Методика проведения групповых дискуссий

Диспут

Диспут (научная полемика) - форма сотрудничества, которая ис-сться для изучения различных взглядов на определенную проблему с целью установления истины. Учеными доказано, что во время спора интенсивно развивается мышление (Ж. Пиаже, Д. Болдуин). Поэтому эта технология активно используется в педагогическом процессе. Она призвана решать следующие задачи: развивать логическое мышление, умение задавать вопросы и отвечать в эмоционально-напряженных обстоятельствах; воспитывать нравственные качества, формировать культуру поведения и общения, ценностное отношение к себе и к оппонентам.

Этапы организации и проведения диспута

•1. Не позднее чем за неделю объявляется (в устной или письменной форме) тема диспута, перечень вопросов, выносимых для обсуждения (полемике), дата, время, место проведения и состав участников.

•2. Ведущий открывает диспут, сообщает тему и цель, комментирует их.

•3. Ведущий определяет секретаря и знакомит с членами жюри - специалистами по определенной проблеме.

•4. Ведущий знакомит участников, которые имеют разные взгляды на проблему. Сторонники разных точек зрения выбирают руководителя.

•5. Сообщаются организационный регламент и правила сотрудничества (они могут быть написаны на плакате). Прикрепляется плакат с критериями оценок, который устно комментируется.

•6. Разыгрываются порядковые номера выступлений.

•7. Защитники первой точки зрения в своем выступлении выкладывают свое мнение по проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая ее.

•8. Другая сторона ставит вопрос, выясняет позицию команды.

•9. Защитники второй точки зрения в своем выступлении выкладывают мнению сторонников первой точки зрения по проблеме, доказывая, что они ее правильно поняли.

•10. Ведущий звертасгься с вопросом к сторонников первой точки зрения для того, чтобы убедиться, что защитники второй точки зрения правильно их понять.

•11. Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают свою позицию по данной проблеме, объясняют и обфунтовують ее.

•12. Защитники первой точки зрения в своем выступлении доказывают понимание позиции другой стороны.

•13. Ведущий, общаясь со сторонниками второй точки зрения, убеждается в том, что их позицию правильно поняли.

•14. Сторонники первой точки зрения задают вопросы.

•15. Сторонники второй точки зрения отвечают на вопросы. Отводится время для обдумывания ответов и вопросов. Когда время и количество вопросов исчерпаны, диспут прекращается.

•16. После обмена вопросами и ответами стороны пытаются доказать неправильность противоположной точки зрения. •17. Члены жюри принимают решение и объявляют результаты диспута: чья точка зрения победила. Может случиться так, что ни не будет звучать убедительно. Жюри руководствуется фактами и обоснованными аргументами. * 11

•18. Ведущий называет победителя диспута, выдающихся его по количеству набранных баллов.

•19. Подводятся итоги.

Дискуссия- это форма занятия, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого на ту или иную проблему.

В любом случае, в дискуссионном занятии должен присутствовать характерный признак - конфликт, при котором каждый участник защищает свою позицию .В самом общем виде, используя общепедагогические классификации, все дискуссии можно поделить на несколько групп, в зависимости от принципов их проведения, задач и результатов. Первый тип - это структурированная или регламентированная дискуссия. На данном уроке «малые» группы учащихся изучают какую-либо «частную» проблему или вопрос как часть общей проблемы, которую предстоит решить группе.

Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования.. Третий тип дискуссии - проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проектов по определенной теме. Существует и классификация дискуссий по формам проведения: «симпозиум», «круглый стол», «дебаты» . Анализируя различные классификации дискуссионных занятий, можно выделить две основные формы дискуссий. Это групповые дискуссии, в которых участвуют несколько групп по 3-5 человек и каждая группа отстаивает свою точку зрения на заданную проблему. Следует отметить, что в практике наиболее приемлемой формой является групповая дискуссия, так как она обеспечивает многообразие мнений и подходов к рассмотрению проблемы, и в обсуждении задействовано большинство участников. Также дискуссия должна обязательно заканчиваться формулированием общей позиции группы по обсуждаемому вопросу.

Процесс проведения дискуссионного занятия включает в себя несколько этапов. Прежде всего, это подготовительный этап, на котором определяется тема дискуссии. Она должна быть актуальной и солидной. Актуальность темы для учащихся определяется той пользой, которую принесут им полученные в ходе дискуссии знания и умения. Солидность темы предполагает ее высокую значимость.. Мелкие вопросы на дискуссию не выносятся.

Определяя тему дискуссии, педагогу нужно помнить, что проблемы, выносимые на обсуждение, должны быть не просто ключевыми в истории, но и посильными для участников, вызывать их интерес. А также очень важно, чтобы тема была обеспечена литературой, доступной по содержанию .

На данном этапе педагог делит группу на условные подгруппы. При делении на подгруппы нельзя формировать подгруппы сильных и слабых.. Создание групп должно происходить на основе принципа взаимного обогащения, то есть в одну группу должны входить учащиеся с разным уровнем знаний и умений.

Это, во-первых, способствует развитию более слабых школьников, которые будут обогащать свои знания и умения при работе с сильными учениками; а, во-вторых, такой принцип распределения на группы создаст приблизительно одинаковые по уровню развития группы, что способствует активному участию в дискуссии максимального количества участников.

Начинается дискуссия с вводного слова педагога, в котором он формулирует основную проблему занятия, обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников, объясняет правила проведения дискуссии. Затем проходит обсуждение задания в подгруппах и выступления участников дискуссии.

дискуссии не только активизируют мыслительную деятельность участников и увеличивают их интерес к предмету обсуждения, но и способствуют развитию устной речи, а также следующих умений: выслушивать оппонента, проявлять терпимость к иной точке зрения, аргументировано отстаивать собственную позицию.

Таким образом, дискуссии способствуют развитию основных коммуникативных умений. В целом, дискуссия является такой формой занятия, на которой развивается мышление и устная речь, но при этом участники овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора