Задание 1. Изучение профессиональных склонностей (дифференциально-диагностический опросник) ДДО Е.А. Климова.
В основе методики лежит условное деление всех видов профессий на пять групп в соответствии с тем, что является предметом профессиональной деятельности:
1. человек-природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например: биолог, географ, геолог, математик, физик, химик, и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук;
2. человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой — с ее использованием или конструированием (например, профессия инженера, оператора, машиниста и т.п.);
3. человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например: политика, религия, педагогика, психология, медицина, право;
4. человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например: лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.;
5. человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например: литературу, музыку, театр, изобразительное искусство.
С помощью методики ДДО можно определить, к какой из перечисленных пяти групп профессий у вас есть склонность. Для этого предлагается опросник в сопровождении инструкции следующего содержания.
Инструкция: из 20 пар суждений необходимо выбрать и отметить в каждой паре одно из двух.
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным людям, лечить их | 2б. Составлять таблицы, схемы, компьютерные программы |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, рекламных плакатов, художественных открыток, музыкальных записей | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмасса и т.п.) | 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги |
6а. Выращивать молодняк — животных какой-либо породы | 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовые, учебные, спортивные) |
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты | 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным, транспортным средством (подъемный кран, машина и т.п.) |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочной службе, во время экскурсии и т.д. | 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п. |
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежда, техника), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять расчеты, вычисления |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада | 20б. Работать с применением электронных технических средств (компьютер, телефакс и т.п.) |
Обработка результатов:
Группы профессий | ||||
Человек — природа | Человек — техника | Человек — человек | Человек - знаковая система | Человек — художественный образ |
1а 6а 10а 11а 16а 20а | 4а 9а 14а 19а | 2а 8а 12а 18а | 5а 15а | 3а 7а 13а 17а |
Подсчитайте количество полученных баллов по каждой из выбранных вами профессиональных групп |
Наибольшее количество баллов, набранных по той или иной профессиональной группе, будет свидетельствовать о большей склонности к ней.
А. На основании полученных результатов укажите преобладающую (-ие) группу (-ы) профессиональных предпочтений _______________________
__________________________________________________________________
Б. Напишите, что, по вашему мнению, повлияло на развитие этих склонностей ______________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 2. Профессиональная деятельность сотрудников Госавтоинспекции сводится к совокупности определенных профессиональных действий (организационных, профилактических, оперативно-разыскных, пропагандистских, аналитических и др.). В их ряду находятся и «профессионально-психологические действия, отличающиеся своими психологическими задачами и осуществляемыми психологическим средствами, приемами и методами». По мнению профессора А.М. Столяренко, «… результативность служебных действий резко повышается, если сотрудник учитывает и понимает психологические особенности личности или группы, психологически понимает и использует правильно психологические тонкости общения, психологически рассчитывает свои воздействия, … понимает и контролирует психологическое влияние на ситуацию своей личности и поведения»[1].
Ø Добавьте к этому перечню психологическое действие, которое осуществляется сотрудником при помощи методов исследования.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Приведите 2-3 примера, в которых прослеживается роль психологических действий в повышении эффективности деятельности сотрудников Госавтоинспекции и сотрудников других подразделений органов внутренних дел.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Приведите примеры из телевизионных передач, статей из газет и журналов, где подчеркивается необходимость психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте ниже приведенный отрывок, а затем ответьте на вопросы.
В 15 часов 30 минут в районе поселка Кучино произошло столкновение рейсового автобуса и грузовой автомашины. В результате аварии пострадало 3 пассажира автобуса и 5 человек, ехавших в грузовой автомашине. Приехав на место ДТП, сотрудники ДПС ГИБДД обнаружили 3 трупа, многочисленные следы крови, услышали крики и плач раненых, сирены машины «скорой помощи». Они неуверенно начали осмотр места происшествия, испытывая желание как можно его скорее закончить, несвоевременно давая указания участникам осмотра.
Какое психологическое свойство мешало сотрудникам осуществлять осмотр места ДТП?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли утверждать, что имеется связь между недостаточным профессиональным опытом сотрудников и проявлением неуверенности в осмотре места ДТП?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы Вы посоветовали сделать руководителю осмотра, чтобы упорядочить осмотр места ДТП и повысить эффективность осмотра?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание выполнил ______________________________________________________
Замечания преподавателя_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________