ударение в словах.
2. Определить характер ошибок, исправить (при выполнении используйте методические материалы к занятию).
3. Поставьте слова из скобок в нужной форме (определение грамматического рода отдельных существительных).
2 Уровень:
1. Поставьте существительные в форму Р.п., выделите ударный слог.
2. Восстановите паронимические пары и употребите слова в словосочетаниях.
3. Подберите к существительным ж. рода существительные м.рода, определите семантические и стилистические различия между ними.
4. Раскройте скобки, объясните написания (синтаксические нормы).
5. Укажите случаи стилистически неоправданного употребления заимствованных слов.
6. Исключите предложения с неречевыми ошибками.