Занятие 2. Права несовершеннолетних детей.

Основные вопросы

1. Понятие «ребенок» по российскому законодательству.

2. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

3. Право ребенка на имя, фамилию, отчество и порядок их перемены.

4. Право ребенка выражать собственное мнение.

5. Право ребенка на защиту.

6. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

7. Имущественные права ребенка.

 

Задачи

 

Задача №1.

Укажите, какое из перечисленных решений суд или органы опеки и попечительства могут принять только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет:

а) о лишении одного из родителей родительских прав;

б) о восстановлении в родительских правах родителя, лишенного родительских прав;

в) о немедленном отобрании ребенка у родителей при наличии непосредственной угрозы его жизни или здоровью;

г) об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей;

д) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

е) об определении порядка общения с ребенком родителем, проживающим отдельно от него;

ж) об изменении имени (фамилии) ребенка;

з) об усыновлении ребенка;

и) о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка;

к) о назначении ребенку опекуна.

 

Задача №2.

Укажите, в каких из перечисленных случаев ребенок, не достигший возраста восемнадцати лет, вправе самостоятельно обратиться за защитой своих интересов в суд. Уточните, с какого возраста он может реализовать это право:

а) с иском о лишении родительских прав;

б) с иском о признании недействительным договора купли-продажи жилого помещения, принадлежащего ребенку, заключенным от его имени одним из родителей;

в) с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов с родителя;

г) с иском об установлении отцовства в отношении:

1. своего предполагаемого отца,

2. своего ребенка;

д) с иском об определении места жительства своего ребенка;

е) с заявлением об оспаривании акта органа местного самоуправления, которым ребенку отказано в разрешении вступить в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста;

ж) с заявлением о признании полностью дееспособным.

 

Задача №3.

Супруги Родионовы прожили в браке 12 лет, воспитывали двои общих детей – девочку 11 лет и мальчика пяти лет. Однако Родионов решил поменять пол, объяснив родственникам, что он всю жизнь мучается в образе мужчины и хотел бы остаток жизни провести в согласии с собой, своим мироощущением, что он чувствует в себе женское начало.

После консультаций с врачами и длительного медицинского обследования, он написал заявление об операции по перемене пола. В клинике ему предложили до операции зарегистрировать новое имя, получить новый паспорт, а потом лечь в стационар. Однако сотрудники органа ЗАГС, куда обратился Родионов, отказали ему в регистрации перемены имени, отметив, что не вправе присваивать мужчине женское имя, к тому же не знают как поступить с записью об отчествах его детей, изменения его и их фамилий на женский род. Применительно к детям возник и принципиальный вопрос о том, как менять запись об отцовстве, ведь «женщина» не может быть указана отцом детей.

Решите дело. Какие правила о перемене имени предусмотрены в действующем законодательстве? Как сказывается перемена имени родителей на записи об отчестве, фамилии их детей? Существует ли сегодня нормы, регулирующие перемену пола?

 

Задача №4.

Супруги Вороновы расторгли брак. Воронов после расторжения брака обратился в суд с требованием о признании утратившими право пользования бывшей супругой Вороновой и их несовершеннолетним сыном Сергеем жилым помещением (квартирой), принадлежавшим Воронову на праве собственности до вступления в брак. Воронов ссылался на положения Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется.

Суд признал правомерными требования Воронова и удовлетворил иск.

Обратившись к адвокату, Воронова обжаловала решение суда в части признания утратившим право пользования квартирой несовершеннолетнего Сергея. Доводы жалобы сводились к тому, что в соответствии с Семейным кодексом РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Указанные права, предоставленные ребенку, и обязанности родителей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка. Приведенное позволяет сделать вывод о том, что лишение ребенка права пользования жилым помещением одного из родителей влечет нарушение прав ребенка. Соответственно, право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком после расторжения брака между его родителями.

Оцените позиции супругов.

Положениями какого законодательства следует руководствоваться при разрешении данного спора?

 

Задача №5.

Родители Насти Толстомордовой расторгли брак. Дочь осталась проживать с матерью. Мать Насти хорошо зарабатывала и алименты с отца девочки на ее содержание не взыскивала. Сам он добровольно материальную помощь не оказывал, дочь не навещал. Когда девочке было шесть, ее мать погибла в автомобильной катастрофе. Под опеку Настю вяла бабушка по материнской линии. Когда девочка пошла в школу, ее стали дразнить; издевательства происходили из-за фамилии Насти. Бабушка Насти обратилась в орган опеки и попечительства с просьбой дать согласие на перемену фамилии «Толстомордова» на девичью фамилию матери Насти (и фамилию бабушки) «Пушкина». Орган опеки отказал в даче согласия на перемену фамилии девочки мотивируя тем, что опекун подобных полномочий не имеет. Кроме этого, орган опеки и попечительства выяснил мнение отца Насти, который возражал против перемены фамилии девочки.

Правильно ли поступил орган опеки и попечительства? Изменится ли решение задачи, если мать девочки была бы жива и сама обратилась бы с подобным заявлением?

Задача №6.

Пятнадцатилетний Павел Железняк узнал, что был усыновлен. У него появилось сильное желание найти своих кровных родителей и, может быть, других родственников. Его усыновители сослались, что не знают ничего о его происхождении. Тогда Павел обратился с заявлением в орган опеки и попечительства с просьбой сообщить ему необходимые сведения о его родителях. Павел ссылался на его право жить и воспитываться в семье и на правомочие знать своих родителей.

Какое решение должен принять орган опеки и попечительства? Каким образом реализуются отдельные правомочия права жить и воспитываться в семье?

 

Задача №7.

У супругов Симоновых долгое время не было детей. Во время путешествия по Египту, Елена Симонова, находясь в Карнакском храме (г. Луксор) тридцать три раза обошла статую священного в Египте жука Скоробея с просьбой желанного ребенка. Через некоторое время Елена забеременела и после рождения сына стала настаивать, что бы мальчика назвали Скоробей, что именно это имя принесет ему счастье. Ее супруг Василий не разделял мнения жены, утверждая, что подобное имя в России будет являться поводом для насмешек над ребенком. Тем не менее, уважая мнение жены, в качестве компромисса Василий предложил назвать сына Ра (по имени Египетского бога солнца). Пока супруги выбирали имя ребенку, мать Василия (бабушка мальчика) самовольно взяла справку о рождении ребенка, паспорта родителей и их свидетельство о браке и зарегистрировала рождение мальчика, выбрав ему имя Еремей (в честь дедушки). Узнав об этом, супруги Симоновы обратились в суд с заявлением о признании действий органов ЗАГСа по регистрации имени их ребенка незаконными.

Какое решение должен вынести суд? Каков порядок выбора имени ребенка и порядок регистрации его рождения?

 

Задача №8.

Пятнадцатилетний Георгий Саакашвили по Интернету нашел своего троюродного брата Рустама, с которым они дружили в детстве, пока родители мальчиков не разъехались в разные страны (родители Георгия в Россию, родители Рустама в Австралию). Братья захотели встретиться. Родители Рустама предложили оплатить перелет Георгия в Австралию и его проживание там в течение двух недель. Родители Георгия были категорически против данной поездки, ссылаясь на ее удаленность и небезопасность для несовершеннолетнего мальчика. Мальчик обратился с жалобой на родителей в две инстанции: в орган опеки и попечительства и к уполномоченному по правам ребенка, ссылаясь на нарушение родителями его права на общение с родственниками.

Какова перспектива подобного обращения? Каким образом реализуется право ребенка на общение с родителями и другими родственниками? Каким образом может защитить свое право на общение с Георгием его троюродный брат Рустам?

 

Задание:

 

1. Составьте проект соглашения между родителями ребенка и бабушкой ребенка, проживающей заграницей, о порядке общения ее с ребенком.